Целина запомнилась, как праздник — такими словами начался наш разговор с Фридрихом Карловичем Кунцем, жителем села Гонохово о целинных годах. В жизни же Фридриха (в селе его зовут Фёдором) Карловича было много событий, которые далеко не все были радостными.
Когда началась война, ему было пятнадцать лет, и его отправили вместе с родителями в далёкую Сибирь. Ужасы того переезда он не любит вспоминать. По Указу Правительства СССР от 29 августа 1941 года из Поволжья за короткий срок было выселено около 100 тысяч человек немецкой национальности на Алтай и в Казахстан.
После долгого пути их привезли в Барнаул, там посадили на пароход и доставили в Камень. Здесь уже распределили по сёлам. Семья Фридриха Карловича попала в Гонохово. Это было 18 сентября 1941 года. Шла война с Германией, и переселенцы думали, что местное население отнесётся к ним не очень доброжелательно. Но их встретили хорошо, люди понимали, что волжские немцы поневоле попали в беду. Жители вскоре увидели, что это работящие, порядочные, скромные люди.
После того, как Фридриху Кунцу исполнилось 16 лет, его забрали в трудармию и отправили на работу в Красноярский край, где молодой человек пробыл шесть лет. Об этом времени Фридрих Карлович говорит коротко:
— Лучше вам не знать что и как там было, а мне не вспоминать. Я, слава Богу, вернулся живой. В трудармию отправляли и женщин. Не трогали только тех, у которых имелись дети до трёх лет и не было родственников.
По возвращении, в 1948 году Фридриха Карловича приняли в колхоз. Ему доверили работать на тракторе. Он принимал непосредственное участие в освоении целины.
— С весны 1954 года в район стала поступать техника: трактора, автомобили. К нам приехала целая бригада трактористов с Кубани. Фамилия бригадира была Позябкин. Мы, местные, работали на старой технике, а новую давали приезжим. мы тогда числились работниками Плотниковской МТС, — вспоминает Фридрих Карлович. — До целины поля наших бригад были распаханы небольшими клочками. На участке нашей, третьей бригады, до целины засевали гектар 800, а потом мы стали обрабатывать и засевать почти две тысячи гектаров.
Кубанцам отдали земли первой бригады, а нас передвинули и создали третью. Когда кубанцы уехали, нас вернули на наши земли. Я проработал механизатором до самой пенсии.
Плохо было то,что распахали некоторые неплодородные участки, чтобы только выполнить план по распашке целины, — продолжает Фридрих Карлович. — Потом всё равно не стали засевать эти земли.
Запомнился ему и небывалый урожай 1954 года:
— В этот год много засеяли новой земли. Всякая целина в первые годы даёт богатый урожай. Погода была благоприятная для пшеницы. Столько её наросло, что не всю убрали и даже обмолоченное не могли сохранить. Элеватор не в состоянии был принять весь урожай. Рыли ямы, их называли глубинками, и туда ссыпали зерно на хранение. Но в них не всегда оно хорошо сохранялось. Много тогда сгнило. Не подумали люди, что может быть такой урожай.
Колхозники в тот год получили много пшеницы на трудодни. Хлеба ели вволю. В магазинах продавали не только чёрный хлеб, но и первого и высшего сорта.
Конечно, целина изменила жизнь сельских жителей. Когда закончилась целина, у нас осталась техника и поступала ещё. Стали больше держать скота в колхозе, строили фермы.
Целина помнится ещё мне и духом соревнования. В бригаде был переходящий красный флажок. По итогам каждого дня его вручали тем, у кого была самая большая выработка. Каждый стремился его получить.
В 1955 году Фридриха Карловича наградили медалью ВДНХ. Ему нужно было ехать в Москву, но комендант поездку не разрешил. Ослушаться было нельзя — грозило тюремное заключение.
Постепенно изменилась жизнь Фридриха Карловича. Его трудолюбие, ответственность, порядочность отмечалась всеми, кому довелось с ним работать. В 1957 году Фридриха Карловича наградили медалью “За освоение целинных земель”, затем “За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны”, медалями “60 лет Победы в Великой Отечественной войне” и “65 лет Победы в Великой Отечественной войне”. У него есть знаки “Ударник Коммунистического труда”, “Ударник XI пятилетки”.
После разоблачения культа личности Сталина Фридриха Карловича приняли в партию. Наладилась и семейная жизнь. С женой они вырастили четверых детей, которые унаследовали от отца трудолюбие. Непростая жизнь была у нашего героя, много испытаний выпало на его долю.
— Всякие люди встречались на моём пути, — говорит он. — Но больше было хороших, которых я помню и уважаю.
Человеческую душу можно сравнить с целиной. От того, как и чем её засеют родители, во многом зависит и судьба человека. По-видимому всё правильно делали родители Фридриха Карловича, коль смогли вырастить такого достойного человека, замечательного труженика, семьянина.
Татьяна ПАНФИЛОВА.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2