
В январе войска Пугачева под командованием Салавата Юлаева штурмовали Кунгур – попытки мирных переговоров с властями потерпели неудачу, и было принято решение брать административный центр Западного Урала силой. Однако успеха повстанцы не добились: командирам не хватало боевого опыта, да и с точки зрения артиллерии войска Пугачева были слабы. Салават в бою получил тяжелое ранение, однако уже в феврале вернулся в строй и неоднократно сражался с войсками Алексея Обернибесова и Алексея Папава.
Вернувшись в Башкирию, молодой военачальник серьезно взялся за пополнение воинских рядов армии Емельяна Пугачева, двигавшейся к Магнитной крепости. Конница самого Салавата к этому времени составляла уже порядка 4 тыс. человек, и во главе этого войска юноша упорно противостоял подполковнику Ивану Михельсону. В мае противники трижды встречались в боях, и опытный военный Михельсон признавался, что вражеские войска отлично подготовлены, а их командир оказался искусным военачальником.
В июне 1774 года конница Салавата присоединилась к войскам Пугачева, и повстанцы сразились с людьми Михельсона. Подполковник отчитался позже, что враг разбит, однако Емельян Иванович при допросах вспоминал, что одолеть они с Михельсоном друг друга не смогли, ввиду чего «разошлись». 5 июня Пугачев назначил Салавата Юлаева бригадиром войска, а его отец стал главным атаманом и занялся ведением гражданских дел на Сибирской дороге.

После боя под Осой Пугачев двинулся на Казань, а бригадира, оправляющегося после тяжелого ранения, отправил в Уфимскую провинцию. Там Салават вновь занялся формированием войск, а также взял на себя контроль над дорогой между Екатеринбургом и Уфой – это был стратегически важный участок. В августе войска бригадира пугачевской армии двинулись на Уфу, однако, хотя атака была четко спланирована, взять город не удалось – государственная армия оказалась профессиональней, чем бунтовщики.
К середине сентября дела повстанцев стали совсем плохи – войска Пугачева разбили, сам Емельян попал в плен, а на усмирение башкир из Уфы послали отряд Ивана Карповича Рылеева. Подполковник Рылеев дважды громил войско Салавата, однако даже после уничтожения основных сил тот отказывался сдаться.
Справиться с башкирским бригадиром и остатками его войск удалось только к концу осени: 25 ноября 1774 года повстанцев окончательно разбили в горах Каратау. Салават Юлаев был взят в плен, а его отец самостоятельно принес повинную и добровольно сдался под стражу.

Творчество
Современники знали Салавата Юлаева не только как бойца, но и как поэта-импровизатора. Его произведения посвящались родной земле, народу, религии и вере – всему, что составляло суть жизни. До наших дней аутентичное творчество Салавата не дошло. Невозможно с точностью утверждать, что строки, которые сегодня называют его стихами, в действительности были написаны непосредственно Салаватом Юлаевым, а не являются частью башкирской народной поэзии. Однако поэзией сделался он сам – образ батыра Салауата стал ключевой фигурой множества устных и письменных образцов башкирского творчества.
Личная жизнь
Согласно документам, у Салавата было 3 жены, причем один брак был левиратным – супругу и ее детей поэт унаследовал от старшего брата. Собственных детей у сподвижника Пугачева было 2 двое. Точные имена жен Салавата неизвестны, однако есть предположения, что их звали Амина, Зулейха и Буранбикэ.
Нет комментариев