Среди большого числа языческих мистерий наиболее влиятельными и оригинальными надо признать следующие четыре мистерии: Египетские (Озирис и Изида), Лидийско-Фригийские (Аттис и Великая Матерь богов), Мистерии Митры и, наконец, Елевзинские (Деметра,
Прозерпина и Иакхо-Дионис). Если в эпоху эллинизма эти мистерии, как и другие, стали сближаться и даже сливаться друг с другом, то основное их своеобразие сложилось раньше. Многое здесь еще неясно и запутано – особенно неясно возникновение (довольно позднее) митраических мистерий (мистерий Митры), сыгравших такую огромную роль в борьбе умиравшего язычества с христианством.
Мистериальное творчество не столько истощилось, сколько оборвалось с возникновением христианства – и
это было бы, конечно, совершенно непонятно, если бы само христианство
развилось из мистерии: фактически мистериальное творчество замерло, без достаточных исторических причин.
Мы остановимся на кратком обзоре лишь наиболее типичных языческих мистерий и обратимся прежде всего к египетским мистериям.
В
основе мистерии Озириса лежит миф об убийстве Озириса его братом Сетом,
о плаче и искании тела Озириса его сестрой – женой Изидой, о нахождении
ею тела Озириса и воскресении его. В египетском сознании тайна
загробной жизни составляла вообще главную тему религиозных размышлений и
творчества – и Озирис, бывший сначала солнечным богом, стал позднее
лунным божеством, связанным с загробной жизнью. В древнем мифе о
воскресении Озириса египетское богословие развило очень подробно учение о
загробной жизни, – и хотя кроме Озириса и Изиды в загробных судьбах
человека играют большую роль и другие божества, но основное значение
принадлежало мифу о воскресении Озириса. На почве этого мифа оформились и
окрепли в египетском богословии чаяния индивидуального бессмертия.
Однако, если учение о путях загробной жизни, об условии бессмертия
(через отождествление души умершего с Озирисом) существовало давно, то
это еще не создавало мистерии, а отражалось лишь в обрядах и
богослужениях. Культ Изиды и культ Озириса, который по содержанию своему давно уже сближался с греческими культами, как раз благодаря влиянию эллинизма и дал настоящие мистерии в Египте.
В
египетских мистериальных богослужениях слилась старая греческая
мистериальная традиция с египетскими образами. Под именем Сераписа стали
почитать того, кого раньше чтили, как Озириса; самое содержание
мистерии заключало в себе драматическое изображение смерти Озириса,
плача и искания Изиды, воскресения Озириса. Кроме ежедневных
богослужений, кроме нескольких праздников в году, существовали особые
торжественные мистерии, в которых очень ярко разыгрывалась вся
мистериальная драма – плач Изиды над «мумией» Озириса, а затем
«воскресение» Озириса (после ряда магических действий) на третий день.
Плач и отчаяние, сменяющиеся ликованием и энтузиазмом, сильно
действовали на посвященных; если иметь в виду, что в Египте очень рано
имело место безмолвное почитание богов (собственно Изиды), что
уже содействовало развитию благоговейной сосредоточенности, то нетрудно
понять, как действовало на посвященных мистериальное богослужение,
сопровождаемое световыми и звуковыми эффектами, в подборе которых
египетские жрецы были великие мастера
Первоначально
жрец, изображавший воскресающего Озириса, должен был проползти через
кожу принесенного в жертву животного или пролежать в согбенной позе
наподобие младенца в утробе матери (и то и другое имело чисто магическое
значение); впоследствии вместо жреца в кусок матери завертывалась
кукла. Символом же воскресения было выращивание колоса из мумии,
сделанной из земли и засеянной семенами. Все эти мелочи хорошо
характеризуют магическую сторону в египетских мистериях, их связь
с культом природы и ее производительных сил. Однако, с течением времени
на первый план выступает духовный момент, мистический экстаз и
таинственное приобщение к божественной сфере. От нас остается закрытым,
насколько это «приобщение» несло с собой чувство реальности связи с
божественной сферой, но, конечно, известное питание верующей души в этом
отношении должно было иметь место.
Культ
Изиды стал постепенно более популярным, чем первоначальные мистерии –
образ Изиды можно сказать вытеснил, отодвинул на задний план образ
Озириса – это связано преимущественно с тем, что с образом Изиды
связывалась большая и притом все дальше развивавшаяся магическая
техника. Распространение культа Изиды стало возможно как раз благодаря
тому, что мистерия воскресения умирающего божества в позднейшее время
перенеслась на образ Митры. Но так как к участию в митраических
мистериях допускались только мужчины, то для женщин естественно
оставалось входить в мистерии Изиды или Кибелы («Великой Матери богов»),
и это обеспечило египетским мистериям существование рядом с
митраическими.
Существенное
значение для нас имеет то, что египетские мистерии с исключительной
силой подчеркивали, во-первых, возможность индивидуального воскресения
и, во-вторых, именно через тайну смерти и воскресения Озириса. Правда
богословская идея личного воскресения была еще недостаточно выработана56,
но все же она является очень ярко и сильно выраженной здесь и
совершенно отбрасывает идею перевоплощения. До христианства ни одна
религия не знала с такой отчетливостью идеи воскресения, как египетская.
Только одно здесь существенно: личное воскресение, связанное здесь с
мистерией Озириса, неотрываемо от этой мистерии, так как только в
ней сообщается посвященному тайна слияния с Озирисом. Вне участия в
мистериях невозможно спасение, – хотя само спасение связано с тем, что
Озирис прошел через смерть и воскрес. Божественная драма проходит здесь в
горней сфере, в мистериях же она символически повторяется – потому и
спасение посвященного возможно лишь через слияние с Озирисом,
через отождествление им – вне этого спасительная сила Озириса не может быть усвоена. В той же отрешенности божественной драмы от мира лежит объяснение, почему мифичность образа Озириса определяла известную неопределенность в переживании реальности спасения посвященных: оно оставалось предметом чистой веры, но без той опоры в конкретном, историческом факте, каким обладает христианство в воскресении Христа.
Протоиерей Василий Зеньковский
Апологетика
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев