Продолжаем изучать Библию вместе.
На прошлой недели мы изучали тему:
22. Жизнь в Теле Христа
Давайте сделаем более подробный разбор.
*Все комментарии в Библейских текстах, для удобства (помещены в скобки).
Они встроены непосредственно в текст из Библии для удобства при изучении. Источник: Библия с комментариями Джимми Сваггерта.
**Расширенный комментарий после Библейских текстов, взят из
Новейшего богословского издания:
“Славянский Библейский Комментарий”. Современная Евангельская Перспектива.
Главный редактор Сергей Санников.
Презентация темы:
Апостол Павел представил в своих посланиях удивительное откровение о Церкви, что все мы, верующие во Христа, не просто Его дети или поклонники, мы ещё составляем Его тело на земле. Дух Святой, живущий в нас, невидимо соединяет нас в единое Тело Христово. Откровение о Теле Христа содержит следующие истины:
1) Тело Христово – единый организм, в котором всё взаимосвязано. Если что-то происходит с одним человеком, то это влияет на других. Никто из нас не самодостаточен. В Теле Христа нет ненужных органов, ненужных частей. Каждый орган, или часть Тела трудятся на благо всего тела. Мы все разные, но выполняем одно дело.
2) Тело – инструмент выражения. Если Церковь – это Тело Христа, то всё, что Господь хочет делать на земле, Он хочет делать через Церковь. Это говорит о том, что мы должны выполнять на земле не свою волю, но волю Господа. Если мы не сделаем этого, то работа Божия на земле не будет выполнена.
Места Писания:
1. Ефесянам 1:22,23: «И все покорил под ноги Его ( ОН
ИСПОЛНИЛ ТО, РАДИ ЧЕГО ИЗНАЧАЛЬНО БЫЛ СОТВОРЕН ЧЕЛОВЕК), и поставил Его выше всего, главою Церкви (БЛАГОДАРЯ КРЕСТУ ОН ЯВЛЯЕТСЯ АБСОЛЮТОМ, КОНЕЧНОЙ ВЛАСТЬЮ), которая есть Тело Его (ИСТОЧНИК ЖИЗНИ ЦЕРКВИ - В НЕМ, ОН ПОДДЕРЖИВАЕТ И НАПРАВЛЯЕТ ЕЁ СВОЕЙ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИЛОЙ), полнота Наполняющего все во всем (ХРИСТОС БЫЛ ИСТИННЫМ ИЗРАИЛЕМ, ОН ТАКЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИСТИННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ И ИСТИННОЙ ЦЕРКОВЬЮ)».
В этих стихах Апостол плавно переходит от размышлений о силе Божьей к прославлению Христа и молится о том, чтобы читатели уразумели, насколько велико могущество Спасителя.
Смерть и ад не смогли удержать Христа. Ныне Он восседает на небесах одесную Бога. Иисус - «превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (1:21), Христос намного выше ангелов - и святых и падших, Верующие находятся под |Его защитой, и им нечего бояться. И в довершение всего Христос соделался главою Церкви! Полнота жизни Церкви возможна только в Нем.
2. 1 Коринфянам 12:12,13: «Ибо, как Тело (ЦЕРКОВЬ) одно, но имеет многие члены, и все члены одного Тела, хотя их и много, составляют одно Тело (ЦЕРКОВЬ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕЛОМ ХРИСТОВЫМ), - так и Христос (СПАСИТЕЛЬ ЕДИН ВО МНОГООБРАЗИИ, КАК И ЦЕРКОВЬ ЕДИНА). Ибо все мы одним Духом (ТОЛЬКО ДУХОМ СВЯТЫМ) крестились в одно Тело (ПРИ СПАСЕНИИ ДУХ СВЯТОЙ КРЕСТИТ УВЕРОВАВШЕГО ГРЕШНИКА В ТЕЛО ХРИСТОВО - ЭТО И ЕСТЬ ПЕРЕЖИВАНИЕ РОЖДЕНИЯ СВЫШЕ. НЕ ИМЕЕТСЯ В ВИДУ ВОДНОЕ КРЕЩЕНИЕ), Иудеи или Еллины, рабы или свободные (ВСЕ ДОЛЖНЫ ПРОЙТИ ОДНО И ТОЖЕ: “ИИСУСОМ ХРИСТОМ И ЧЕРЕЗ НЕГО, БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО ОН СОВЕРШИЛ НА КРЕСТЕ”), и все напоены одним Духом (ДУХ СВЯТОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ПОСРЕДНИКОМ, КОТОРЫЙ ВЛИЯЕТ НА ДЕЛО ИСКУПЛЕНИЯ, СОВЕРШЕННОЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ, А ЭТО СТАЛО ВОЗМОЖНЫМ БЛАГОДАРЯ СМЕРТИ, ПОГРЕБЕНИЮ, ВОСКРЕСЕНИЮ, ВОЗНЕСЕНИЮ И ПРЕВОЗНЕСЕНИЮ ХРИСТА)».
