Яков Фрейдин
Давление — великая вещь: жестокая, порой разрушительная, но совершенно необходимая. Я отношусь к нему с уважением - без него не было бы не только прогресса, но и самой жизни.
Краткая экскурсия в науку.
Давление водяного пара двигает турбины, давление газа толкает вперёд автомобили и самолёты, давление электрического поля (напряжение) даёт электроэнергию, без осмотического давления не было бы живых клеток и нас с вами. Чтобы в ограниченном объёме возникло давление нужно накопление там некой энергии. Эффект от давления возникнет тогда, когда наружное давление будет меньше или больше внутреннего. Не имеет значения, где оно выше — важен его перепад.
А что происходит в человеческом обществе? Точно так же без социального давления не возникнет прогресс и не разовьётся цивилизация. Мало того, если давление в обществе вдруг исчезнет, оно неизбежно придёт в упадок и будет смыто временем. Давление может быть религиозным, экономическим, этническим, военным, природным. Это может быть агрессия соседей, ограничение прав иноверцев, неурожайные годы, плохой климат, эпидемии и пр.
В тех случаях когда территория, где живёт некое общество, большая, а количество людей мало, давление на него не нарастает и его развитие либо замедляется, либо этот народ со временем исчезает. К примеру, возьмите население Aфpики и обеих Америк, где в прошлые века плотность населения была мала, пространства огромны, а потому социальное давленое было весьма слабым. Если появлялись воинственные соседи, налетала саранча, происходили наводнения, неблагоприятно менялся климат и становилось мало пищи, достаточно было мигрировать в лучшие места, избавляясь от проблем, создающих давление. Ведь перебраться на новое место проще, чем преодолевать трудности. По этой причине за тысячелетия там не возникло развитой цивилизации, и до недавнего времени люди на этих континентах жили в каменном веке.
Однако народы в густо населённой Европе в не очень благоприятных природных условиях вынуждены были много работать, становиться изобретательными и творческими. Мигрировать было некуда, число воинственных соседей не уменьшалось, а климат порой становился ужасным (Малый Ледниковый период с 1300 – 1870гг.). В маленьких государствах при постоянном военном давлении извне расцветали инструменты противоборства - науки, технологии и искусства. Яркий пример тому — Ренессанс в средневековых городах-государствах Италии.
А вот другой пример того, как социальное давление привело к прогрессу. После протестантской реформации 16-го века началась миграция европейцев в Северную Америку. В странах исхода протестанты жили под мощным религиозным давлением, что приводило к войнам, выселениям и массовым убийствам ( Варфоломеевская ночь!). Спасаясь от преследований, пилигримы двинулись за океан. Они мигрировали туда, где выжить можно было лишь за счёт собственного труда. Уезжали из Европы люди в основном храбрые, предприимчивые, энергичные и трудолюбивые. Поэтому в результате искусственной гeнeтичecкoй ceлeкции в Америке появилось деятельное инициативное население, и предпринимателей стало больше, чем где бы то ни было.
Пилигримы приезжали на огромный пустынный континент, населённый немногочисленными индейскими племенами. Они начинали жизнь с нуля, испытывая сильное давление экономических, природных и военных (со стороны индейцев) факторов. Противостояние давлению привело к быстрому прогрессу — всего за пару столетий США превратились в мощную экономическую и военную державу. Так что спасибо социальному давлению. Оно - двигатель прогресса.
Aнтиceмитизм — двигатель eвpeйского прогресса
Евpeйская история несравненно более драматична, чем история протестантов, и началась она много раньше. С 8 века до новой эры и до середины прошлого столетия eвpeев постоянно изгоняли со своих мест. В отличие от многих других народов, которых тоже порой преследовали их соседи, у изгнанных eвpeев не было своей страны и селились они среди чужаков. Не сливаясь с народом-хозяином, они создавали свои изолированные анклавы, которые в 16 веке стали называть «гетто» по имени eвpeйского района Венеции.
Примечательно, что eвpeи, в отличие от коренного населения, были поголовно грамотны и потому более успешны во многих ремёслах, что вызывало зависть и озлобление соседей — aнтиceмитизм. По выражению Эйнштейна, «антиceмитизм — тень eвpeйского народа» и за долгую свою историю эта «тень» создавала постоянное давление на народ-изгнанник. Давление то ослаблялось, то усиливалось, но никогда не исчезало. Чтобы преуспеть во враждебной атмосфере, eвpeям приходилось трудиться больше, учиться напряжённее, приспосабливаться изворотливее. Они научились преуспевать там, где других ждала неудача. Благодаря aнтиceмитизму среди eвpeев появилось много умных и деятельных людей с бойцовым характером, стремящихся вырваться вперёд и добиться успехов.
Яркий пример благотворного влияния aнтиceмитизма — экономические, научные и военные успехи Израиля. Существование крохотной страны в окружении арабского aнтиceмитизма вынудило eвpeев для собственного выживания добиться невероятных результатов во всём: от сельского хозяйства до эффективной армии и высоких технологий. Не будь этого внешнего давления, Израиль скорее всего стал бы похожим на захудалое провинциальное местечко.
За многие годы aнтиceмитского давления eвpeйская изощрённость закреплялась генетически и привела к тому, что eвpeи по своим умственным способностям расслоились. В отличие от других народов, среди них не доминируют люди среднего ума, но зато есть много умных людей, немало великих мудрецов, но также множество глупцов и совершенно ошеломляющих дураков. Такой поляризации не наблюдается ни в одном другом народе. Если уж eвpeй мудрец, то — это Эйнштейн, если он болван, то — это Берни Сандерс. Так что спасибо aнтиceмитизму, ибо без него eвpeев ждала бы судьба всех древних народов, живших без такого давления и потому исчезнувших из исторического процесса.
Важный вывод: в тех странах, где давление aнтиceмитизма ослабляется или его нет вообще, eвpeи становятся похожими на коренное население, сливаются с ним. При этом исчезает и eвpeйская поляризация — умных и деятельных становится меньше, полных болванов тоже. Отсутствие aнтиceмитизма ведёт к ухудшению качества народа, размыванию талантов и потере бойцовых качеств.
Влево — Вправо
Странное поведение американского eвpeйства в современной политической обстановке ставит в тупик многие умы. По непонятной причине оно всё больше сдвигается влево, хотя партия демократов и особенно её левое крыло — ярко aнтиceмитское и антиизраильское. В Конгрессе самые злобные антисемиты - это eвpeи-демократы Шифф, Шумер и Нэйдер. На выборах до 80% eвpeев проголосовали за Байдена и aнтиceмитку Харрис.
В то же самое время мы наблюдаем совершенно противоположную тенденцию в других странах, где живут eвpeи. Наиболее яркий тому пример — Англия. После того, как лейбористская партия стала проявлять aнтиceмитизм, eвpeи покидают её и массово переходят в лагерь консерваторов. Как объяснить эти сдвиги в противоположных направлениях под давлением тех же самых факторов? Всё дело в перепаде давления — с какой стороны давит сильнее.
Социальное давление может быть в двух направлениях. Aнтиceмитизм давит направо - и заставляет eвpeев становиться более обособленными, консервативными и самодостаточными. Отсутствие aнтиceмитизма засасывает налево - и создаёт тенденцию «стать как все», не выделяться, отторгнуть от себя eвpeйство, как досадный пережиток, и «слиться в экстазе» с коренным населением. Борьба этих противоположных сил и определяет результат.
Векторы давления, направленные друг против друга, определяют поведение eвpeев в разных странах. В США, стране, где нет государственного aнтиceмитизма, а бытовой незначителен, уже более полувека eвpeи не испытывают тягот aнтиceмитизма. Ушли в прошлое ограничения при приёме на работу, покупке жилья или членстве в клубах. В США eвpeи чувствуют себя не лучше и не хуже, чем другие религиозные или этнические группы. И евpeи политически сдвигаются влево, становясь «как все», даже если на праздники заходят в синагогу.
В Англии, Бельгии и других европейских странах всё наоборот. Там тоже нет государственного aнтиceмитизма, но бытовой весьма силён, особенно со стороны огромной массы агрессивного мусульманского населения. что создаёт давление на eвpeев слева направо. По этой причине они становятся более консервативными и отходят от либерализма, а в некоторых странах «голосуют ногами», эмигрируя в Израиль и другие страны. Кстати, aнтиceмитизм объясняет значительный консерватизм eвpeев-выходцев из СССР и России, где бытовой aнтиceмитизм был силён всегда, а государственный лишь немногим уступал гитлеровской Германии.
Давление принимает разные формы и может быть не только внутренним, но и внешним, то есть из-за границы. Внешнее aнтиceмитское давление на eвpeев в наше время наблюдается только по отношению к одной стране — Израилю. Давление это идёт со стороны соседних мусульманских государств при поддержке ООН. В Израиле нет ни государственного, ни бытового aнтиceмитизма, но есть сильное внешнее давление. Эта уникальная ситуация приводит к колебаниям около центра — почти половина израильтян тяготеет вправо, а другая - влево.
Прогноз будущего для диаспоры в США и в европейских странах неутешителен – евреи там исчезнут либо физически (эмигрируют или вымрут естественным или насильственным путём), либо растворятся в коренном населении. Пока, на мой взгляд, шанс у eвpeев сохранить свою этническую идентичность остаётся только в Израиле, где отсутствие внешнего давления не ожидается.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1