Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, член Бюро Президиума Российского еврейского конгресса, шведский гражданин Давид Михайлович Якобашвили всегда в общении отличался вежливостью, подчёркнуто интеллигентными манерами. Злые языки утверждают, что за лакированным обликом скрывается жёсткий, хитрый делец. Как бы то ни было, в данном конкретном случае (после визита сотрудников ФСБ в принадлежащий ему музей "Собрание" и возбуждения уголовного дела по статье 159 УК - мошенничество) невозмутимый и непотопляемый господин Якобашвили разволновался и сорвался на крик: "Я не был в России с марта и вообще не планировал приезжать в ближайшее время, но из-за этой истории не приеду тем более!". Через два часа после публикации BBC пресс-служба Якобашвили распространила заявление о том, что "отказ от поездок в Россию не связан с обыском ФСБ".
Без разницы. Скорбим? Вряд ли.
Якобашвили родился 62 года назад в Тбилиси, выходец из династии еврейских сапожников (по материнской линии среди предков встречались и раввины). Любит разглагольствовать о "тяжёлом" детстве ("У меня тяжёлые воспоминания, очень много было горя — и вокруг, и в семье. Нищета вокруг послевоенная. Зависть"), хотя его отсидевший отец был цеховиком, мать - виноделом, дядя трудился в Госбанке СССР. "Дедушка ходил в синагогу, накладывал тфилин. Дома мы отмечали Песах, Рош-а-Шана, Йом-Кипур. Вместе со всеми я постился с самого детства, дедушка вместе с тестем моего дяди руководил пасхальным седером. Мама обязательно зажигала субботние свечи. Шабат мы соблюдали, насколько было возможно. Отец, когда была возможность, ходил в синагогу", - вспоминал Якобашвили в беседе с изданием "Москва - Ерушалаим". Учился Давид в физико-математической школе и школе с биологическим уклоном. По собственным словам, мечтал о карьере дипломата. "Именно, была мечта! Отец рассказывал, что мир повидал, и я тоже мечтал — ведь тогда никуда нельзя было поехать. Например, сестре удалось съездить в Польшу, и она ещё долго об этом рассказывала. А потом в 60-х многие начали уезжать в Израиль, в Германию. Мечтал о дипломатической карьере, но в дипломаты не взяли бы: отец сидел, да ещё такая фамилия", - рассказывал он изданию Posta Magazine, позиционирущему себя в качестве "интернет-журнала о качестве жизни".
В итоге остался недоучкой, бросив Тбилисский политехнический институт, где обучался по специальности "Промышленное и гражданское строительство". Намеревался эмигрировать в Израиль: "У семьи было желание уехать за границу, поэтому я, будучи уверенным, что скоро уедем, поступил в первый попавшийся институт на факультет промышленного и гражданского строительства. Это не стоило мне труда, поскольку я хорошо окончил школу. Семья планировала уехать в Израиль. Двоюродные братья отца, все наши родственники уехали. Но у нас с отъездом не сложилось".
Начальный капитал сколотил на частных заказах по услугам звукозаписи, ремонта радио- и аудиотехники, установке сигнализации в домах позднесоветской номенклатуры. Откармливал свиней по заказу МВД Грузинской ССР (три пятьдесят за килограмм живого веса). Торговал видеокассетами с западными кинохитами. Возил интуристов на автобусные экскурсии по Москве. Безумно жаждал покинуть страну: "Я решил уехать из СССР. В Таллине познакомился с девушкой из Финляндии, которая работала в Эстонии, и мы оформили брак. Я подал в ОВИР документы, только через год получил разрешение на выезд. Осенью 1986-го получил советский паспорт с правом эмигрировать в Швецию. Ввиду того что я хотел уехать именно в Швецию, а визу для въезда мне не давали, знакомые, кто уже выезжал за границу, мне подсказали: скажи «жене», чтобы написала письмо в немецкое посольство, пусть попросит для вас возможность провести медовый месяц в Германии. 14 марта 1987 года я оказался в Германии и испытал настоящий шок. Визуальный шок от изобилия на прилавках магазинов! А уже 5 мая мне дали разрешение на въезд в Финляндию, где финны дали вид на жительство. У меня получилось обосноваться в Хельсинки... Я мог себя считать счастливым человеком! В начале сентября нелегально на теплоходе въехал в Швецию. Там пошёл в полицию. Сказал, что хочу в этой стране жить. Получил вид на жительство. Также вошёл в еврейскую общину, меня очень хорошо приняли и помогли. Община большая, около 8000 человек, были выходцы из Венгрии и Польши. Они за меня поручились в банке, я купил квартиру".
Вовремя понял, что самое крутое бабло можно срубить в перестроечном Союзе. В 1988-м организовал первую в Москве гостиницу на корабле на Москве-реке. В 1989-м стал работать на шведскую компанию Cherry, ввозил первые игровые автоматы в Ленинград, Москву, Ригу, Таллин, Новосибирск. Владел оздоровительным салоном "Женьшень" на Чистых прудах, занимался лесом, лотереями, неоновой рекламой, противоугонными датчиками, компьютерами, оргтехникой, телефонами, магнитофонами, подержанными иномарками, женским бельём, меблировкой гостиницы "Метрополь". В 1991 году создал фирму "Тринити-моторс" (первый официальный дилер General Motors). В следующем году выступил сооснователем компании "Вимм-Билль-Данн" (производство соков J7, "Любимый", "Фруктовый сад", 100% Gold, молочных продуктов "Домик в деревне", "Весёлый молочник", "Кубанская бурёнка", йогурта "Чудо", детского питания "Агуша", био-кефира Bio Max, молочного напитка Imunele, морса "Чудо-ягода", минералки "Ессентуки" и "Родники России", сыра "Ламбер"; в 2011 году компания продана американской транснациональной корпорации PepsiCo). "Название пришло основателям компании то ли в баре, то ли в ресторане, в котором транслировали Уимблдонский теннисный чемпионат: если слово «Уимблдон» произнести в состоянии лёгкого алкогольного опьянения, получится как раз «Вимм-Билль-Данн»", - писал "Коммерсантъ". Ходили слухи о связях компании с американской мормонской сектой.
В 1993 году Якобашвили стал совладельцем Экспобанка и Восточно-европейского страхового агентства, соучредителем казино "Метелица" на Новом Арбате. Открыл магазин Super Rifle (джинсы), магазин "Подарки" на Тверской, собственное медицинское производство, ресторан "Белый лебедь", пивной ресторан "Ангара". В 1996 году вступил одним из первых в Российский еврейский конгресс - по приглашению своего товарища-олигарха, тогдашнего президента РЕК Владимира Гусинского. В 1999 году избран членом Совета директоров ЗАО Агрокомплекс "Горки-2" (обширные земельные угодья вдоль Рублёво-Успенского шоссе). В 2000-м вошёл в состав правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). В 2001-м возглавил Совет директоров "Вимм-Билль-Данн", избран членом Генсовета Общероссийской общественной организации предпринимателей "Деловая Россия" и членом Бюро Президиума Российского еврейского конгресса. В 2002-м избран председателем совета директоров НП "Содружество производителей фирменных торговых марок «РусБренд»" и возглавил Объединённую комиссию по корпоративной этике при РСПП. В 2004-м стал вице-президентом РСПП и председателем Комитета РСПП по корпоративной социальной ответственности и демографической политике. В 2005-м стал членом Совета директоров ЗАО "4-й московский Мелькомбинат". В 2010 году вошёл в Совет директоров ОАО АНК "Башнефть", избран президентом Российско-американского совета делового сотрудничества и председателем Российского союза предприятий молочной отрасли. В 2011-м создал корпорацию "Биоэнергия" (девять месторождений торфа в Тверской, Владимирской и Ярославской областях), избран независимым членом совета директоров АФК "Система". В 2013-м стал сопредседателем целевой группы В20 (Business-20), вошёл в состав Президентского международного совета Нью-Йоркского университета, основал и возглавил Научно-производственную группу "ИнОйл".
Комментарии 21
И чем-то владеть,
Пора понять,
Всё в этом мире относительно,
И всё временно...
Если родились в бедности,
И жили в нужде,
Через время получили ,
То,о чём мечтали...
Казалось судьба удалась,
И жизнь просто класс...
Но забыли "счастливчики"одно,
Всё,что даётся легко,
Уйдёт ещё быстрее...
За лёгкость такую,
Отдашь жизнь свою...
А полученное добро,
Станет прахом...
За всё заплатите в двойне,
И не что не достанется родне...
Вы к черте подошли,
И с дури её перешли...
Вот и пришёл к вам чек,
Платите господа,
Житуха длится на года,
А не на целый век...