По праву улицей моего детства можно назвать Тошку, а там и была -то всего одна улица, которая тянулась по берегу Байкала, вдоль всей Тошки. Дома были расположены только по одной стороне улицы.
Конечно же, все мы жили с соседями одной дружной семьёй. Время было послевоенное, голодное, не говоря уже о каких – либо разносолах, хлеба не было в достатке, а об одежде вообще не приходится говорить, она передавалась от одного члена семьи другому.
Особенно мне запомнились 1951 – 1954 годы, когда мы ходили, совсем ещё маленькие, в 5 – 6 классы. Шли в школу большой гурьбой, семьи тогда были большие. В среднюю школу дорога не близкая, труднее всего было в снегопад. Отсутствие транспорта, конечно, очень сказывалось, приходилось рано вставать, идти в школу, взрослым – на работу, поэтому практиковалась езда на собачьих упряжках. Так как в нашей семье были собаки Байкал и Букет, они доставляли нас с папой в центр посёлка за считанные минуты.
Начиналась цепочка от Нелюбиных, дальше к ней кто-то присоединялся из следующего дома и так к школе подходили довольно внушительной компанией. Из школы возвращались, чаще всего, по берегу Байкала, если дорога была наезжена. Большие неприятности доставляла наледь на речке «Сырой Молокон». Наша плохонькая обувь обычно намокала, что было особенно неприятно. А если выпадало учиться со второй смены, то по возвращении домой слышен был вой волков в районе «Сухой Тошки». Здесь мы, помню, с визгом бежали во весь опор. В школе тогда ни столовой, ни буфета не было, а уходили мы из дома надолго и мамы, обычно из скудного запаса продуктов выделяли нам с собой кусочек хлеба, варёную картофелину, и обязательно бутылку с белёным чаем, заткнутую бумажной пробкой.
Через ручей «Сухая Тошка» был переброшен мост, а под мостом был огромный валун. Вот этот камень и служил нам столом в случае, когда кто-то из нас не решил задачу, вот там и переписывали у более успешного ученика, дома никогда этого не делали, было стыдно.
Заканчивался учебный год, наступало время блаженства. Вода в Байкале ещё холодная, а мы уже открывали купальный сезон. И так целыми днями на берегу, здесь же мы мыли посуду, полоскали бельё после стирки, вечерами ставили сеть, добывали немного рыбы, тут же на костре на берегу её жарили и почти обессилев от дневных забав, шли домой, предварительно отыграв вначале, пока виден был мяч, в лапту, в городки, потом в третий лишний, в прятки и т.д. На этом заканчивался день.
Летом для нас, тошкинской детворы, было большой радостью встреча вначале «Ангары», а затем «Комсомольца». Кто-то залезал на крышу, большой удачей было, если удавалось раздобыть бинокль. Едва заметив на горизонте дымок, кричали: «Идёт!» это был сигнал к походу на пристань. Собирались человек 10 - 12 босиком потому, что родители забирали обувь до школы. И такой компанией бежали на пристань, чтобы посмотреть, кто приехал, почувствовать связь с «Большой землёй».
Жили у нас в соседях Медведчиковы. Дядя Гоша работал в райпо шофёром, а в посёлке тогда было три грузовых машины. На обед он приезжал домой, а мы уже ждали его. И конечно же, большим удовольствием было для нас прокатиться на машине. Рассаживались в кузове. Проехав метров 500, дядя Гоша останавливался, давая нам команду, и мы бежали счастливые домой. Наступала пора сбора ягод и грибов, здесь уже вообще отдельная история потому, что это был целый ритуал! Грибы, ягоды были большим подспорьем в нашем скудном питании зимой. Родители придавали особое значение заготовкам. И мы, порой, без какого-либо желания шли на Александровский и на Николаевский прииски, на Пыхтун. Надо было вставать в 4 -5 часов утра и находиться на жаре целый день вдали от Байкала. Но зато вечером с полным горбовиком, с большим наслаждением возвращались домой и плюхались в воду.
С окончанием летних каникул, с началом нового учебного года приходило что-то новое; новые учителя, новые впечатления, новые лица, события. Улица, которая вела нас в среднюю школу, была не только наша тошкинская, она доходила до речки «Сырой Молокон», а потом мы шли по Пристанской улице, официальное название Набережная. Обрывистый берег, и по улице дома в один ряд. Мне запомнилось об этой улице то, что зимой, возвращаясь домой из школы, мы обязательно катались на нерпичьих шкурах с яра. Горки очень крутые были с выездом на Байкал. Шкуры уже лоснившиеся очень хорошо катили нас. Нам нужно было ещё преодолеть наледь в Сыром Молоконе и пройти всю улицу, начиная с Молокона и до конца Тошки. Ещё запомнилось на улице Пристанской то, что дома стояли один к одному в строгом порядке и накануне Пасхи и 1 мая к весне у домов были побелены все палисадники, наличники и ставни, на подоконниках цветущая герань и вся улица чисто выметена. Всё это придавало такой праздничный колорит, просто красота!
Запомнились улицы моего детства, по которым ходила с любовью ещё и тем, что их жители выручали друг друга в трудную минуту, ходили в дом не обязательно в гости, а просто так поговорить, поделиться горькой или радостной вестью. А вот в праздники, особенно у нас на Тошке, наши родители умели красиво гулять, в прямом понимании этого слова. Весело было, то в одной избе, то в другой раздавались старинные песни: «Среди долины ровные», «Вы не вейтесь, русые кудри», «Степь, да степь кругом», «Есть на Волге утёс» и т.д. Часто выходили на улицу и пели.
Ещё помню, это были 50-е годы, в июле месяце «приходили» своим ходом на баркасах маломорские рыбаки. Расставляли на берегу сушела, растягивали сети, разжигали костры, дымились чаны с ухой, с чаем, готовился омуль на рожнях. Запах стоял одурманивающий, ни с чем несравнимый. Располагались приезжие рыбаки на берегу напротив конторы колхоза имени «Чапаева». Председателем колхоза в то время была Полина Хамуева, она во время войны сумела организовать людей, которые оказали большую помощь фронту своим успешным трудом.
Вот две улицы моего детства Тошкинская и Пристанская, это не просто дорога, по которой мы ходили в школу, в кино за 10 копеек, в магазин – это люди, с которыми мы делились куском хлеба, с которыми дружили, проживали радости и горести и дружим до сих пор.
У меня есть подруга Галя Болдагуева, нашей дружбе 82 года, это огромный отрезок жизни, незабываемый, интересный. Это наше счастливое детство!
Автор Валентина Воронина
Источник информации: Газета «Байкальский Меридиан» № 24 за 20 июня 2025 года
Нет комментариев