3. 1 Коринфянам 12:21-24: «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны (ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ЧАСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕКРАСНЫМ ПРИМЕРОМ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ ЧЛЕНОВ ТЕЛА ХРИСТОВА) . Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее (ВСЕ ОНИ ИГРАЮТ СВОЮ ВАЖНУЮ РОЛЬ, БЕЗ НИХ ВОЗНИКЛИ БЫ СЕРЬЕЗНЫЕ ТРУДНОСТИ), и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения (ВОЗМОЖНО РЕЧЬ ИДЕТ О ВНУТРЕННИХ ОРГАНАХ); и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды (БУДУЧИ “БЛАГООБРАЗНЫМИ”, ОНИ НЕ НУЖДАЮТСЯ В ТАКОМ ВНИМАНИИ, КАК “НЕБЛАГООБРАЗНЫЕ”)».
4. 1 Коринфянам 12:24,25: «Но Бог соразмерил тело (ДАЛ ВСЕМ ДОСТОИНСТВО, НО БОЛЬШЕЕ ДОСТОИНСТВО - ВНУТРЕННИМ ЧАСТЯМ ТЕЛА), внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле (РАЗОБЩЕНИЯ И РАСКОЛА), а все члены одинаково заботились друг о друге (СО ВСЕМИ СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬСЯ ОДИНАКОВО)».
5. 1 Коринфянам 12:26,27: «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены (ТАК ДОЛЖНО БЫТЬ); славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы - тело Христово (ОТНОСИТСЯ К ЦЕРКВИ), а порознь – члены (КАЖДЫЙ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТЫЙ ИСТИННО РОЖДЕННЫЙ СВЫШЕ ЧЛЕН ЦЕРКВИ)».
Павел размышляет о природе духовных даров и об их разнообразии. В этом отрывке сказано: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (12:11). Каждый член Тела получает дар (или дары) от Бога для своего служения. Здесь стоит обратить внимание на две важные мысли. Во-первых, харисмата - не только для руководителей церкви. Нет христианина, который бы не обладал никаким духовным даром. Во-вторых, никто не обладает всеми дарами сразу. В современной христианской литературе часто освещается тема открытия и поиска духовных даров. Но в Новом Завете о ней почти ничего не сказано. Апостола интересует не столько открытие даров, сколько их использование. Однако он упоминает о стремлении христианина к тем или иным дарам. Первый (и наиболее важный) принцип, относящийся к дарам, можно сформулировать следующим образом: Бог дает людям дары (харисмата), исключительно по Своей благодати. Это, впрочем, не исключает желания верующих получить тот или иной дар (14:12-13). Но сколько бы человек ни молил Бога о каком-либо конкретном даре, решение все равно зависит исключительно от воли Божьей, У христиан нет права ни на один из даров; они ничего не должны требовать у Бога, но могут всецело положиться на мудрость небесного Отца. В том, как Святой Дух распределяет дары, проявляется и мудрость Божья, и милосердие.
Бог обещал излить Духа Своего «на всякую плоть». Исполнение этого обещания описано в Деян. 2. Все, кто причастен Духу, имеют и дары от Него. Поэтому харисмата являются отличительными чертами немногих избранных. Обладание дарами не зависит ни от энтузиазма христианина, ни от его положения в церкви. И хотя ни один человек не имеет всех даров (см. 1 Кор. 12:29-30), в некоторых случаях христианин может обладать несколькими дарами (как, например, сам Павел).
Следует также подчеркнуть экклезиологический аспект богословия духовных даров. Они немыслимы в отрыве от жизни Церкви. Именно поэтому главный образ, помогающий Павлу раскрыть тему даров, связан с Церковью: «И вы - тело Христово, а порознь - члены» (12:27). Это утверждение можно назвать кульминацией отрывка из шестнадцати стихов (12:12-27), в которых Павел подчеркивает единство Церкви (сочетающееся с разнообразием даров). «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос» (12:12). Все верующие присоединяются к Телу Христову посредством крещения Духом Святым (1 Кор. 12:13). Поскольку каждому телу свойствен один дух, единство в Духе делает верующих одним телом. Апостол не учит, что какой-то дар является знамением этого крещения Духом. Более того, ни один из даров не связан с каким-либо событием в духовной жизни верующего после его обращения.
