»
В рамках проекта «Мир народного творчества», реализуемого Центром социальной поддержки граждан «Мы вместе» с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив, в начале 2025 года запланировано проведение отчётной выставки изделий мастеров россошанской общественной организации «Творческий город». В связи с этим мы решили поближе познакомить вас с ними. А начнём, пожалуй, с руководителя и родоначальника «Творческого города» – педагога дополнительного образования Началовской школы, народного мастера Воронежской области Аксаны Вадимовны Волгуцковой.
Аксана Вадимовна родилась в г. Душанбе Таджикской ССР. В начале девяностых переехала в р.п. Ольховатку, где окончила 11 классов в Заболотовской средней школе. В 1994 году Аксана поступила в Алексеевский педагогический колледж на отделение дошкольного образования по специальности «воспитатель». Затем окончила факультет психологии ВЭПИ.
В детстве Аксана посещала художественную школу, различные кружки, занималась лёгкой атлетикой, с удовольствием ходила в походы. Но вот именно с прикладным творчеством её интересы не были связаны. Мама научила дочку вязанию и немного познакомила с шитьём. А в дальнейшем уроки труда в школе закрепили эти навыки.
– Мама рассказывала, что бабушка начинала свою трудовую деятельность на ткацкой фабрике. А о том, что она очень хорошо вышивала, я узнала, буквально, переехав сюда, в Воронежскую область, – поделилась А.В. Волгуцкова. – Когда мама отдала мне дедушкины рубахи, вышитые бабушкой, я стала формировать свой музей. Они, кстати, и сейчас висят в нём, как образец высокохудожественной вышивки.
По своему домашнему мини-музею Аксана Вадимовна проводит экскурсии. Здесь собраны предметы быта по направлениям (изготовление ткани, стирка, глажка). Посетители с интересом слушают лекции о создании одежды, которую носили в старину в Россошанском районе.
В нашем городе А.В. Волгуцкова живёт с 1998 года. Немного поработала в дошкольном образовании, потом ушла в сферу дополнительного образования. В её творческой карьере в разное время побывали цветы из ткани, декупаж, сутажная вышивка и декорирование. Примерно с конца девяностых Аксана Вадимовна увлеклась и ковроткачеством.
– Нас учили абсолютно всем видам рукоделий, которыми владели наши преподаватели. Параллельно с «воспитательским» отделением в колледже было художественно-графическое. Поэтому наши программы минимально отличались, и мы изучали всё то же, что и художники, только с большим акцентом на декоративно-прикладном искусстве, – рассказала А.В. Волгуцкова. – Так, и гобелены я научилась ткать именно в Алексеевке. После окончания колледжа лет десять занималась ворсовыми коврами. По-другому их ещё называют неткаными гобеленами. Кстати, сейчас это направление вновь становится популярным – появились новые материалы и инструменты. А мы, помню, приспосабливали для работы иголочки от капельниц, сами пилили в них дополнительные дырочки… У меня даже собралась довольно интересная коллекция подобных приспособлений для ковровой вышивки. Благодаря учёбе я впоследствии занималась изготовлением цветов – владею техникой «шёлковая флористика». А вот тонкости декупажа и сутажной вышивки постигала уже самостоятельно. Почему в конечном итоге вновь вернулась к ткачеству? Потому что начала заниматься народной игрушкой. А это уже подразумевает навыки ткацкого ремесла – нужно делать пояса и передники для кукол.
Изготовление народной тряпичной куклы Аксана Вадимовна начала изучать в 2007 году. Позднее её заинтересовал и народный костюм. Поэтому почти десять лет назад в творческую деятельность вошло ещё и шитьё. А.В. Волгуцкова окончила несколько курсов по изготовлению народного костюма, имеет довольно обширную домашнюю библиотеку по этой теме. В 2017 году мастерица вернулась к теме ткачества.
Сейчас А.В. Волгуцкова трудится в Началовской школе педагогом дополнительного образования. Она занимается с ребятами ткачеством и народной игрушкой. Школьная студия носит такое же название, как и домашняя – «Аксюшина мастерская».
Легче всего увлечь ткачеством младших школьников, считает Аксана Вадимовна. Ведь если педагог увлечённо рассказывает, как рубашка в поле из зёрнышка выросла, то и у ребят глазки загораются интересом. А когда они сами сплетут шнурочек или попробуют поткать на станке, с удовольствием бегут на такие занятия! Правда, надолго остаются в «Аксюшиной мастерской» единицы.
– Если в начале года ко мне приходят целыми классами, то часть ребят отсеивается в процессе. И к маю остаются только «стойкие оловянные солдатики», которые прошли этот путь от начала до конца. Да, их немного. Но я и не ставлю целью всех детей научить ткать, – отметила А.В. Волгуцкова. – Моя задача – познакомить ребят с народной культурой, влюбить в неё наше подрастающее поколение, чтобы дети знали, что такое русские традиции, какие ремёсла существовали раньше и какие дошли до нас, чтобы они могли гордиться своей страной.
Как педагог А.В. Волгуцкова всегда радуется, когда её ученики осваивают новые техники, и когда им удаётся принять участие в различных конкурсах.
– Вдвойне приятно, когда работы моих воспитанников отмечают члены жюри престижных фестивалей и даже узнают пояса, выполненные ребятами! Ещё здорово, когда после одного конкурса нас зовут на следующий! Кстати, такое повторяется уже третий год, – поделилась А.В. Волгуцкова. – Дети довольно быстро осваивают ткачество. Это интересное и необычное направление, – то, что заставляет руки работать. Когда человек любит то, чему учит и о чём говорит, рассказ получается очень насыщенный и яркий. И многие дети тянутся ко мне в поисках таких же эмоций. Мои лекции слушают обычно по двадцать-тридцать человек. И если из них хотя бы один откликнется, – это уже огромный успех!
А.В. Волгуцкова хотела бы, чтобы её ученики снова смогли поучаствовать во всероссийском фестивале-конкурсе «Наследники традиций». В 2017 году Софья Митогуз заняла в нём третье место. Но сейчас пробиться на него сложно. В прошлом году ребята из «Аксюшиной мастерской» немного продвинулись – они заняли призовые места на региональном уровне.
– Ребята достигли хороших результатов. Мы с ними ездили на международный конкурс в Забайкалье (город Чита) на конкурс «Даурия» и заняли там призовые места – и студия, и я лично – первые. Кубки наши стоят в школе. Также ребята принимали участие в фестивале-конкурсе детского народного творчества «Данилушка», который проводится в Екатеринбурге. Уже не раз мы туда ездили. Дети стремятся там побывать. В этом году жюри даже засомневалось в том, что дети самостоятельно выполнили такие сложные пояса. Мне было немножко обидно слышать их мнение о том, что это сделала я. Потому что у меня принципиальная позиция в этом вопросе – я могу подсказать, как лучше сделать, направить, но ни в коем случае никогда не делаю за ребёнка его работу! Дети рассчитывали на призовые места. Но призовое у нас всё-таки было – моя ученица, которая уже получает высшее образование, заняла третье место в бисероплетении.
В этом году Аксана Вадимовна и её супруг Игорь Николаевич отметят 22 года со дня свадьбы. Их познакомили 1 апреля, и уже через полгода – 30 ноября – пара сочеталась законным браком.
– С моей стороны это была любовь с первого взгляда – очень уж симпатичным оказался парень! Нам было уже 25 и 27 лет, и женитьба – это, конечно, осознанный шаг, – поделилась А.В. Волгуцкова. – У нас двое детей. Сыну Михаилу 21 год. Он уже отслужил в армии, в этом году устроился на работу в Воронеже. А дочка Татьяна (ей 18 лет) учится в медицинском колледже на третьем курсе.
Дети никак не связаны с творчеством родителей – у них своя жизнь и свои интересы. Но мама всё же обучила их и валянию, и ткачеству, и другим прикладным видам творчества.
– Надеюсь, что когда-нибудь в жизни это им пригодится. Ремесло – не коромысло, плеч не оттянет. Поэтому знания никогда лишними не бывают, – отметила мастерица. – Эти же слова я повторяю и своим ученикам, когда они задаются вопросом: зачем это нам нужно? Ведь ремесло – это не модно и не популярно. Но я не согласна. Ведь можно соткать не старинный поясок, который наденет, к примеру, певец в фольклорном ансамбле, а ремень или даже подтяжки, ошейник для своей собаки, ремешок или ручки для сумки. Ещё у меня довольно популярны модели тканных серёжек, браслетов. Это не совсем забытое ремесло. Оно живо и будет жить, смотря как его представлять. Те же самые домотканые дорожки, которые делали ещё наши бабушки, сегодня возвращаются в моду и активно используются в современных интерьерах – их даже вешают на стены. Так что это довольно интересная и совершенно не забытая техника. Народная кукла тоже популярна и востребована – нынешние дети с удовольствием играют народными тряпичными куклами.
Идея собрать россошанских мастеров в одно сообщество зародилась у А.В. Волгуцковой довольно давно – с первых выставок, которые она начинала организовывать в 2006–2007 годах. Постепенно сформировался внушительный список, который постоянно обновляется. На сегодняшний день в него входят 29 мастеров различных направлений. А вот название «Творческий город» родилось намного позже, чем появилось само сообщество.
– Сейчас у нас много новых мастеров с интересными техниками. В том числе и с традиционными – бисероплетение народных украшений (например, гердан (плетённая бисерная полоска, которая надевается на шею), монисто (традиционное женское шейное украшение, в Воронежской области – из бисера), – рассказала Аксана Вадимовна. – Девушки увлекаются вышивкой, в том числе и машинной, в которой они используют народные элементы и узоры.
…Возможно, кого-то интересует вопрос, почему же имя Аксаны Вадимовны пишется с начальной «А». Оказывается, всё дело в банальной ошибке сотрудников ЗАГСа. Но, если когда-то это был недочёт, то теперь он превратился в своеобразный бренд, который знают далеко за пределами Воронежской области!
Пожелаем дальнейших успехов Аксане Вадимовне и её детищам – «Аксюшиной мастерской» и «Творческому городу». А с другими его участниками мы познакомим вас в следующих номерах газеты.
Юлия СЕННИКОВА.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев