»
Наверняка, многие россошанцы знают Екатерину Васильевну Кавешникову как талантливого молодого доктора офтальмолога. Предлагаю вам узнать её с не совсем типичной для врача стороны – творческой. Около года Екатерина Васильевна занимается изготовлением керамической посуды. «Туман», «Ночь», «Лесная» – все эти поэтические названия принадлежат её изделиям.
– Почему именно керамика? С чего всё началось?
– С детства меня интересовали разные виды рукоделия. Я вязала, вышивала, плела ловцы снов, делала бусины из катушечных ниток (наматывала их на лоскуток) и собирала из них украшения. Но около семи лет назад загорелась желанием попробовать сделать что-то с помощью гончарного круга. Сложность была в том, что в Россоши гончара не нашла. Но мечта меня не оставляла, и в 2020 году я прошла курс по гончарному мастерству в Воронеже. Мы учились работать с кругом, применять разные приёмы декорирования, пробовали различные глины, сами покрывали работы глазурями и с волнением ждали, какими же они выйдут из обжига. Керамика, на первый взгляд, очень проста: слепить что-то из глины, высушить, обжечь, покрыть глазурью или чем-то другим и обжечь снова. Но на каждом этапе столько нюансов, которые значительно влияют на конечный результат! Это огромное поле для экспериментов, и очень увлекательный процесс. Попробовав разные техники, я поняла, что мне больше нравится не работать с гончарным кругом, а лепить руками. Около года назад купила себе муфельную печь и с тех пор в свободное время занимаюсь керамикой.
– Ваше хобби – довольно трудоёмкое ремесло. Как справляетесь с неудачами? Как воспринимаете их? Бывает, что опускаются руки и не хочется какое-то время браться за дело?
– Один из первых моментов, о которых новичку говорят перед началом мастер-класса: изделие может не получиться. То есть, оно может треснуть во время сушки, первого обжига или уже с глазурью. Также глазурь может лечь совершенно не так, как на картинке. Я стараюсь к этому относиться не как к неудаче, а с позиции: «Ух, как необычно получилось!».
– Интересный подход! У вас есть мечта в этой области? Освоить какую-то суперсложную технику или сделать какую-либо интересную вещицу?
– Основная цель – освоить больше разных техник, выработать свой стиль. Пока я пробую делать всё понемногу: вазы, плоские тарелки, кружки, бусины…
– А как домашние относятся к вашему хобби, одобряют?
– Да, меня поддерживают. Муж сделал мне гончарный круг и помог подключить печь. Часто он помогает мне с идеями. Сын любит рассматривать готовые работы.
– Где ищете вдохновение?
– Сейчас меня вдохновляет морская тема: рыбы, киты, сине-зелёные оттенки.
– С какими сложностями сталкиваетесь при изготовлении керамики?
– Трудности в основном связаны с наработкой опыта: как правильно сушить, чтобы изделие не треснуло, как рационально загрузить печь, как подобрать подходящую глазурь. С одной стороны, иногда не хватает рядом опытного наставника, который за ручку бы вёл вперёд. С другой – керамика всем и всегда преподносит сюрпризы. И очень здорово, что существуют чаты, в которых можно обменяться опытом с коллегами. Сообщество керамистов очень сплочённое и дружелюбное.
– Сколько времени уходит на создание, например, чайной чашки? И какой предмет посуды изготавливается быстрее?
– На лепку чашки уходит примерно полчаса. Можно оставить её гладкой, а можно сделать какой-нибудь узор, необычную ручку или что-то ещё. Это уже будет немного дольше. Потом очень важный этап – сушка. Тут важно не спешить. Нужно подержать работу подальше от сквозняков и батареи от трёх до пяти дней. Затем обжиг при температуре около 1000 градусов, который занимает порядка восьми часов. Столько же печка остывает, и потом уже можно покрывать изделие глазурью, молоком или маслом. После – снова обжиг.
– Пока печка остывает, изделие находится внутри?
– Да, печку нельзя открывать, пока она не остынет хотя бы градусов до 100. Лучше подольше подождать.
– Вы сказали: «покрывать молоком или маслом». Речь о самых обычных из продуктового магазина?
– Покрытие молоком (молочение) или маслом – традиционный способ покрытия керамики, которое делается, чтобы готовое изделие не впитывало воду. Можно брать обыкновенные молоко, кефир, простоквашу – результат будет примерно одинаковым. Затем изделие нужно нагреть до 250–300 градусов, и потом уже можно будет использовать их. Молоко со временем вымоется. Но при желании можно снова покрыть им работу. А если используется масло, то берётся льняное, как для деревянной посуды. Изделие, опять же, нужно нагреть где-то до 300 градусов – тогда масло полимеризуется, и поверхность будет покрыта довольно прочной плёнкой. Но мне больше нравятся глазури. По сути, это тонко молотое стекло с пигментами. Глазурь и поры закрывает, и делает работу прочнее, и даёт дополнительный декоративный эффект.
– А правда, что после обжига цвет может меняться?
– Ещё как! У меня есть глазурь с оксидом кобальта. До обжига она бледно-розовая, а после – тёмно-синяя, как ночное небо летом. Глины тоже могут меняться, но обычно не так значительно.
– Ничего себе! Настоящее волшебство!
– Да! Керамика – это вообще волшебство на каждом шагу!
Юлия СЕННИКОВА.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1