Ещё одним аргументом стал тезис, что «Санкт-Петербург является историческим названием города». Такое утверждение несостоятельно. Если у человека было несколько имён, то историческим будет лишь то, под которым он совершал свои самые значительные поступки.
Преподобный Сергей Радонежский до принятия монашества звался Варфоломеем. Далеко не все из нынешних верующих знают об этом. Но вряд ли найдётся хоть один православный, который не знал бы основателя Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Сергия, под этим именем он прославился и вошёл в историю России. Что же мы видим? Варфоломей – первоначальное имя, Сергей – историческое, а человек один и тот же.
Что касается населённых пунктов, если они носили несколько названий, то историчность их имён определяется тем вкладом, который они внесли в развитие своей страны и всей цивилизации. Поэтому надо признать бесспорным тот факт, что из всех названий нашего города историческим с большой буквы является только Ленинград. При всём уважении к Петербургу, нельзя не согласиться, что слава Петербурга уступает славе Ленинграда. Ведь Ленинград – город-герой, воплотивший в своём названии трудовую доблесть и боевое мужество России. Если Петербург был известен в мире как центр науки и культуры, то Ленинград, ничуть не уступив прежних
традиций, прославился как город-защитник своей Родины. По образному выражению журналиста Ильи Груздева, «Ленинград был во время Великой Отечественной войны Малаховым курганом России, Северо-Западным бастионом её» [3].
Если Петербург многое брал из мировой цивилизации, то Ленинград внёс огромный вклад в спасение мирового сообщества
цивилизованных стран. Вот признание Лондонского радио (1945 год): «Защитники Ленинграда внесли самую замечательную страницу в истории мировой войны, ибо они, больше, чем кто бы ни было, помогли грядущей победе под Германией». У С.И. Когана читаем: «Сообщения о героическом сопротивлении советских людей и, вместе с тем, об ужасных невзгодах,переносимых защитниками Ленинграда, тронули сердца британцев и подняли мощную волну солидарности. Жители шотландских городов Эйрдри и Котбридж создали общество “Россия сегодня”. Входившие в общество женщины любыми способами старались помочь русским.
Было принято решение собрать подписи женщин в Эйрдри и в соседнем городе Котбридже с выражением восхищения мужеством жителей города и солидарности с ними и как-нибудь отправить их в Ленинград» [6, с. 96]. Поэтому говорить о возвращении нашему городу «исторического названия» «Санкт-Петербург» бестактно.
Четвёртый аргумент: поскольку наш город был заложен в Петров день (29 июня 1703 г.) и согласно церковным канонам получил имя своего небесного покровителя апостола Петра (дословный перевод Санкт–Питер–Бурх – «Святого Петра город») то названию «Санкт-Петербург» никакой альтернативы нет.
При всём уважении к святым Русской Православной Церкви и к РПЦ вообще, нельзя согласиться с тем, что имя апостола Петра является весомым доводом в пользу переименования. Ведь в нашем городе проживает большое количество людей как неверующих, так и исповедующих другие религии, поэтому его название должно быть нейтральным по отношению к распространённым среди горожан верованиям. Ведь, если говорить откровенно, святость защитников Ленинграда, святость миллионов погибших в блокаду ленинградцев и защитников города многократно превосходит святость евангельского апостола. И если заходит разговор о святости, то более святого города, чем Ленинград на Земле не существует.
Комментарии 12