Энцо Феррари
Увлечение гонками появилось у Феррари в 1903 году, когда отец приобрел автомобиль De Dion Bouton. В 1908 году Альфредо-старший привез сыновей в Болонью посмотреть гонки, которые произвели на Энцо неизгладимое впечатление и желание связать с ними жизнь. Отец Энцо хотел, чтобы сын стал инженером, но его успеваемость оставляла желать лучшего.
В 1914 году Энцо Феррари устроился спортивным обозревателем в La Gazzetta dello Sport. Он занимался написанием футбольных репортажей. В 1916 году умер отец Энцо, а затем на фронте и его брат. Семейное дело после смерти Альфредо-старшего было закрыто, работать в период войны спортивным журналистом Энцо не мог, а потому вынужденно устроился инструктором по токарному делу в мастерскую пожарного депо Модены.
В 1917 получил повестку и Энцо. Феррари был отправлен в 3-ю альпийскую артиллерийскую дивизию, где на него возложили обязанности по подковке мулов. Через месяц после начала службы Энцо заболел плевритом. Ему сделали две операции, но шансов выжить было мало. В определенный момент ситуация была настолько плачевной, что медперсонал перестал обращать на Феррари внимание. То, что Энцо выжил, было настоящим чудом.
До конца войны Феррари был водителем у одного из служащих интендантского ведомства. После окончания войны Энцо вернулся в Модену к матери. У него не было ни семейного дела, ни образования, ни любых других привилегий. Единственное, что осталось у Феррари от прежней довоенной жизни, это желание чего-то добиться. Он попытался устроиться на работу в Fiat, но там ему ответили, что не могут принимать всех демобилизованных из итальянской армии.
В 1919 году благодаря протекции гонщика Сивоччи Феррари был принят на работу в CМN в качестве водителя-испытателя и перегонщика. В этом же году он впервые принял участие в гонках. Первой была километровая трасса в местности Монто Пьянтониа. Феррари финишировал двенадцатым.
Следующими стали гонки Targa Florio. Участие в них Феррари запомнилось массой проблем. Targa Florio проводились на перекрытых дорогах общего пользования, трасса была чрезвычайно тяжелая. Феррари успел проехать только несколько миль, когда у машины сорвало бензобак. В те времена механики отправлялись вместе с гонщиками. Эту должность при Феррари занимал Нино Беретта. Чтобы устранить неисправность, ему понадобилось около 40 минут.
Так Феррари опустился на последнее место. Но это было только началом приключений — к задержке на старте и плохой трассе добавилось ещё одно обстоятельство: новоизбранный президент Италии Виктор Эммануил Орландо выступал перед жителями городка Кампофеличе, через который проходила трасса. Карабинеры перекрыли дорогу и не пропустили Феррари, пока Орландо не закончил речь, а человеком он был весьма многословным.
Феррари пытался выжать из своей машины всё, что мог, но на победу надежды не было. Более того, пока Энцо добирался к финишу, там не осталось ни корреспондентов, ни болельщиков. Присутствовал только полицейский с часами, который должен был фиксировать время прибытия гонщиков, не уложившихся в 10-часовой лимит. Ситуацию дополняло то, что полицейскому дали не положенный таймер, а будильник без секундной стрелки, и он даже не смог указать время, как полагается.
Феррари был в бешенстве и на следующий день пришел в офис Винченцо Флорио — организатора гонки. Феррари рассказал и об Орландо, и о будильнике, а затем потребовал справедливости. Флорио вошел в положение молодого гонщика и дал указание включить его в список добравшихся к финишу, но на последнее, девятое место.
После этих гонок Феррари оставил CМN. Затем он принимал участие в нескольких гонках на других автомобилях, пока не познакомился с сотрудниками компании Alfa Romeo. Энцо заказал себе автомобиль Alfa Romeo G1, но доставка задерживалась. Феррари отправился к менеджеру компании, которому ранее делал заказ, — Джорджо Римини. Последний указал на приписку мелким шрифтом в соглашении, гласившей, что доставка будет осуществлена «по возможности быстро».
Для Феррари это стало жизненным уроком и впоследствии, будучи предпринимателем, он тщательно изучал документы прежде, чем их подписать. С Римини, несмотря на возникшие проблемы, Энцо подружился и именно по его протекции получил должность второго гонщика компании.
Успехи в гонках у Энцо были весьма спорными. Первый раз он победил только в 1923 году на гонках Circuito del Savio. Именно после этой победы он познакомился с графом Энрико Баракка, а позже и с его семьей. Это положило начало одной из самых интересных легенд в истории компании Ferrari.
Считается, что супруга графа — Паолина — посоветовала Энцо на удачу изобразить вздыбленного черного коня на его гоночном автомобиле. Этот же символ использовал Франческо Баракка — сын Энрико и Паолины, ставший знаменитым итальянским летчиком в период Первой мировой войны (в его эскадрилье служил брат Энцо — Альфредо).
Несмотря на популярность и то, что сам Феррари рассказывал эту историю, она не единожды оспаривалась, и её правдивость ставится под сомнение до сих пор. Главным аргументом считается то, что Феррари не использовал вздыбленную лошадь в качестве логотипа до 1929 года. С другой стороны, у Феррари до того момента не было собственной команды.
В 20-х годах гонки уже не были единственным интересом Феррари. Он втянулся в дела Alfa Romeo, часто ездил в командировки и пытался войти в состав руководства компании. Карьера Феррари как гонщика развивалась с переменным успехом. Он выиграл несколько гонок в Италии, но в число лучших гонщиков Alfa Romeo не входил.
У Феррари был шанс прославиться за пределами страны в 1924 году. Тогда он должен был участвовать в Гран-при Франции. Вопреки ожиданиям, после предварительных заездов Энцо почувствовал сильное недомогание и, отказавшись от участия, отправился в Модену. С этого момента Феррари постепенно всё больше превращался из гонщика в предпринимателя.
Феррари уже имел в этой сфере определенные достижения. В родной Модене он создал фирму Carrozeria Emiliana, которая занималась дистрибуцией автомобилей Alfa Romeo. Получив относительную свободу, он впервые сам стал набирать персонал и руководить. Репутация гонщика играла на руку Энцо, а сам он прекрасно справлялся со своими обязанностями. Позже он был назначен дилером фирмы в области Эмилия-Романья, где также действовал вполне успешно.
В гонки он вернулся в 1927 году, сперва выиграв заезды в Алессандрии, а затем — в Модене. Тогда же публика впервые увидела Пеппино Верделли — на тот момент механика Энцо, а в последующие 40 лет доверенное лицо предпринимателя.
В 1927 году стартовали знаменитые гонки Mille Miglia. Феррари был одним из тех, кто продвигал их идею и собрал команду Alfa Romeo для участия в них. Первые гонки закончились для Alfa Romeo неудачей. Зато в последующие три года гоночная команда побеждала. В 1928 и 1929 годах успех обеспечивал Джузеппе Кампари — близкий друг Феррари.
В 1927 году стартовали знаменитые гонки Mille Miglia. Феррари был одним из тех, кто продвигал их идею и собрал команду Alfa Romeo для участия в них. Первые гонки закончились для Alfa Romeo неудачей. Зато в последующие три года гоночная команда побеждала. В 1928 и 1929 году успех обеспечивал Джузеппе Кампари, близкий друг Феррари.
В 1929 году у Энцо появилась идея создать собственную гоночную команду. Для этого он договорился с фабрикантами братьями Каниато и состоятельным гонщиком Марио Тадини. Новая команда была зарегистрирована как акционерное общество Societa Anonima Scuderia Ferrari. Энцо вложил в нее 50 тысяч лир, Каниато и Тадини — 130 тысяч, и 5 тысяч команда получила от друга Феррари — Ферручио Тести.
Феррари не разрывал взаимоотношения с Alfa Romeo, а наоборот, поспешил заключить с ней соглашение по техническому сотрудничеству с новой командой. Руководство автомобильного производителя посчитало, что продвижение за счет Ferrari — неплохая идея, согласилось и даже пожертвовало 10 тысяч лир.
В обмен они получили долю в команде. Одним из условий соглашения Феррари и Alfa Romeo стало предоставление возможности наблюдать за производством поставляемых команде автомобилей и вносить изменения в конструкцию.
Еще одним спонсором стал фабрикант Пирелли, вложивший 5 тысяч лир. Он стал важным партнером компании, учитывая, что его предприятие производило автомобильные шины. И стоит упомянуть в списке спонсоров Bosch, выпускающую свечи зажигания, и Shell, специализирующуюся на топливе и масле. Все эти шаги со стороны Энцо были вполне продуманными. Феррари отлично знал, какие преимущества дают спонсоры, и использовал их на благо своей команды.
Менеджером команды стал Саракко Феррари — однофамилец Энцо. Дебют команды на Mille Miglia выдался неудачным — все три её экипажа выбыли из гонки до финиша. В 1930 году к команде присоединился легендарный гонщик Тацио Нуволари. Он выиграл уже свою первую гонку и установил рекорд трассы.
Феррари тем временем занимался строительством новой штаб-квартиры в Модене. Энцо продолжал приглашать в Ferrari знаменитых гонщиков. Помимо зарплаты, они получали процент с победы и долю с суммы, которую команде платили за участие в гонке. Для каждого гонщика сумма и доплаты были разными.
Нет комментариев