Aleks Tarn
90 лет тому назад, 1 сентября 1935 года, в Иерусалиме ушел в мир иной один из величайших евреев Нового времени рав Авраам Ицхак Кук - первый главный ашкеназский раввин Израиля. Уверен, есть такие, кто слышат это имя впервые - в отличие от нашумевших еврейских имен Эйнштейна, Фрейда, Маркса, Мандельштама, Герцля, Бен-Гуриона и многих других ученых, литераторов, политиков, врачей и мыслителей, оказавших влияние на ход истории, на развитие культуры, науки, медицины…
Тут впору вспомнить слова Фридриха Ницше из книги "Так говорил Заратустра": “Мир вращается вокруг изобретателей новых ценностей, а не вокруг изобретателей нового шума - неслышно вращается он”. Эта фраза выражает идею о том, что настоящие изменения и прогресс в мире связаны не с создателями сенсаций, а с теми, кто формирует подлинные ценности, и это происходит тихо, без громких заявлений. Авраам Ицхак Кук был именно изобретателем новых ценностей - его идей, его мировоззренческой системы. Я не знаю, где мы были бы сейчас, если бы не он - сомнительно, что были бы вообще.
Но давайте начнем с критической точки еврейской истории, когда народ впервые оказался перед угрозой исчезновения. Я не имею в виду разрушение Второго Храма и последующее изгнание. К моменту взятия Титом Иерусалима, в Иудее проживало 10-15% мирового еврейства, остальные уже были рассеяны по просторам Римской империи. Речь не идет о более поздних несчастьях: гонениях в Северной Африке и на Пиренеях, Крестовых походах, погромах во время Великой чумы, Хмельниччине и Колиивщине.
Каждая из этих ужасных, но все-таки локальных катастроф выжигала и вырезала сотни тысяч семей - но всегда оставались другие, которые продолжали свой величайший национальный подвиг.
“Перед нами расстилается необозримая равнина двухтысячелетнего мученичества, - писал Жаботинский. - И в любой стране, в любую эпоху, видим мы одно и то же: кучка бедных, бородатых, горбоносых людей сгрудилась в кружок под ударами, сыплющихся отовсюду, и цепко держится нервными руками за святыню. Эта двадцативековая самооборона, молчаливая, непрерывная, обыденная, есть величайший из национальных подвигов мира”.
Нельзя забывать еще один важный момент: евреи значительно опережали своих гоев-соседей по ряду цивилизационных параметров. Лидировали в банковском и торговом деле, используя разветвленную сеть еврейских общин по всему миру: только они могли отдать товар в одном конце мира и получить за него деньги в другом. Лидировали в медицине, фармакологии, юриспруденции, были намного грамотней своего окружения. У еврейской общины было что предложить своим молодым людям, компенсируя угрозы и гонения. Конечно, эти преимущества не останавливали процессов ассимиляции, но позволяли удерживать ее в терпимых рамках.
Так было в течение многих веков, а затем грянуло европейское Просвещение, и ситуация стала меняться. В конце 18-го - начале 19 века евреи оказались в роли отстающих, что сразу сказалось на темпах ассимиляции. Молодежь стала массово покидать общину ради европейского образования, университетов, науки.
Конечно, были попытки совместить то и другое - вспомните движение Хаскалы - еврейской ветви Провещения - и ее отца Моше Мозеса Мендельсона, который говорил, что можно остаться евреем и вне общины. Но совмещения не получилось: спустя полвека после его смерти из семи десятков его потомков НЕ выкрестились только четверо.
Вывод был ясен: уходя из общины, еврей уже во втором-третьем поколении терял самоассоциацию с еврейством. О том, что он еврей, ему напоминали гои - сам же он охотно забыл бы об этом. Однако, мало-помалу привыкают и гои; в Испании марранов перестали отличать от коренных христиан спустя два столетия после насильственных крещений.