В двенадцатой главе Павел перечисляет различные служения и их предназначение в Церкви (12:28). Было бы ошибкой считать, что в Церкви нет места различиям между верующими или что все члены Церкви должны обладать одним даром. Наоборот, Павел отвергает саму мысль об однообразии (см. 12:17). И он подчеркивает, что никто не может считать себя более важным, чем другие христиане, потому что обладает каким-то конкретным даром. В Церкви нет места ни самовозвышению, ни самоуничижению.
Апостола тревожат любые проявления разобщенности христиан. Поэтому он подчеркивает, что разнообразие даров не должно производить разделений среди верующих. Таким образом, разные способности должны использоваться для взаимного назидания, всеобщей пользы. Используя свои дары, христиане не должны вступать в конфликт друг с другом (см. 12:25). Климент Римский, который несколькими десятилетиями спустя тоже писал послание к коринфянам, излагает в нем учение Павла о единстве Церкви: «К чему у вас распри; гнев несогласия, разделения, война? Не одного ли Бога и одного Христа имеем мы? Не один ли Дух благодати излит на нас, не одно ли призвание во Христе? Для чего раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела, и до такого доходим безумия, что забываем, что мы друг другу члены?». (Первое послание Климента 46:5-7).
Единство Церкви возможно лишь в том случае, если христиане любят друг друга. Любовь защищает Церковь от любых разделений, в том числе и тех, которые могут быть вызваны разными дарами или разным богословским пониманием определенных даров. Необходимость любви - главная мысль, которую необходимо усвоить каждому члену Церкви еще до того, как ему расскажут о харисмата. Истинные последователи Христа проявляют свою веру в поступках, продиктованных любовью (см. Ин. 13:35). Духовные дары утрачивают своё значение вне контекста, предложенного Павлом. Христианин должен использовать свой дар не как средство, позволяющее добиться власти или признания в церкви; но как возможность послужить общине. Бог, освободивший человека от греха, желает, чтобы эта свобода использовалась для добрых дел. Поэтому Павел пишет: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13).
Павел объясняет двойное предназначение духовных даров: 1) сделать верующих способными служить Церкви до возвращения Христа; 2) сделать верующих способными служить церкви, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:11-13). Духовные дары не предназначены для «самореализации» христианина. Они нужны ему не для личностного роста или укрепления в вере, но скорее даны как инструмент для назидания других. Однако, способствуя таким образом духовному росту братьев и сестер, христианин и сам укрепляется в вере. Если бы каждый член общины использовал свои дары для всеобщего блага, церковь пережила бы обновление. Рост церкви и ее успешное служение возможны, лишь когда ее члены служат друг другу, используя те способности, которые дал им Бог.
Поскольку дары различны, важно определить критерии их правильного использования. Важнейший критерий - это служение, связанное с тем или иным даром. Если христианин не несет это служение, его духовный дар используется не по назначению. Харисма подразумевает ответственность перед общиной, стремление служить другим. Харисмата не следует понимать как нечто исключительное. Дела милосердия (Рим- 12:8), служение (Рим. 12:7), научение (Рим. 12:7; 1 Кор. 12:28 и след.), вспоможение и управление (1 Кор. 12:28) - все это и многое другое востребовано в повседневной жизни церкви.
В конце отрывка Павел применяет все вышесказанное к коринфской церкви. Апостол перечисляет восемь даров, обладателей которых «Бог поставил в Церкви». Примечательно, что только первые три - «Апостолы», «пророки» и «учителя» - перечисляются в «нумерованном» порядке («во-первых», «во-вторых», «в-третьих»). В этом списке Павел всячески подчеркивает разнообразие даров. Комментаторы часто спорят о том, как следует понимать особое перечисление первых трех даров: как указание на их иерархическое положение в церкви или как описание последовательности, в которой носители даров участвуют в создании новых общин.
6. Ефесянам 4:11-13: «И Он поставил (НАШ ГОСПОДЬ ПРИЗЫВАЕТ) одних Апостолами (НЕ ВСЕ ПРИЗВАННЫЕ БЫТЬ СЛУЖИТЕЛЯМИ СТАНУТ АПОСТОЛАМИ. ЭТО СПРАВЕДЛИВО И ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ПРИЗВАНИЯМ. АПОСТОЛЫ ФАКТИЧЕСКИ ЯВЛЯЮТСЯ ЛИДЕРАМИ ЦЕРКВИ ЧЕРЕЗ ОСОБОЕ ПОСЛАНИЕ, ДАННОЕ ИМ ОТ ГОСПОДА ДЛЯ НЕЁ) , других пророками (КОТОРЫЕ ИСПОЛНЯЮТ СЛУЖЕНИЕ ПРОРОКА, ПРЕДСКАЗЫВАЯ И ПРЕДВЕЩАЯ) , иных Евангелистами (ЧТОБЫ ПОЖАТЬ ЖАТВУ), иных пастырями (ПАСТОРАМИ) и учителями (С ОСОБЫМ СЛУЖЕНИЕМ - УЧИТЬ СЛОВУ ТЕЛО ХРИСТОВО. АПОСТОЛЫ МОГУТ БЫТЬ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ ВО ВСЕХ ЭТИХ ПРИЗВАНИЯХ), к совершению святых (ЧТОБЫ СНАРЯДИТЬ ДЛЯ СЛУЖЕНИЯ), на дело служения (ЧТОБЫ ПРОВОЗГЛАШАТЬ ПОСЛАНИЕ ИСКУПЛЕНИЯ ВСЕМУ МИРУ), для созидания Тела Христова (ДЛЯ ДУХОВНОГО СОЗИДАНИЯ ЦЕРКВИ), доколе все придем в единство веры (ЧТОБЫ ПРИВЕСТИ ВСЕХ ВЕРУЮЩИХ К ДОЛЖНОМУ ПОНИМАНИЮ ХРИСТА И КРЕСТА) и познания Сына Божия (ТОГО, ЧТО ОН СОВЕРШИЛ НА КРЕСТЕ), в мужа совершенного (ЗРЕЛОГО ВЕРУЮЩЕГО), в меру полного возраста Христова (МЕРА - ЭТО ПОЛНОТА ХРИСТОВА, А ОНА ДОСТИГАЕТСЯ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ИСТИННУЮ ВЕРУ В КРЕСТ)».
Начиная с седьмого стиха, Апостол раскрывает новое измерение единства. Речь теперь идет о «каждом из нас», о разнообразии духовных даров в Церкви. Единство вовсе не подразумевает единообразия. Каждый из христиан получил «благодать по мере дара Христова» (4:7). «Благодать»... Что же имеется здесь в виду? Это слово здесь означает служение Церкви, которое производится силой Божьей. У каждого христианина свой дар, и когда они служат друг другу этими разными дарами, единство Церкви укрепляется. Поэтому разнообразие даров не противоречит единству Тела Христова, а, напротив, помогает сохранить его.
Учение Павла о духовных дарах начинается с истолкования цитаты и) Пс. 67:18. В этом псалме, воспевающем победу ветхозаветного Израиля над языческими армиями, упоминается древний обычай, по которому победитель наделял своих воинов дарами. То есть Христос-Победитель имеет право делить добычу с верующими. Далее объясняется значение слов «восшел» и «нисходил». Среди богословов существует множество мнений о том, что же все-таки имел в виду Апостол. Чаще всего предлагается толкование, согласно которому нисхождение в «преисподние места земли» (4:9) - это смерть и погребение Христа, воскресший Христос вознесся выше небес и раздает в Церкви дары по Своему благоволению.
Теперь Павел переходит к самим дарам. Христиане получают их не для достижения собственных целей, а для служения Церкви, всему Телу Христову. Бог дал Церкви людей, обладающих уникальными способностями: апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей. Как именно служат они Богу? Первыми в списке упоминаются Апостолы. Слово апосталос обозначает посланника, официального представителя, уполномоченного. В ранней Церкви этим словом именовались прежде всего те двенадцать учеников, которых Христос избрал для особого служения (Мф. 10:1-4; Мк. 3:14-19; Лк. 6:13-16), они стали первыми камнями в устроении Церкви. Но иногда этим словом (апостол), хотя, возможно, в ином отношении, назывались и другие святые в Новом Завете, например Иаков (Гал. 1:19) и Варнава (Деян. 14:14).
В широком смысле «апостолами» можно было бы назвать христиан, которым Церковь поручила особую миссию - послан- ничество (Флп. 2:25; 2 Кор, 8:23; Ин. 13:16). (В Синодальном переводе все они называются «посланниками».) Ясно, что служение Двенадцати было уникальным, но миссия других посланников продолжается и поныне, В, современной церкви, конечно же, есть проповедники, епископы, миссионеры - люди, отчасти продолжающие то служение, которое было поручено новозаветным Апостолам. Но важно отметить, что ни один выдающийся служитель Церкви за всю ее историю - ни Августин, ни Лютер, ни Уэсли - не называли и не разрешали называть себя «апостолами». Тем, кто имеет посланничество на служение в настоящее время, следует понимать свое место в домостроительстве Божьем.
Затем упоминаются пророки. Греческое слово профетес обозначало человека, который говорил, вдохновляемый Духом Божьим. Библейские пророки возвещали волю Бога, применяли ее к повседневной жизни. Пророки даны Церкви для назидания и ободрения. Во все времена в ней были люди, движимые Духом Святым, - и в I в., и во всех последующих. В этом смысле можно говорить о том, что пророческий голос в Церкви не замолкал никогда. Но в современных евангельских кругах часто спорят о том, возможно ли сейчас служение пророков, предсказывающих будущее или открывающих некие тайны. Разные евангельские традиции отвечают на этот вопрос по-разному. Ясно, что Бог не изменился и для Него нет ничего невозможного, но при этом следует сделать важное предупреждение: никакое пророческое слово современности не обладает авторитетом, равным Библии, поэтому всякое пророчество следует проверять Писанием. Оно не может Ему противоречить ни в букве, ни в духе.
Следующий дар для Церкви - служение евангелиста (благо- вестника). Эвангелистес провозглашает Благую Весть тем, кто ее раньше не слышал. Сегодня такие проповедники называются миссионерами. Затем упоминаются два служения - пастырское и учительское. Богословы много спорят о том, идет ли здесь речь о двух дарах у одного верующего (т. е. о пастыре, умеющем учить) или же о христианах с разными призваниями. Писание, конечно же, упоминает, что церковный руководитель должен быть «учителей» (1 Тим. 3:2; см. также 2 Тим. 2:24), но не каждый христианин, имеющий дар учительства, может быть пастырем. Существительное поймвн в Новом Завете встречается 17 раз; в Синодальном переводе ему всегда соответствует слово «пастырь». Здесь важно помнить о различии между проповедниками (или учителями) и пастырями - руководителями, которые в Новом Завете называются также пресвитерами (старейшинами) или епископами. Речь идет о разных духовных дарах.
Этот текст не только перечисляет духовные дары и призвания, которые есть в церкви, но и объясняет их предназначение. В ст. 4:12 сказано, что они даны «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова». Греческое слово катартисмос («совершение») означало «оснащение», подготовку. Церковные лидеры прежде всего должны «оснастить», подготовить, обучить каждого члена церкви, чтобы он мог использовать свой дар в служении Богу. Служение каждого христианина должно быть направлено на созидание всего Тела Христова, чтобы достичь главной цели - сохранить единство. Верно и обратное - претензия на любые духовные дары, которые не служат созиданию церкви, а приводят к расколам, должна решительно пресекаться.
4:13-16 Единство Церкви подразумевает духовную зрелость каждого верующего.
В этих стихах Павел объясняет, к чему приведет созидание Тела Христова: к единству веры, познанию Сына Божьего и духовному возрастанию христианина (к достижению «полного возраста Христова»). Интересно отметить, что единство нужно и «сохранять» (4:3) и «достигать» (4:13), т. е. существует такая степень единства, которая возможна, лишь когда христиане возрастают в вере и познании. Апостол показывает, какие качества присущи зрелым христианам и что происходит с теми, в чьей жизни нет духовного роста. Незрелых христиан он сравнивает сначала с беспомощными младенцами, а затем с неуправляемыми кораблями, которые несутся по волнам и зависят от направления ветра. Духовно незрелые христиане становятся легкой добычей еретиков. Лжеучители умеют обольщать, они хорошо освоили это искусство, позволяющее им увлекать других за собой.
Зрелые же христиане неустанно стремятся к тому, чтобы вся Церковь возрастала в истинной любви. Верующие - члены Церкви, Глава которой - Христос, и рост этого Тела невозможен без любви: любовь есть созидание Тела. Каждый призван действовать «в свою меру». Само слово «мера» встречается в этих стихах трижды (4:7, 13, 16), напоминая, что обилие даров у верующих подразумевает немалую ответственность перед Господом.
Вопросы для обсуждения:
1. Верите ли вы, что вы – часть Тела Христова на земле?
2. Заботитесь ли вы о других членах Тела Христова?
3. Осознаете ли вы свою зависимость от других членов Тела Христова?
4. Как вы можете трудиться на созидание Тела Христова?
5. Как Господь действует через вас, как через часть Своего Тела?
#Изучаем_Библию_Вместе
#Жизнь_в_Теле_Христа
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев