КАКИЕ НАКАЗАНИЯ ЗА НАВЯЗЧИВУЮ РЕКЛАМУ СЕЙЧАС ЕСТЬ И ЧТО МОЖЕТ ПОМЕНЯТЬСЯ
Спам – это назойливые телефонные звонки или сообщения с рекламой. Купив сим-карту или заведя почтовый ящик в интернете, будьте готовы к тому, что спам будет сыпаться постоянно, избавиться от него крайне трудно. Однако есть управа и на спамеров, а в будущем предполагается и усиление их ответственности.
Официальное определение спама даёт постановление Правительства РФ № 575 от 2007 г., которым утверждены Правила оказания телематических услуг связи. В них под этим термином понимаются электронные сообщения для неопределённого круга лиц, доставленные без предварительного согласия и не позволяющие определить отправителя.
Однако это лишь часть явления. Если брать более широко, то спам – это массовая рассылка корреспонденции или массовые звонки лицам, которые не выражали желания их получать.
То есть спам может быть и бумажным (все эти бесчисленные рекламные листовки, вручаемые на улицах или разбрасываемые по почтовым ящикам), и электронным (электронные письма и СМС), и телефонным (то, что маркетологи называют «холодными звонками» – то есть звонки людям, которые ранее не связывались с компанией; в отличие от «тёплых звонков», когда компания звонит тем, кто у неё уже что-то покупал или заказывал).
Следовательно, ключевыми признаками спама являются:
1. Максимальный охват аудитории – сообщение или звонок могут поступить и к тем, кто даже не слышал ничего о рекламируемом продукте или компании.
2. Отсутствие предварительного согласия. Условно говоря: если вы купили утюг в магазине онлайн-торговли «Домашняя Техника Плюс» и поставили галочку в графе «Даю согласие на получение сообщений» (или кликнули на кнопку «Да» во всплывшем сообщении) – не удивляйтесь, если магазин будет заваливать вас предложениями купить к утюгу кофеварку, чайник, пылесос и другие товары, появившиеся в ассортименте.
Даже если вам это не нужно – спамом такая рассылка считаться не будет, потому что вы сами (пусть даже и по невнимательности или ошибке) разрешили тамошним рекламщикам с вами контактировать. Это главный признак.
Если человек не давал согласие – обзвон или забрасывание сообщениями нарушает п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных».
Дополнительным признаком является участие человека. То есть если сотрудник компании-рекламодателя лично делает «холодный звонок», то это можно признать допустимым. Но запускать робота, который будет дозваниваться и зачитывать текст на случайный номер – с точки зрения Федерального закона «О связи» это будет чистым нарушением.
Не являются спамом:
1. «Тёплые» звонки или сообщения. Если вы оформили, например, карту лояльности в любимом сервисе – не удивляйтесь, если оттуда вам будет приходить информация. Также не будет спамом сообщение, если оно пришло абоненту, при заключении договора на услуги связи давшему согласие на получение рекламных сообщений (такое иногда практикуют провайдеры или операторы связи).
2. Информация от компаний, чьими услугами вы пользуетесь. К примеру, если вы открыли счёт в банке – не удивляйтесь, если будут приходить сообщения типа: «Вниманию клиентов: с 1 марта текущего года ставка по вкладам увеличивается на 1,4%, но лимит снятия наличных с карты банка уменьшается на 1 000 рублей».
3. Сообщения от органов власти. В частности, Единая госсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), входящая в структуру МЧС, имеет право рассылать гражданам региона предупреждения о надвигающейся грозовой туче, урагане, граде – и, к сожалению, об опасности обстрела в приграничных регионах.
Отметим, система иногда сбоит, и житель Белгородской области нечаянно может получить СМС об ураганном ветре в Тверской области.
Жалобу на спам надо подавать в Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС).
На их официальном сайте описан точный порядок подачи жалобы:
Сначала необходимо удостовериться, что договор с оператором мобильной связи не включал в себя согласия на получение рекламных сообщений от третьих лиц. Сделать это можно, найдя сам экземпляр договора и перечитав его. Если ваш экземпляр не сохранился – надо заказать дубликат у оператора.
После этого надо ознакомиться с условиями оказания услуг. Их можно найти на официальном сайте. Оператор может без согласия абонентов включать в них условия о рассылке сообщений – но о них должно быть уведомление в правилах.
После этого надо направить в адрес оператора заявление о том, что вы желаете прекратить рассылку сообщений и рекламные звонки. Эта услуга бесплатная.
Направить заявление можно по почте (заказным письмом), либо лично явившись в офис с двумя экземплярами заявления: на одном сотрудник оператора поставит отметку о приёме, второе будет направлено в адрес руководства компании-оператора.
