Музы и художники:
от Веласкеса до Анатолия Зверева» https://go.ast.ru/a00dcgb Обретение вечности и отражение изменений
Десять эссе о натурщицах знаменитых художников, продолжение разговора о женщинах, запечатленных на известных полотнах. Эти документальные истории читаются как захватывающие рассказы, в которых есть место не только маленьким радостям и горестям обычной человеческой жизни, но и отголоскам глобальных сломов и катастроф. Персонажами Анны Матвеевой на этот раз выступают Диего Веласкес, Жак-Луи Давид, Иван Айвазовский, Иван Крамской, Джон Сингер Сарджент, Эдвард Мунк, Борис Кустодиев, Фернан Леже, Аркадий Пластов и Анатолий Зверев, но наравне с главными героями действуют их музы.
Героини Анны Матвеевой принадлежали разным культурам и эпохам, но их объединяет то, что все они остались запечатленными на великих полотнах. Музами известных художников в разное время становились представительницы благородных семейств и богемы, родственницы и неизвестные натурщицы, от которых не осталось ничего, кроме образов на холсте.
Так, Диего Веласкес, бывший придворным художником Филиппа IV и писавший преимущественно парадные портреты венценосных особ, по словам Анны Матвеевой, «воспевал земную женскую красоту осторожно, издали, как бы подглядывая за ней, любуясь на расстоянии». Но и его кисти принадлежит несколько женских портретов, при этом имена натурщиц во многом интрига: исследователи полагают, что герцогиня Мария Осуна на самом деле дочь Веласкеса — Франциска, а имя модели, изображающей Венеру с зеркалом на неожиданно смелой для своей эпохи картине, неизвестно до сих пор: «Мы толком не видим лица Венеры, её черты в зеркале размыты, и некоторым зрителям упорно кажется, что женщина на самом-то деле не слишком хороша собой. Что у неё маленькие глаза, опухшее лицо, и во всяком случае назвать её красавицей никак нельзя… “Венера с зеркалом” — ещё одна загадка Веласкеса, у которой нет ответа. Кто позировал ему для картины, кто вдохновил на единственное в его творческом наследии изображение обнажённого женского тела?»
Интригует не только выбор каждого художника, но и биографии их муз. Те, о ком остались исторические свидетельства, прожили удивительные, часто трагические жизни, полные коллизий, дающих фору авантюрным романам. Например, судьба Жюльетт Рекамье, хорошей знакомой «живописца французской революции» Жака-Луи Давида сама по себе достойна отдельного повествования, а её портрет — самый пленительный в Лувре, как утверждает Анна Матвеева, — остался незавершенным: то ли правда Давида освещение не устраивало, то ли действительно муза и художник поссорились.
А вот Иван Айвазовский никем и ничем не был очарован так, как морской стихией: «Муза Айвазовского, приглядывавшая за ним с малых лет на пару с фортуной, бдительно следила за тем, чтобы художник всегда жил вблизи от моря — если не тёплого Чёрного, то хотя бы холодного Балтийского». С волнами ему было куда проще, чем с женщинами, пусть и любимыми: «Он крайне редко рисовал Юлию, и даже эти немногие попытки были неудачными. Будто бы существовавшая картина ‘‘Юлия, жена моя’’ не сохранилась, единственным изображением супруги Айвазовского мы можем любоваться (если это слово здесь уместно), глядя на неоконченный автопортрет 1849 года». За давностью лет многие секреты так и остались нераскрытыми, что по сей день питает воображение любителей изобразительного искусства.
Скрупулезно исследуя биографии художников и их муз, Анна Матвеева предлагает некоторые свои догадки читателям: «Мастерство художника и таинственная прелесть его модели подарили портрету из Третьяковки долгую жизнь, но имя её — такая же тайна, какой была при жизни Крамского. Разве что… Есть у меня одна версия касательно личности загадочной дамы, но давайте обо всём по порядку». Натурщицы в эссе Матвеевой субъектны, это яркие женщины, в силу возможностей и условностей своих эпох распорядившиеся собственными жизнями. С кем-то художники были близки, с кем-то расстались в смешанных чувствах, иные отношения разорвались скандально, но ни один портрет не был бы столь притягателен, если бы не был создан с уважением и любовью — к своему делу, к отраженному на холсте образу, к самой модели: «Красота — в каждом взмахе кисти художника. Кисти, которой водила любовь».
Книга в очередной раз развенчивает миф о том, что творец непременно должен быть влюблён в собственную модель или связан с ней кровными узами. Природа незримых связей между художниками и натурщицами сложнее и запутаннее, чем может показаться со стороны. Тем ценнее истории, стоящие за каждым портретом. Их и рассказывает Анна Матвеева.
Издание дополнено подробной библиографией и цветными вклейками с иллюстрациями.
https://go.ast.ru/a00dftz Сериал о Родионе Раскольникове наших дней со звездой сериала «Слово пацана», научно‑фантастических детектив братьев Стругацких в стиле «Достать ножи», документальный сериал о загадках романа «Анна Каренина» — только часть любопытных российских кинопроектов.
...https://go.ast.ru/a00dftx Понятие «поэзия» зачастую ассоциируется у многих со школьной программой, которая, увы, ограничена временными рамками — примерно от «солнца русской поэзии» Александра Пушкина до нобелевского лауреата Иосифа Бродского.
...https://go.ast.ru/a00dftr Новый роман от мастера «фантастики новой волны» Кристофера Приста, автора знаменитого романа «Престиж».
...https://go.ast.ru/a00desn Знакомимся с новинками этой недели!
...https://go.ast.ru/a00deq7 Пронзительная и незабываемая история о взрослении и безграничности фантазии от одного из самых блестящих рассказчиков Англии.
...https://go.ast.ru/a00deqa Издательство «Астрель‑СПб» познакомит читателей с триумфом научной фантастики — романом «Старость аксолотля» польского автора Яцека Дукая.
...https://go.ast.ru/a00den8 «Герой нашего времени» — единственный завершенный роман Михаила Лермонтова, с которого началась традиция русской психологической прозы.
...https://go.ast.ru/a00d77i Первая часть цикла о приключениях бездельников и неудачников из престижной космической академии уже в продаже💫
...https://go.ast.ru/a00deeg Какие новинки наделали шума?
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев