10 февраля 2022 года исполняется 185 лет со дня смерти АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА (1799–1837), великого русского поэта.
Осень 1836 года была тяжёлым временем для Пушкина. Раздел имения после смерти матери, заботы по издательским делам, долги, и, главное, ставшее нарочито явным ухаживание кавалергарда Дантеса за его женой были причиной его угнетённого состояния. 3 ноября друзьям Пушкина был разослан анонимный пасквиль с оскорбительными намёками в адрес его жены Натальи Николаевны. Пушкин, узнавший о письмах на следующий день, был уверен, что они – дело рук Дантеса и его приёмного отца Луи Геккерна. Вечером 4 ноября он послал вызов на дуэль Дантесу. Геккерн после двух встреч с Пушкиным добился отсрочки дуэли на две недели. Усилиями друзей поэта и, прежде всего, Жуковского и тётки Натальи Николаевны Екатерины Загряжской, дуэль удалось предотвратить. 17 ноября Дантес сделал предложение сестре Натальи Николаевны – Екатерине Гончаровой. В тот же день Пушкин послал своему секунданту В. А. Соллогубу письмо с отказом от дуэли.
Однако этот брак не разрешил конфликта. Дантес, встречаясь с Натальей Николаевной в свете, преследовал её. Распускались слухи о том, что Дантес женился на сестре Пушкиной, чтобы спасти репутацию Натальи Николаевны. По свидетельству друга Пушкина Константина Данзаса, жена предлагала Пушкину оставить на время Петербург, но тот, «потеряв всякое терпение, решил кончить иначе». 26 января (7 февраля) 1837 года Пушкин послал Геккерну «в высшей степени оскорбительное письмо». Единственным ответом на него мог быть только вызов на дуэль, и Пушкин это знал. Формальный вызов на дуэль от Геккерна, одобренный Дантесом, был получен Пушкиным в тот же день через атташе французского посольства виконта д’Аршиака. Так как Геккерн был послом иностранного государства, он не мог драться на дуэли – это означало бы немедленный крах его карьеры. За него должен был драться его приёмный сын – Дантес.
Дуэль с Дантесом состоялась 27 января на Чёрной речке. Пушкин был ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным. Пушкин узнал об этом от лейб-медика императора Николая I Н. Ф. Арендта, который, уступая его настояниям, не скрывал истинного положения дел.
Нет комментариев