Только на основе этого понятно, что если у высших животных есть зачатки моральных, эстетических, социальных движений, то все это, по удачному выражению Кювье, суть «сонные идеи». Иначе говоря, животным не хватает именно функции идеации, благодаря чему все, что у них есть аналогичного с психикой человека, не создает никакой «культуры». Стадность у животных не превращается в социальную организацию, а тем более в политическую
структуру; взаимопомощь у животных не переходит в построение «идеалов»; инстинктивный эстетизм у животных (о чем много интересного писал уже Дарвин в своей работе «О выражении ощущений») не переходит в искусство, к которому тянется ребенок уже в самые ранние годы. В сфере психики дело
идет не о количественном различии людей и высших животных, а о некоем качественном скачке. Никто не может поэтому сказать, что вся огромная и сложная историческая жизнь
человечества есть просто модификация жизни высших животных. Стадная жизнь животных представляет не «зачаток», а какое-то предварение, какую-то аналогию с тем, что наполняет содержание жизни человечества. В живом мире только человек живет исторической жизнью, т. е. только у человека есть развитие интеллектуальной,
моральной, эстетической, религиозной жизни. Нет ни одной находки в
палеонтологии, где бы не имелись бесспорные следы примитивного
искусства, первобытных религиозных представлений отражающихся в
погребальных обычаях). Все виды духовного творчества, какие мы находим в
современной, неисчислимо разнообразной и богатой культуре, были так же
присущи самому примитивному человеческому быту, как ребенку присущи с
первых же дней его жизни те высшие функции духа (конечно, еще в
примитивной, зачаточной форме), какие мы находим у взрослых людей. Людей отделяет от животных таким образом качественный скачок; как
после появления людей на земле никаких новых существ уже не появилось,
т. к. «эволюция» жизни почему-то совершенно прекратилась на человеке,
так, с другой стороны, и самые ранние формы человеческой душевной жизни
необъяснимы с помощью «эволюции».
Чтобы с разных сторон осмыслить идею «качественного скачка», который глубоко
отделяет человека от высших животных, остановимся еще на двух моментах,
выражающих это отличие. Я имею в виду развитие речи и «изобретение» огня, легшее в основу всей истории материальной культуры человечества.
Развитие речи в человеке.
До-человеческая
природа богата звуками, которые являются не только выражением разных
чувств и желаний, но становятся проводниками дремлющего в природе
тяготения к ритму, к красоте. Пение птиц со всем богатством звукового и
даже мелодического рисунка особенно возвышается над всей звуковой жизнью
природы, хотя с ним соперничают до известной степени различные звуки,
производимые насекомыми. Но «выразительность», присущая этой звуковой
жизни дочеловеческой природы, нигде не превращает эти звуки в речь, специфически присущую только человеку. Основное же свойство речи у человека состоит в том, что она тончайше связана с работой мысли;
как ныне превосходно выяснено, в психологии языковой жизни людей
определяющей силой в развитии речи является именно работа мысли. Теперь,
впрочем, уже никто не отождествляет (как это делали в первой половине
XIX в.), мысль со словом, но развитие языка (его морфологии и
синтаксиса) действительно определяется той функцией речи, что она должна
выражать нашу мысль. Чем богаче наша мысль, чем более слов нужно нам,
тем сложнее построение речи. Вот любопытная справка о развитии запаса
слов у ребенка:34
Годы – Число слов
1,25 – 21
1,5 – 60
1,75 – 167
2 – 334
2,25 – 500
2,5 – 639
2,75 – 800
3 – 1089
Первоначально
дети пользуются лишь именами существительными для выражения своих
мыслей и желаний, а затем начинают пользоваться глаголами, позже именами
прилагательными и т. д. Это развитие речи (идущее, конечно, под влиянием среды), развитие гибкости в
речи, т. е. способности все более точно и раздельно выражать мысль,
есть факт первостепенной важности, есть явление, присущее только
человеку. При всем различии языков в человечестве, и звуковое развитие
их и логическая гибкость речи при выражении мысли по существу всегда
однородны. Дитя входит в мир с предрасположением к артикуляции звуков и с
той способностью духа руководить речью, которая определяет все
безмерное богатство человеческой культуры. Тут мы имеем дело снова с
качественным скачком в мире; если почти вся человеческая природа
пользуется каждая по своему способностью производить звуки, то все же
нигде эта способность не ведет к возникновению речи. Когда домашняя
собака хочет, чтобы ее вывели, она начинает лаять, – но это есть (как и
все в высших животных) отдаленный «зачаток», некая отдаленная аналогия
тому, что есть у человека. Только человек владеет речью – и не
как попугай, способный произнести небольшие фразы, но всегда одни и те
же, а как живой властитель речи. Самое происхождение речи, являющейся
тоже необъяснимым скачком в жизни мира, окутано туманом, – и
никто не смог доныне дать какое-либо объяснение происхождения речи.
Библия прямо говорит о «беседах» Бога с людьми, и несомненно именно там,
в первоначальной стадии жизни человечества, и родилась речь, но
родилась потому, что человек обладал разумом. Появление «речи» в бытии мира необъяснимо в порядке эволюции; если порой хотят свести
появление и развитие речи к действию социальной среды, то ведь у
животных тоже есть социальная жизнь, есть и какие-то способы общения, аналогичные нашей речи, но речи нет. Тут есть подлинный скачок, т. е. в этом пункте (как и в других) человечество не развилось путем эволюции из дочеловеческой природы.
протоиерей Василий Зеньковский
Апологетика
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев