Но когда-то в Израиле его лицо знал каждый. Это Гидеон Хаузнер, государственный обвинитель на процессе Адольфа Эйхмана.
В 1960 году Эйхман был похищен из своего дома в Аргентине, где проживал под именем Рикардо Клемент. Премьер-министр Давид Бен-Гурион заявил в кнессете: «Я обязан сообщить вам о том, что израильские службы безопасности обнаружили одного из самых крупных нацистских преступников Адольфа Эйхмана, ответственного вместе с другими лидерами нацистов за уничтожение шести миллионов евреев".
Эйхман был обвинен в совершении преступлений против еврейского народа и в военных преступлениях. Хаузнер произнес на процессе знаменитую речь «Шесть миллионов обвиняют». Суд признал Эйхмана виновным и вынес ему смертный приговор – первый и единственный за всю историю Израиля.
"Всю ночь в своем советском доме я с волнением и ужасом читал подпольно дошедшую до меня речь Хаузнера. Она начиналась словами: «Я стою перед судьями Израиля, обвиняя Адольфа Эйхмана, и я не одинок. Шесть миллионов убитых евреев стоят здесь, рядом со мной. Их кровь вопиет, но их голоса не слышно, потому что их могилы рассеяны по всей Европе", - пишет в завтрашние "Вести" журналист Владимир Ханелис.
В дальнейшем ему удалось вырваться из СССР. В 1985 году, уже будучи редактором израильского журнала, Ханелис взял интервью у Хаузнера. "Мне открыл дверь пожилой, болезненного вида человек со слезящимися глазами. Вместо прокурорской мантии на его плечах был теплый плед.
– То, что случилось с нами во времена нацизма, для еврейского народа явилось Катастрофой, страшным несчастьем. Для всего цивилизованного человечества – банкротством. Рухнули моральные устои, стерлась граница между добром и злом, - сказал он.
– Верно ли, что Бен-Гурион не хотел отдать приказ о поимке Менгеле?
– Нет, не верно. Верно то, что Бен-Гурион не хотел устраивать еще один процесс. Он считал, что второй процесс обесценит первый. Ему не нравилась и идея уничтожения Менгеле в Парагвае. Он думал, что это не пойдет на пользу положению евреев в мире. Однако все эти годы мы старались поймать Менгеле, требовали у Парагвая выдать его и помогали Западной Германии в ее действиях в этом вопросе.
– Что бы вы хотели передать еврейской молодежи, живущей в СССР?
– Первое: никогда не нужно отчаиваться. Второе: всегда бороться за те принципы, которые считаешь верными. И третье: никогда нельзя знать, по какому пути пойдет история..."
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2