Лишь после этого, если спам продолжается, подавать заявление в адрес территориального органа ФАС в вашем регионе. Срок рассмотрения – 30 дней, если требуется дополнительная проверка, ведомство может его продлить на такое же время.
Если окажется, что виновные в рассылке спама нарушили требования законодательства, их ждёт ответственность по ст. 14.3 КоАП РФ.
Вам доводилось сталкиваться со спамом? Если да, то какова ваша реакция.
Да. Борюсь всеми силами.Да. Стараюсь не обращать внимания.Нет, не доводилось.
Также возможно и привлечение оператора к ответственности за нарушение закона о персональных данных по ст. 13.11 КоАП РФ – но для этого как минимум придётся доказать, что он «слил» базу данных кому-то постороннему без согласия абонентов. К сожалению, практика рассмотрения таких заявлений неутешительна: далеко не всегда удаётся доказать, что база данных была украдена, либо её «слил» нечестный сотрудник оператора.
Кроме того, возможна и компенсация морального вреда в рамках гражданского законодательства – но её придётся взыскивать в суде.
Для того чтобы звонки и сообщения не считались спамом и были ненаказуемыми, необходимо согласие.
Официальной формы нет, но есть требования, закреплённые в ст. 9 ФЗ «О персональных данных»:
имя лица, чьи данные собраны;
перечень действий, на которые даётся согласие. Условно говоря: если человек дал согласие получать уведомления по интернету – это не значит, что ему по тем же вопросам можно звонить;
данные лица или организации, которые собирают и обрабатывают персональную информацию;
перечень данных, которые доступны;
срок, в течение которого допустимо использование данных.
В том случае, если данные передаются через знакомых (например, как в компаниях сетевого маркетинга), потребуется отдельное согласие на то, чтобы знакомый мог передавать эту информацию.
В целом же ситуация такая: это спамер должен доказывать, что вы дали согласие, а не вы то, что согласия не давали. Поэтому жаловаться имеет смысл, и подавать в суд тоже.
На рассмотрении Государственной Думы РФ находится законопроект, по которому сам факт спама станет уже поводом для привлечения к административной ответственности.
Предполагается, что:
устное требование о прекращении рекламы будет приравнено к письменному заявлению;
для тех лиц, кто продолжит спамить в адрес тех, кто уже устно отказался от получения рекламы, будет введён штраф в размере до 150 тыс. рублей за первое нарушение, до 1 млн. рублей – за повторное;
дополнительно запрещена реклама микрозаймов без полной информации обо всех условиях договора. Нарушителей ждёт штраф до 1 млн. 600 тыс. рублей.
Авторы законопроекта указывают, что до 60% абонентов средств связи сталкиваются со спамом минимум раз в месяц – и надо что-то с этим делать.
По состоянию на февраль 2024 года законопроект находится на рассмотрении профильных комитетов ГосДумы. Правительство в целом поддержало проект, но потребовало уточнения и доработки.
Предполагается, что спам и закредитованность россиян значительно уменьшатся в случае, если закон вступит в силу. Но сам механизм отказа пока что ещё недостаточно выработан.
Абсолютно надёжных способов защититься от назойливых сообщений и звонков не существует.
Однако есть методы, позволяющие радикально снизить вероятность контактов со спамерами. К ним относятся:
не сообщайте свой номер телефона или адрес электронной почты посторонним и подозрительным лицам;
если приходится сообщать (например, знакомому)– кодируйте его. Даже банальная замена латиницы на кириллицу и знака @ на слово «собака» (жаргонное название среди сотрудников IT) уже не позволит спамерам, использующим программы для сканирования общедоступных сообщений, распознать его;
используйте методы фильтрации. «Яндекс», «Гугл» и многие другие компании, предлагающие услуги по созданию бесплатных адресов электронной почты, собирают данные по спамерам – и часто предлагают пользователям блокировать автоматические сообщения. Для телефонных звонков существуют мобильные приложения по блокировке подозрительных номеров;
Как мошенники могут вас обмануть при помощи QR-кода. Советы гражданам – как не распрощаться со своими деньгами
используйте функцию «чёрного списка»: если поступили нежелательное сообщение или звонок – блокируйте отправителя;
заведите раздельные «почтовые ящики» для регистрации на ненадёжных ресурсах – и для контакта с важными для вас людьми;
никогда не пользуйтесь услугами тех, кто рекламирует себя с помощью спама – и порекомендуйте всем своим знакомым не делать этого. Как ни странно, «идеологический» довольно эффективен: спамеров не любят, эффект от рекламы исчезает – и рекламодатель отказывается от спам-рассылки.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев