В старом выцветшем фотоальбоме лежит мой первый диплом за участие в городской выставке детского творчества, посвящённой 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Я проиллюстрировала рассказ «Метель». Сначала был набросок, потом – композиция на листе формата А3. Метель изобразила в виде лица девушки. Помню, как особенно сложно давались мне её глаза и губы. А ещё – как учитель подбадривала и показывала, как нужно правильно наложить мазки... Прошло больше 20 лет, а каждый раз, когда натыкаюсь на этот диплом, мысленно переношусь в детство, в нашу старую художку. Вокруг мольберты, ребята склонились над работами, а рядом – наш преподаватель Лариса Спартаковна Романович, готовая прийти на помощь в любую минуту. В жизни каждого человека обязательно бывает педагог, который оставляет след в душе. Для меня и многих других выпускников художественного отделения Россошанской детской школы искусств таким учителем является Лариса Спартаковна, человек необычайно тонкой душевной организации, добрый и чуткий.
Сегодня преподаватель ДШИ Россошанского района, сделавший десять выпусков увлечённых ребят, добрейшей души человек Л.С. Романович отмечает 65-летие. Лариса Спартаковна родилась 21 ноября 1960 года в г. Россоши в семье Спартака Ивановича и Марии Григорьевны Романович. Мама работала закройщицей, папа – строителем. У Ларисы Спартаковны есть старший брат Игорь Спартакович, он военный и живёт в Калининграде, но каждый день обязательно звонит маме и сестре.
Рисовать Лариса любила с детства. Училась она в школах №3 и №4. А в 15 лет её взяли в третий класс художественного отделения ДШИ. К слову, оно открылось на базе образовательного учреждения в 1973 году. Сначала художники обучались в здании музыкальной школы. А в 1977–1978 гг. переехали в отдельное – старинное полутораэтажное – на улице Февральской напротив нынешнего кольца (пересечение с улицами Пролетарской и 50 лет СССР). Многие, кто обучался на художественном отделении вплоть до начала двухтысячных, помнят этот особенный мирок, степенных и маститых художников-педагогов, которых хотелось слушать и у которых стремились учиться; приятный запах красок и пластилина, каким, казалось, было пропитано всё. Попав однажды, оттуда не хотелось уходить!
– Моя подруга Наташа, дочка нашего учителя по рисованию и черчению, как-то сказала, что ходит в художественную школу. Тогда как раз при музыкальной школе открылись три класса этого отделения. И я тоже захотела туда поступить! Мы с Наташей пришли, а Борис Тимофеевич Литвинов сразу же дал мне задание – нарисовать пузырёк. Помню, как волновалась. Но, когда закончила, учитель сказал подниматься на второй этаж и писать заявление на поступление, – рассказала Л.С. Романович. – Мне хотелось ходить сюда хоть каждый день! Основную школу я окончила хорошо, но говорила родителям, что каждый день совершаю подвиг, – превозмогая себя, иду туда, куда не хочу.
Проучившись три года в ДШИ и окончив десять классов общеобразовательной школы, Лариса решила продолжать профильное обучение и в 1974 году поступила в Ростовское художественное училище им. Б.М. Грекова на специальность «Учитель рисования и черчения».
– Сначала надо было пройти «допуск». Борис Тимофеевич отобрал лучшие наши с Наташей рисунки, и мы поехали поступать. На допуске работы смотрели быстро и категорично. Когда преподаватель дошёл до моей, сказал: «Что-то в этом есть», и меня взяли. Учиться было очень интересно! Мы ходили на этюды, ездили на пленэры в Азов, Таганрог, на Азовское море, – поделилась Лариса Спартаковна. – По окончании училища давали направления на работу. Выбор пал на станицу Константиновскую. Это была замечательная школа! Она располагалась на возвышенности на левом берегу Дона (на работу я на катере добиралась) в красивом старинном трёхэтажном здании. У каждого преподавателя был свой большой класс. Обычно школы искусств возглавляют музыканты. А тут директором был художник. Мы так дружно там трудились!
Через два года Лариса Спартаковна вернулась в Россошь – в ДШИ как раз было место. Она приехала работать к своим преподавателям – Борису Тимофеевичу Литвинову, Надежде Михайловне Радевской (она начинала работать в школе искусств, когда Лариса Романович заканчивала своё обучение там), Александру Владимировичу Попову (его она знала ещё по школе №4). Возглавлял коллектив ДШИ тогда Василий Васильевич Скрипченко. Здесь тоже у каждого педагога был свой класс, внизу располагалась скульптурная, там же учил ребят Борис Тимофеевич. А в классе Ларисы Спартаковны был устроен небольшой выставочный зал.
– Помню, два урока отзанимаемся, с полпятого – большая перемена. Борис Тимофеевич поднимается наверх, Александр Владимирович подходит к выставочному залу. Они вдвоём или становятся в дверях или проходят в класс, и начинаются баталии – разговоры о творчестве, художниках, искусстве. И обязательно они спорили. Для нас и для ребят это было и смешно, и трогательно, и интересно. Это люди, которые всегда «болели» за школу. Одним коллективом мы проработали 35 лет. Постепенно я осталась одна с молодёжью. Кстати, почти все нынешние преподаватели – наши ученики, – отметила Л.С. Романович. – Жизнь кипела: проходили выставки, мы каждый год ездили на конференции в Воронеж. Ещё у нас в той школе в восьмидесятых–девяностых годах каждую неделю проходили «творческие пятницы», которые собирали поэтов, художников, музыкантов. Все приносили на обсуждение свои новые работы, читали стихи, первыми слушали сложенные песни. Когда убрали старое здание, мы пережили много переездов, но ту атмосферу сохранить, увы, не получилось.
В 1989-м, уже работая в Россошанской ДШИ, Л.С. Романович окончила Курский государственный педагогический институт, получив диплом учителя рисования. Стаж работы Ларисы Спартаковны – 42 года. Всего она сделала семь выпусков по четыре года обучения и три – по пять.
– С детьми заниматься здорово! Мы, педагоги, становимся счастливыми, видя, как горят у них глаза. Многие, окончив наше отделение, остаются в творчестве. Мне всегда нравилось настраивать ребят, проговорить тему, чтобы они зажглись, начали фантазировать и сочинять. Композиции всегда были нашим коньком – с этими работами ребята побеждали на выставках в Россоши и по Воронежской области, – рассказала Л.С. Романович. – Творчество может раскрыться в любом возрасте. Конечно, у человека должен быть природный дар, но одного таланта мало – нужно много трудиться! А в нашей работе главное – не упустить ребёнка, обязательно раскрыть в его душе любовь к миру, чтобы он вырос добрым, хорошим человеком. К сожалению, сейчас детей трудно вернуть к реальной жизни, оторвать их от телефонов, разжечь тот самый огонь фантазии…
Даже своего будущего супруга Александра Ермакова Лариса Романович встретила в художественной школе. В браке они прожили немного, но и после расставания остались друзьями. Александр Николаевич много общался и с их сыном Даниилом. Художника Ермакова А.Н. не стало три года назад.
В 2023 году случилось страшное – Лариса Спартаковна попала в аварию, из-за которой сильно пострадал позвоночник. Спустя больше полугода после операции, в мае, Л.С. Романович вышла на работу. А в августе стало значительно хуже – боли вернулись. Сейчас она ходит, но часто нужен отдых. Лариса Спартаковна не унывает – по словам врачей, нужно просто подождать, и станет легче.
– Я счастливый человек, потому что занимаюсь любимым делом. Всегда работала с радостью, – говорит Л.С. Романович. – Ведь когда видишь плоды своих трудов в работах учеников, это так окрыляет!
Лариса Спартаковна, большое спасибо за то, что видели в каждом из нас личность и раскрывали талант; за интересные темы, за восторженность и бережность по отношению ко всему живому, которые вы нам привили. Я рада, что попала именно в ваш класс и именно в то наше старое атмосферное здание. Пусть не все выпускники стали художниками, но мы с благодарностью проносим ту частичку света и добра, которую Вы поселили в наши души! Мы вас любим! Крепкого здоровья, долгих лет счастливой жизни!
Юлия СЕННИКОВА (Яценко), выпускница 2002 г.
Слово выпускникам
Наталия Светличная (Махинова), выпуск 2002 года:
– Художественная школа была начальной ступенькой к моей профессиональной деятельности. Лариса Спартаковна – первый наставник, который вдохновлял на творчество. Она помогла раскрыть способности, научила видеть мир цветным, замечать чудеса природы. Воспоминания о художественной школе – как копилка детского счастья и радости. Лариса Спартаковна, я очень благодарна вам за неоценимый вклад в моё детство и творчество!
Владимир Александрович Бельков, выпуск 2002 года:
– Приходя в художественную школу, я абстрагировался от всех внешних проблем. Можно сказать, что время, проведённое там, – как на рыбалке, – в счёт жизни не идёт! Лариса Спартаковна – наша вторая мама в плане искусства, которая учила доброте. Для меня это учитель и человек с большой буквы! Лариса Спартаковна, искренне поздравляю вас с днём рождения! Желаю крепкого здоровья и как можно дольше сохранять связь с искусством!
Наталия Георгиевна Свердлик (Данилова), выпуск 2002 г.:
– Мы всегда шли в художку с горящими глазами, толпились у класса, желая занять местечко с ракурсом поинтереснее, спорили чья палитра, чей мольберт, гуляли у речки, ходили на весенние пленэры. А как мне нравилось, когда Лариса Спартаковна читала нам сказки, а мы, каждый по-своему, видели, фантазировали и рисовали это! Как интересно она нам преподавала историю искусств, познакомила с Боттичелли, Ван Гогом, К.П. Брюлловым. Наверное, самым любимым для меня была лепка из глины и роспись. Лариса Спартаковна, огромное спасибо за то, что вы вложили в каждого из нас частичку своей души, открыли нам глаза на красоту окружающего мира: листочек, камушек, букашечка, небо – как оно дышит... Это бесценно! Спасибо за заботу, терпение, за то, что находите подход к каждому (ведь все мы разные), за искорку в глазах, которую мы несём сквозь года и дарим её своим детям!
Анна Сергеевна Морозова, выпуск 2002 г.:
– В моём понимании Лариса Спартаковна является образцом настоящего педагога, наставника. Всегда приветливая и добрая, с ровным и спокойным голосом, когда необходимо, – строгая. Такого учителя было стыдно подвести или разочаровать. На уроках Ларисы Спартаковны всегда царила удивительно творческая атмосфера, можно было смело отпускать на волю свою фантазию и создавать «шедевры» под её чутким руководством. А то, как искренне она восхищалась нашими работами, всегда воодушевляло и вдохновляло работать ещё больше и усерднее. Хочется сказать большое спасибо Ларисе Спартаковне за то, что дарила свои тепло и заботу, учила видеть прекрасное вокруг, в каждой мелочи: в набежавших облаках и пробившемся солнечном луче, в палитре, оставшейся после урока, в неожиданном смешении красок. Учёба в художественной школе стала для меня бесценным опытом, который повлиял на выбор дальнейшего жизненного пути. Спасибо за Ваш бесценный труд, Лариса Спартаковна, будьте здоровы, счастливы и молоды душой!
Инна Юрьевна Бондаренко (Заикина), выпуск 2002 г.:
– Дорогая Лариса Спартаковна, от всей души поздравляю Вас с Днём рождения! Вы всегда остаётесь для меня образцом для подражания. Будучи педагогом, я часто вспоминаю ту атмосферу, которая окружала нас на занятиях. Вы включали нам музыку, читали сказки и погружали в волшебный мир искусства. Помню те прекрасные дни, когда мы ходили на пленэр. Вы учили нас видеть красоту во всём! Спасибо за это!
Ирина Андреевна Медникова, выпуск 2002 г.:
– Год назад я вернулась к живописи (маслом и акрилом). Очень рада, что учила рисовать меня столь уникальная женщина, влюблённая в жизнь и искусство! Лариса Спартаковна, благодарю Вас и желаю счастья, изобилия во всех его гранях, здоровья и душевной теплоты!
Виктория Олеговна Нечепуренко (Хохлачева), выпуск 2010 г.:
– Привить любовь к искусству так, чтобы это стало профессией, могла только Лариса Спартаковна! Спасибо за творческое детство, незабываемые уроки живописи. Вы вдохновляли, и мы вдохновлялись: ехали на пленэр на ферму, позировали с гитарой, разглядывали банки с пигментами, мыли старую лампу от пыли, рисовали декорации для спектакля… А уроки композиции под Ваше чтение были самыми любимыми! Сколько всего было больше чем за 20 лет нашей дружбы, и всё это – с благодарностью к Вашей мудрости и знаниям!
Анастасия Сергеевна Лаукарт, выпуск 2010 г.:
– Всегда с большой теплотой и благодарностью вспоминаю мои годы в художке. Они стали определяющими в дальнейшем выборе не только моей профессии архитектора, но и увлечений, в формировании взгляда на мир, во многом благодаря нашему преподавателю Ларисе Спартаковне. Она учила нас видеть вокруг красоту жизни, останавливаться, замедляться и наблюдать. Это один из самых ценных для меня навыков в жизни – уметь видеть прекрасное.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1