Внешность обманчива: видите на фотографиях и видео скромного интеллигентного старичка с трубой и его «молодую» версию, простовато-невзрачного парня из Огайо? Нет, не верьте глазам своим! Это «Бешеный» Билл Дэвисон (William Edward Davison, aka “Wild” Bill Davison), один из самых одиозных джазовых корнетистов: он, действительно, родился в штате Огайо (в городе Defiance) – 5 января 1906 года, однако был известен не только своим потрясающим талантом и экспрессивной манерой игры, но и репутацией страшного пьяницы, хулигана и неотразимого соблазнителя женщин.
Уже совсем маленьким Билл обнаружил явную страсть к музыке и способность ловко конструировать самодельные музыкальные инструменты. Сначала он научился играть на мандолине, гитаре и банджо. А затем стал бойскаутом – исключительно для того, чтобы получить возможность научиться играть на горне. В 12 лет Билл перешёл с горна на корнет. Более резкое звучание трубы его никогда не привлекало, и музыкант всю свою жизнь оставался верен корнету. Интересно, что Билл так и не получил никакого особого музыкального образования и не очень-то преуспел даже в нотной грамоте, однако, чтобы играть то, что нравилось, ноты ему и не требовались. Билл был известен своим исключительным природным слухом: ему достаточно было один раз услышать любую мелодию, чтобы затем не только абсолютно точно её воспроизвести, но и совершенно свободно импровизировать в заданной гармонии.
Уже тинейджером, в 17 лет, он начал играть с местным бэндом “Ohio Lucky Seven”, что позволило ему быстро упрочнить своё мастерство исполнителя. Билл также проводил много времени, изучая игру трубачей, которыми восхищался сам. Среди тех, кто оказал на него влияние в тот ранний период, называют Луи Панико, солиста-трубача бэнда “Isham Jones Orchestra”, Бикса Байдербека (Bix Beiderbecke) и Луи Армстронга. Сам Дэвисон впоследствии говорил: «Я всегда стремился петь на трубе, как Бикс Байдербек, и рычать, как Луи Армстронг». И ему это во многом удавалось – по крайней мере, карьера его развивалась довольно успешно и быстро, хотя широкое признание пришло всё-таки сразу.
В 1928 году четырёхдольный свингующий джаз, который играли Дэвисон и другие белые музыканты, гораздо больше походил на собственно свинг, чем двудольная музыка, которую играли диксиленды и традиционные новоорлеанские бэнды. Со временем такую манеру игры стали называть “чикагским стилем” в джазе – его чаще всего исполняли музыканты из этого города. И многие из них, включая знаменитого гитариста Эдди Кондона, который вместе с Биллом играл у Мероффа, в начале 1930-х годов отправились покорять этим своим “чикагским джазом” Нью-Йорк.
Однако Билл Дэвисон, несмотря на свой явный успех и славу превосходного музыканта, остался за рамками этой «миграции талантов» – то ли из-за недостатка уверенности в себе, то ли из-за недостатка амбиций. Практически все 30-е годы он так и играл в клубах Чикаго или Милуоки, крайне редко появлясь за их пределами. Покинув в 1931 году Мероффа, Дэвисон собрал свой коллектив из 12 музыкантов, делая ставку на собственные соло, а также на соло блестящего альт-саксофониста и кларнетиста Фрэнка Тешемахера (Frank Teschemacher). И тогда же впервые для широкой публики прозвучало прозвище Билла Дэвисона, уже довольно точно на тот момент описывавшее и манеру исполнения, и поведение музыканта за пределами сцены: в одной из рекламных афиш он был представлен, как “Бешеный Билл Дэвисон, Белый Луи Армстронг”.
Свою первую – и блестящую по уровню мастерства – сессию записей Билл Дэвисон сделал осенью 1943 года с музыкантами бэнда Кондона, но под своим именем, записав 12 композиций для “Commodore Records”, включая очень яркую версию "That's a Plenty". Но это было уже военное время, и в декабре музыканту пришлось отправиться в армию. Большую часть службы он провел в горах на западе штата Северная Каролина, руководя бэндом гостиницы “Grove Park Inn”– курорта, куда направляли на лечение раненых солдат. Однако время от времени, на выходных, он умудрялся ездить в Нью-Йорк, чтобы продолжать выступать или записываться. Мобилизовался Билл в сентябре 1945 года.
Узнаваемый стиль звукоизвлечения Бешеного Билла – дерзкий, неистовый, энергичный – вполне соответствовал необузданности его натуры. Огромное разнообразие трелей, мощное вибрато, граулы и неожиданные ноты в верхнем регистре выделяли его на фоне остальных исполнителей. Он был очень экспрессивен и поражал широким спектром разных настроений и эмоций, которые мог воспроизводить в своей игре: Билл одинаково легко выражал удивительную чувственность и тонкость, когда играл любовные баллады, и сумасбродное хулиганство и сарказм, когда исполнял номера комические по своей сути. А любил он играть в равной степени и то и другое. При этом вид его был далеко не так артистичен, как у Луи и других звездных трубачей – Билл мог играть, просто положа ногу на ногу, со стаканом пива рядом и не переставая жевать жвачвку. При всём этом игра его всегда оставалась очень точной, чёткой и выразительной.
За свою долгую карьеру Бешеный Билл Дэвисон много сыграл, много набедокурил и много радости доставил настоящим фанатам джаза. Его по праву считают одним из лучших белых джазовых корнетистов. И, наверное, отличное подтверждение этому – слова Луи Армстронга, который однажды сказал Дэвисону: «Билл, если со мной что-нибудь случится, я знаю, ты сможешь продолжить делать то, что делаю я».
Нет комментариев