В целях усиления охраны мостов, предотвращения диверсий и наиболее полного использования войск НКВД по охране железных дорог по борьбе с бандитизмом и диверсиями в районах, прилегающих к железным дорогам, предлагаем:
1. Обязать начальников областных, районных и транспортных органов НКВД-НКГБ установить постоянный оперативный контакт с соответствующими командирами частей и подразделений войск НКВД по охране железных дорог и регулярно информировать их о выявленных бандах в полосе железных дорог и готовящихся нападениях на железнодорожные объекты.
2. Для усиления работы с противодиверсионной агентурой на железнодорожном транспорте закрепить за оперативными работниками транспортных органов НКГБ определенные железнодорожные участки с постоянным пребыванием оперативных работников на одном из гарнизонов войск НКВД своего участка.
3. Совместно с командирами частей и соединений войск НКВД по охране железных дорог пересмотреть дислокацию гарнизонов по охране мостов, обратив особое внимание на усиление участков, наиболее пораженных бандитизмом, и в связи с этим организовать охрану гарнизонами войск НКВД всех железнодорожных мостов, отверстием свыше 20 метров.
В этих целях нами дополнительно из состава войск выделяется: на Львовскую железную дорогу — 1500 чел. и 2 бронепоезда; на Ковельскую железную дорогу — 500 чел. и 1 бронепоезд; на Брест-Литовскую железную дорогу — 500 человек. Охрану мостов на Винницкой железной дороге усилить маневренной группой 25-й дивизии, численностью 400 человек.
4. Охрану мостов, отверстием менее 20 метров, организовать подвижными нарядами от смежных гарнизонов войск НКВД и подразделениями местных истребительных батальонов, которые возглавить лицами офицерского и сержантского состава войск.
5. На участках дорог, наиболее пораженных бандитизмом, дислоцировать бронепоезда с десантно-маневренными группами. Пункты дислокации бронепоездов или отдельных бронеплощадок установить Вашим распоряжением, в соответствии с оперативной обстановкой. Десантно-маневренные группы бронепоездов использовать для борьбы с бандами в районах, прилегающих к железным дорогам, и несения службы дозорами, патрулями, секретами и засадами.
6. В целях улучшения руководства гарнизонами и организации взаимодействия командирам частей войск НКВД по охране железных дорог оборудовать самостоятельную телефонную связь от служебных нарядов до гарнизонов и от гарнизонов до штабов полков.
Для этого использовать постоянные провода НКПС и дополнительно выделяемое по линии войск имущество связи.
7. Вокруг всех вновь принимаемых под охрану мостов построить, а на охраняемых проверить оборонительные сооружения и заграждения, приведя их в состояние, обеспечивающее надежную оборону объекта.
О принятых Вами мерах доложить.
Народный комиссар внутренних дел Союза ССР Л. Берия
Народный комиссар государственной безопасности Союза ССР В. Меркулов
Указание направлено НКВД и НКГБ УССР, НКВД и НКГБ БССР, командирам 32, 25 и 14-й дивизий внутренних войск НКВД.
32-я дивизия войск НКВД по охране железных дорог сформирована по приказу НКВД СССР от 26 марта 1942 г. в составе 72, 107, 117-го полков и других подразделений.
Задача: охрана железнодорожных сооружений Приморской железной дороги и шоссейных мостов Приморского края.
Управление дивизии с 1 апреля 1942 г. по 17 августа 1944 г. дислоцировалась в г. Ворошилов-Уссурийском с 17 августа 1944 г. — в Львов.
После передислокации в состав дивизии вошли 62,117,154, 330-й полки и несколько бронепоездов войск НКВД.
Задача: охрана железнодорожных сооружений Львовской, Ковельской железных дорог, являвшихся основными магистралями, питавшими 1-й и 2-й Белорусские и 1-й Украинский фронты, и активное участие в ликвидации националистического подполья в пределах границ охраняемых железных дорог в западных областях УССР.
В 1944-1945 гг. проведена 981 боевая операция, уничтожено 1776 бандитов, захвачено 5064 бандита.
Командиром дивизии являлся Липецкий Феодосии Антонович (1913-1991), полковник (1940). В Красной Армии с 1923 г. В пограничных войсках с 1923 г. В 1933 г. окончил Высшую пограничную школу ОГПУ. После учебы проходил службу в 56, 58, 52-й погранотрядах. С августа 1938 г. — командир 71-го полка войск НКВД по охране железных дорог С мая 1942 г. по 1951 г. — командир 32 и дивизии войск НКВД по охране железных дорог. С июня 1954 г. — в запасе. Награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени, медалями.
25-я дивизия войск НКВД по охране железных дорог сформирована в феврале 1942 г., на базе 4-й дивизии войск НКВД по охране железных дорог в составе 55,56, 57,114 и 122-го полков и трех: 32,34, 35 бронепоездов. Дислокация в ряде городов на территории Украины и России.
В 1944 г. задержано три шпиона, 227 бандитов, 1048 дезертиров.
Командиром дивизии являлся Мажирин Федор Максимович (1904-1978), генерал-майор (1943). В Красной Армии с 1920 г. В органах НКВД с 1930 г. С ноября 1937 г. — начальник штаба 5-й бригады по охране железных дорог. Затем начальник штаба 4-й дивизии войск по охране железных дорог, потом командир этой же дивизии. В последующем являлся командиром 25-й дивизии войск НКВД по охране железных дорог. С апреля 1945 г. — заместитель начальника войск НКВД по охране железных дорог. С февраля 1952 г. — заместитель начальника Главного Управления внутренней охраны МВД СССР, с февраля 1956 г. — заместитель начальника внутренних войск МВД УССР. С ноября 1962 г. — в запасе. Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.
14-я дивизия войск НКВД по охране железных дорог сформирована 03.08.1944 г. в составе 211,212,213,152-го полков, 23,24,25 и 53-го отд. бронепоездов.
Задача: охрана Латвийской, Литовской, Белостокской, Брест-Литовской железных дорог, шоссейных мостов в Прибалтийских республиках, борьба с националистическим подпольем.
Дислокация — г. Вильнюс.
Командиром дивизии являлся Крылов Алексей Константинович (1898-1989), генерал-майор (1944 г.). В Красной Армии с 1918 г. Участник Гражданской войны. В войсках ВЧК с 1921 г. Находился на различных должностях: командир взвода, начальник штаба учебного полка, начальник мангруппы 56-го пограничного отряда. В 1936-1942 гг. — начальник Службы ремонтирования Главного Управления пограничных войск. (С июня по октябрь 1941 г. — начальник тыла 13-й Армии на Западном и Брянском фронтах). С июня 1942 г. — командир 30-й дивизии войск НКВД по охране железных дорог. С августа 1944 г. по январь 1949 г. — командир 14-й дивизии войск НКВД по охране железных дорог. С февраля 1949 г. в запасе. Награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом Отечественной Войны 1-й степени, медалями.
Нет комментариев