С массовым оттоком молодых в общинах оставались одни старики. Идишкайт - многовековой еврейский образ жизни - умирал. Умирал естественным путем - без погромов, без крестоносцев и Богдана Хмельницкого. По сути, народ оказался на грани исчезновения.
Спасением в этой ситуации стал сионизм. Выяснилось, что можно сбежать из общины и из религии в европейский университет, но сохранить свое еврейство, переориентировав его на географическую, историческую - ассоциацию с Эрец Исраэль. Это не уменьшило уход молодежи из еврейской общины - он продолжался нарастающими темпами. Просто значительная часть ушедших свернула в побочное русло - сионизм.
С точки зрения раввинов особой разницы между ушедшими не было: как ассимилянты, так и сионисты покидали общину и идишкайт, т. е., были разрушителями, предателями, врагами.
Вспомним лозунги сионистов – социалистов, тех, кто построили здесь сначала действующий макет государства в виде Гистадрута (профсоюзов), а затем встали у руля бен-гурионовского Израиля. Они изо всех сил стремились “быть как все” - как в Европе и в развитых странах Запада с их демократией и все более левым либерализмом.
“Как все” - это как Франция, Британия и Германия, почти полностью проглоченные нашествием варваров.
“Как все” - это как Штаты, где чудесное пришествие Трампа и здравого смысла выглядит последними конвульсиями свободной державы, умирающей в метастазах левацких холер.
Но даже если Запад выживет и справится с этими бедами - способен ли Израиль, едва выживающий во враждебном окружении, успешно переболеть подобной чумой?
Кто-нибудь сомневается, что стоит слегка приоткрыть границы (“быть как все”), решить проблему “палестинских беженцев” путем их возвращения сюда - как еврейская страна прекратит свое существование? Получается, что главный лозунг сионизма - от Герцля до Бен-Гуриона - “быть как все” неминуемо привел бы сионистский проект к самоуничтожению.
Но этого, к счастью, не произошло, поскольку в критический для народа момент Всевышний послал нам спасителя. Его звали рав Авраам Ицхак Кук. Он родился в 1865 году в Даугавпилсе в знатной еврейской семье. Аристократичность рода у нас определяется поколениями ученых раввинов, цадиков и вероучителей. Отец Аврума был из литваков - сторонников традиционного раввинского иудаизма, а мать - из хасидов-хабадников. Вражда между двумя этими направлениями отражалась и на внутрисемейных спорах, и мальчик питался из обоих источников, что сказалось на усвоенной с детства широте взглядов. К 1921-ому году, когда рав Кук был назначен главным ашкеназским раввином Израиля, его познания включали не только Тору, Талмуд, Кабалу и труды великих иудейских авторитетов, но и светские науки, историю и философию.
Эта многогранность помогла ему осмыслить происходящую на его глазах перемену в перспективе не только еврейской, но и общечеловеческой истории. Лозунг “быть как все” противоречил всему строю еврейского образа жизни, который на протяжении нескольких тысячелетий сохранял именно свою особость, резко отличаясь компактными местами проживания, бытом, едой, религией, языком, одеждой. То есть целенаправленно был “не как все”.
Евреям удалось пронести свою святыню сквозь века гонений и убийств - сохранить свою Тору, Традицию, Учение именно благодаря замкнутости своих общин, их противодействию любым внешним влияниям. Да, многие не выдерживали, сдавались, уходили за ограду нищего местечка, чтобы раствориться в окружающей среде тех, кто “как все”. Но это было их индивидуальным решением. Каждый член общины сохранял индивидуальную верность Творцу, вел личный диалог со Всевышним.
Сионизм, с точки зрения рава Кука, представляет собой продолжение этого “не как все” на коллективной основе - как самостоятельная национальная общность, как народ, во всем его разнообразии, включая как религиозных, так и светских евреев. Государство-еврей, народ-еврей, которые самим источником своего происхождения утверждают свой особый избраннический характер, свое принципиальное “не как все”. Таким образом, диалог с Творцом поднимается на новый уровень - диалога Всевышнего с его народом и государством. Его миссия в общечеловеческой истории пока еще не совсем ясна нам – но была понятна раву Аврааму Ицхаку Куку.
Отсюда и религиозные, моральные, мировоззренческие императивы, задающие систему ценностей и образ жизни учеников рава Кука - религиозных сионистов, вязаных кип, относящихся к Израилю и к народу Израиля как к святыне. В отличие от харедим, отказавшихся принять учение рава Кука, вязаные кипы активнейшим образом интегрируются во все сферы жизни государства - от экономики, академии и школьного образования до армии, СМИ.
Рав Авраам Ицхак Кук покинул этот мир в 1935 году, за тринадцать лет до провозглашения государства, которое заранее объявил святыней, коллективным Машиахом. Он не увидел ни Катастрофу европейского еврейства, ни Войну за Независимость, в которой, по общему мнению международных экспертов, нас должны были уничтожить, ни тяжелейшие годы, когда нищая Страна едва выживала в условиях оружейного эмбарго и непрекращающихся арабских атак.
Не увидел, как Израиль побеждал в Шестидневной войне и как снова стоял на грани ликвидации в войне Судного дня. Не увидел, как его последователи в вязаных кипах создавали поселения в Самарии и Иудее - вопреки протестам мировой общественности и местных постсионистов. Не увидел, как Рабин и Перес притащили сюда людоеда Арафата с бандой убийц, не видел, как автобусы взрываются в Иерусалиме и Тель-Авиве, не краснел от стыда во время депортации Гуш-Катифа, Амоны, Ульпаны и других поселений. Не ужасался чудовищной резне 7 октября.
Одно он точно видел - вернее, предвидел: как порожденный им религиозный сионизм постепенно становится главной ценностью государства-святыни, главной опорой и защитой от скатывания в никуда, в самоубийственную пропасть постсионизма.
Только представьте себе, что их бы не было. Что в Самарии и Иудее вместо полумиллиона поселенцев разъезжали хамасники на своих тойотах с крупнокалиберными пулеметами - в пяти минутах от Иерусалима, Кфар-Сабы и Нетании и аэропорта им. Бен-Гуриона.
Что некому было бы сегодня составлять ядро боевых частей ЦАХАЛа. Что не было бы альтернативы уродам-капланистам, безыдейному ликудовскому оппортунизму и не изжитому недоверию харедистских общин.
Что не было бы ни газеты «Макор Ришон», ни 14-го канала, ни военных йешив, исправно поставляющих в армию беззаветных героев, ни майора Рои Кляйна, бригадных генералов Эфи Эйтама и Офера Винтера и многих других, определяющих сегодня истинное лицо Израиля.
Без них - то есть без духовного наследия рава Кука - Страна была бы действительно “как все”, то есть уже закончила бы свое существование или была бы очень близка к тому.
Я - не религиозный человек, но я абсолютно уверен, что череда чудес, благодаря которой мы держимся на плаву и шагаем от победы к победе - прямой результат того диалога с Творцом, который ведут религиозные сионисты от имени всего народа, всей Страны.
Впрочем, учение рава Кука относится не только к Израилю. Немногим дано постичь те кабалистические основания, которые он выдвигает, утверждая, что именно Израилю назначено изменить судьбы всего мира. Будем ориентироваться на то, что видно нашим близоруким глазам и понятно нашим недалеким умам: на реальность, на то огромное место, которое занимает в ней крошечный клочок земли между рекой и морем.
«No Jews - no news»(нет евреев-нет новостей) говорят редакторы газет и каналов, постоянно ставя на первые полосы информацию об Израиле. Мы волнуем весь мир. Нас ненавидят, нас любят, но никто не остается равнодушным.
Ну а пока скажем спасибо великому еврею раву Аврааму Ицхаку Куку, чей истинный масштаб ясен пока еще далеко не всем.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев