Справка
Батик – ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. В переводе с индонезийского на русский «batik» означает «капля воска». Техника основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску – или, как говорят художники, резервируют от окраски отдельные участки ткани.
Существует несколько видов батика: горячий, холодный и свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани. В российской традиции к батику также относят окрашивание связанной и скрученной ткани, например, узелковый способ.
Чарующие акварельные мотивы – фантазийные и натуралистичные цветы – и яркие, насыщенные, и лёгкие нежно-невесомые… Всё это можно увидеть на шёлковых платках и шарфиках россошанского мастера Галины Васильевны Шаровой. Около двадцати лет женщина занимается батиком.
Г.В. Шарова призналась, что всегда была творческим человеком, которого увлекают различные техники. Батик вошёл в её жизнь случайно, благодаря знакомой…
– Однажды подруга попросила нарисовать ей шарфик под плащ. Она слышала, что на тканях рисуют, но никак не могла найти более подробную информацию и попросила меня помочь. Так, постепенно, я овладела техникой холодного батика, – рассказала Галина Васильевна. – Сейчас рисую только на натуральном шёлке. Среди моих работ, в основном, платки и шарфы, но есть и настенные панно. Так как я специализируюсь на росписи платков, то, в основном, преобладает цветочная тема. Иногда включаю и волшебные, сказочные мотивы. Всё зависит от характера девушки, для которой рисуется платок. Ведь надо продумать изделие так, чтобы оно нравилось обладательнице, и она носила его с удовольствием!
На роспись одного платка у Г.В. Шаровой уходит около пяти рабочих дней! Работа эта долгая и кропотливая. Сначала создаётся эскиз. Потом он распечатывается на бумаге в натуральную величину платка и переносится на ткань. Для этого материал кладётся на шаблон и с помощью ручки с исчезающими чернилами рисунок переводится на платок. Затем изделие с силой натягивается на подрамник – как барабан – иначе любое соприкосновение краски с поверхностью приведёт к появлению пятна. Затем мастер приступает к резервированию эскиза на платке. Для этого нужна специальная трубочка. Резерв наносится на линии так, чтобы краска не вытекала за их границы. Это очень трудоёмкий процесс, потому что любое оставленное без резерва волокно ткани даст пропуск краски, и она может вытечь. После высыхания резерва можно приступать к работе с красителями. Когда платок готов, его снимают с подрамника. Чтобы закрепить краски на ткани, их нужно подвергнуть обработке в парокамере. При температуре около 200 градусов волокна ткани раскрываются и впитывают в себя краску. Паровая камера устроена так: внизу налита вода, а ткань оборачивается в несколько слоёв бумаги и хлопковой ткани, чтобы краски не соприкасались друг с другом, и подвешивается над паром. И только после такой обработки платок можно будет носить и, при необходимости, стирать.
– Это очень ответственный момент и он практически не зависит от мастера – всегда боишься, чтобы платок не упал в кипяток! Ведь тогда все труды насмарку! И такие случаи в моей практике тоже были! Это брак. Носить платок, конечно, можно, но он будет некрасивым, – поделилась Галина Васильевна. – Шёлк – очень надёжный материал – краски со временем не выцветают. Готовое изделие не только радует глаз, при соблюдении всех этапов работы оно получается качественным. Шёлк – тактильно приятная ткань. Не передать ощущения, когда платок соприкасается с кожей или волосами!
Но, как говорится, не батиком единым… С начала пандемии у россошанки появилось ещё одно хобби – изготовление украшений из эпоксидной смолы. Мастер тоже считает его по-своему интересным и трудоёмким. Галина Васильевна заливает смолой формы с целыми композициями из сухоцветов. Многие украшения можно даже подобрать под цвет и мотив платка. А вот работа у Галины Васильевны совсем не творческая – россошанка трудится инженером в строительной организации.
– Моя семья привыкла к запахам бензина в квартире (таким ароматом обладает резерв). Близких устраивает, когда мама занята творчеством, ведь тогда она становится спокойнее – я просто не нервничаю по пустякам! – призналась Г.В. Шарова. – Мечтаю о своей мастерской и хотелось бы, чтобы моё хобби приносило доход. Но и свою инженерную работу я люблю. Наверное это моё душевное равновесие – на работе цифры, чертежи, а дома – полёт фантазии и творчества.
Познакомиться с цветочными мотивами Г.В. Шаровой можно на выставке в Молодёжном центре, где представлены шесть её работ.
Юлия СЕННИКОВА.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев