Владимир Путин - на пресс-конференции по итогам переговоров с премьер-министром Японии Синдзо Абэ, в рамках IV Восточного экономического форума на территории ДВФУ /Дальневосточного федерального университета/ на острове Русский. 10 сентября 2018.
Анализируя реакцию иностранных, особенно - британских, СМИ на российско-китайские военные учения и Восточный экономический форум, который проходит во Владивостоке, нельзя не заметить противоречивость пропагандистских установок, которыми они руководствуются.
С одной стороны, они всячески пытаются убедить читателя, что Россия — это слабый игрок на мировой арене, Путин — отчаявшийся автократ и что, вообще, не надо воспринимать серьёзно «страну-бензоколонку, которую вот-вот добьют американские экономические санкции».
С другой стороны — в тех же СМИ наблюдается настоящий "культ страшного Путина и страшной Российской Угрозы". Например, масштабные совместные учения российской и китайской армий, которые проходят параллельно с Восточным экономическим форумом, были объявлены британской «The Telegraph» - "моментом триумфа" российского президента.
То есть, британские журналисты нашли для этого события такие хвалебные эпитеты, которые не позволили себе ни российские, ни китайские государственные СМИ.
Более того, британские журналисты увидели в полётах американских самолетов-шпионов, рядом с местом проведения учений, признак того, что коллективный Запад испытывает по их поводу "беспокойство", очевидно, связанное с теми рисками, которые для коллективного Запада представляет активное российско-китайское сотрудничество.
Фраза про триумф Путина становится понятна, если посмотреть на информационный контекст, в котором функционируют сами британские журналисты: дело - в том, что в их личной реальности Россия — это до сих пор страна, с "ржавой и ни на что не способной армией, которая уже давно ничего не может", причём никакие стрельбы "калибрами" и успешные операции российских ВКС и ССО в Сирии этот медийный стереотип ещё сломать не смогли.
Логично, что в этих условиях авторы «The Telegraph», на полном серьёзе, испытывают шок, когда российская армия проводит масштабнейшие учения, да ещё - и совместно с китайскими коллегами.
Так как мы, к сожалению, живём в эпоху, в которой мемы, яркие образы и саундбайты* - важнее и влиятельнее, чем сложные рассуждения, важно отметить и то, что ВЭФ-2018 и сопутствующие военные маневры получили соответствующее информационное и медийное сопровождение, причём значительную часть информационного эффекта совершенно добровольно обеспечили западные медиа.
Фотографии и видеоролики о том, как Владимир Путин и Си Цзиньпин вместе ели блины и красную икру, облетели все крупные мировые телеканалы, информационные агентства и газеты.
"Потом юанями отдашь", — Путин угостил Си Цзиньпина баночкой сбитня.
Особенно ярко этот визуальный образ российско-китайской дружбы смотрится на фоне решения Трампа - не ехать ни на один из предстоящих азиатских саммитов, что вызывает у западных экспертов неприятное ощущение, что Азия, в целом, как-то выпадает из американской сферы влияния и интересов, и что в этом ключевом регионе планеты теперь будет хозяйничать российско-китайский альянс. Последнее, с точки зрения типичного американского или британского эксперта, - явное нарушение нормального хода вещей.
Более того, приезд во Владивосток на ВЭФ японского премьера Синдзо Абэ, только укрепит подозрения в том, что американская политика "торговой войны со всеми", совмещённая с бесконтрольным использованием "санкционной дубинки", приводит к плачевным результатам — пострадавшие от действий Вашингтона начинают решать вопросы у него за спиной.
Особенно чувствительной темой для наших западных оппонентов остаются российские газовые проекты: такие, как "Сила Сибири" и обсуждаемый на ВЭФ газопровод из России - в Южную Корею, через КНДР.
Кстати, "Силу Сибири" британские журналисты упоминают в том же контексте, что и военные учения, то есть, воспринимают её, как инструмент геополитического влияния России, и в этом есть своя железная логика.
Дело - в том, что Китай (как и Южная Корея, и Япония) — это энергозависимая страна, которая не может нормально функционировать без импорта углеводородов, что делает её очень уязвимой (а в некоторых случаях - даже зависимой) от стран-экспортеров энергоносителей (то есть, нефти и СПГ), а также - стран, которые, при желании, могут перекрыть все морские пути поставки нефти и СПГ. То есть, - от США, которые "переняли" от Британской империи принцип: "Кто контролирует морскую торговлю, тот контролирует весь мир".
В этой схеме Россия — одновременно злейший враг США (потому что её - бесполезно изолировать с моря, особенно - после того, как американская идея "угнать Крым" провалилась в 2014 году) и серьёзный фактор риска для США, в плане отношений с другими странами.
Та же "Сила Сибири" — это маршрут поставки газа, который не может перекрыть ни одна авианосная группировка США, и именно поэтому проект имеет столь серьёзное геополитическое значение, и проамериканские активисты внутри России даже проводили активную пиар-кампанию против него.
Комментарии 1