УЧЕБНИКИ.
В последние годы в школьных программах мы с вами наблюдаем какой-то непередаваемый канкан. Ввести москвоведение, убрать москвоведение, ввести основы православной культуры, в десятом классе, во всех классах, передвинуть на пятый. Из последних новостей - Мединский, как буревестник, реет над учебником истории. Надо ли говорить, что в спокойной методической обстановке так не делается.
По правилам, с соблюдением всех норм, учебник вводится в школьную программу лет за 12. Сначала пишется методичка, в которой излагается цель предмета и его связь с другими предметами в школьной программе. Потом пару лет пишется сам учебник. При его написании учитывают возраст детей и окружающие предметы в школьной программе, с которыми новый предмет связывается огромным количеством невидимых неспециалисту межпредметных связей. Это когда параллельно с изучением, например, истории отрабатывается навык связанной речи, расширяется кругозор. Вообще в идеале все школьные предметы должны быть связаны так, чтобы об одном и том же ученик слышал, например, и на уроках истории, и на уроках литературы, и ещё в каких-нибудь творческих работах. Сам ребёнок этого не запомнит, а вот его мозг - да. И программа усвоиться лучше - упс, так получилось.
Потом учебник ещё лет пять обкатывается на пилотных классах. Нет, не на пилотных регионах, а на пилотных классах. Ну, в общем вы поняли.
Всё это было бы моим пенсионерским ворчанием, если бы однажды в последние годы такое торжество методики не случилось. Недавно, к моей радости, в школьную программу вернули советский комплекс учебников по русскому языку под редакцией академика Шанского. (Смотреть эту фамилию нужно на обратной стороне форзаца). На самом деле это-наши знакомые советские учебники, такие, цветные, с завитушками на обложках.
Программа по русскому языку на самом деле выполняет огромное количество функций, главное из которых-развитие речи. Причём сложность в том, что все навыки, которые формируются у ребёнка, надо формировать в правильной последовательности. Учимся писать письменно, параллельно учим простейшие правила вроде жи-ши, учимся говорить сложными предложениями, постоянно учим словарные слова, чтобы мозг запомнил, как они выглядят. Ведь на самом деле никакой "врождённой грамотности" не существует, это просто зрительная память. Пишем сочинение-описание, потом учимся рассуждать. Писать сочинение учимся по картинкам в цветной вкладке.
С методической точки зрения учебники Шанского, которые начали составлять в пятидесятые годы XX века и потом редактировали до начала восьмидесятых, были прекрасны. Был у них один-единственный недостаток-заниматься по ним с современными школьниками было нельзя. Потому что среди функций, которую совершенно в фоновом режиме, по ходу дела, выполняли эти учебники, было идеологическое воспитание. С этим я столкнулась в девяностые, когда занималась репетиторством. У каждого репетитора должен быть в запасе большой-большой набор упражнений на все правила. Естественно, я полезла за материалом в те учебники, по которым училась сама. И внезапно осознала: что ни упражнения, то пионеры, юннаты, металлолом, линейки и прочее "утро красит нежным светом", - в общем, всё то, что из жизни тогдашних школьников ушло напрочь. Интересно, что когда я сама была школьницей, вся эта начинка вообще не ощущалась. Говорят, так рыба в аквариуме не видит воду. Но в 90-е с такими упражнениями мне бы пришлось бы работать ещё и переводчиком.
И вот комплекс Шанского вернули. Его переписали под совершенно новую начинку. Есть ли там теперь вместо юннатов Молодая гвардия, честно говоря, не смотрела. Но соотношение упражнений по развитию грамотности, зрительной памяти и речи должно было остаться-иначе незачем было возвращать.
Написать хороший учебник-просто. 30 лет, понимание, что вы хотите получить на выходе,-и готово.
#про_будущее
От Дарьи Менделеевой
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев