Не имея проектов, смет, чертежей, многих остродефицитных материалов, знающих дело людей ( «впервые производилась газификация кислого гудрона, впервые в Ленинграде получали промышленный жидкий горючий газ для заправки автомашин»), ТЭУ сумело организовать разработку «прудов» гудрона, пустить ретортную печь и восстановить коммуникации переданного ему Газового завода Политехнического института. Начальная мощность завода — до 5 тысяч кубических метров в сутки, равная выпуску 5 тонн бензина в сутки — по меркам 1942 года впечатляла.
Не случайно год спустя, представляя уже снятого с должности начальника ТЭУ А.Г. Цветкова к медали «За оборону Ленинграда», конкретным примером его заслуг назвали организацию производства 500 тонн синтетического бензина.
Неумолимое приближение нового отопительного сезона подвигло бросить все силы на реализацию еще одной идеи: организовать месячник по массовой сломке на дрова деревянных домов с привлечением населения. Расчет из половины: половину полученных дров — себе, с доставкой транспортом организаторов, половину в общегородской фонд.
В месячнике участвовало свыше 200 тысяч горожан. С сентября по декабрь1942 года они заготовили 1165 тыс. кубометров дров. На договорных началах к заготовке дров привлекли Штаб МПВО. Начинались морозы, и МПВО разрешили ломать дома с помощью взрывчатки…
Главное и определяющее событие первой половины 1943 года, конечно же, — прорыв вражеской блокады. Восстановилась, хоть и суженная, трудная, но все-таки почти полнокровная транспортная связь со страной и районами Ленинградской области по железной дороге и водным путям. Больше внимания стало к нуждам топливоснабженцев и энергетиков.
Увеличили и само Топливно-энергетическое управление. В его руководство ввели старшего инженера-теплотехника по перспективным вопросам топлива и энергетики. В Оперативном отделе по дровяному и угольному топливу, кроме начальника, появились старший инженер по лесному делу, старший инженер по углю, техник по механизации погрузо-разгрузочных работ и транспортно-складским операциям. В Топливной инспекции стало четыре старших инженера и инженер-теплотехник. В более мощном составе возродился Отдел энергетического хозяйства, создали Торфяной отдел. Вместе с плановиками, бухгалтерами, работниками АХО в управлении стало 33 человека.
А 5 августа 1943 года Ленгорисполком принял решение «Об организации Технического совета при Топливо-энергетическом управлении Исполкома Ленгорсовета» — «для разработки мероприятий по максимальной экономии топлива и наиболее рациональных методов добычи и использования местных видов топлива… в составе наиболее квалифицированных научно-технических работников и специалистов города Ленинграда по энергетике и теплотехнике».
В Топливно-энергетическое управление стали поступать сведения о воздействии войны на подчиненные хозяйства.
Специально созданная комиссия сообщила: 21 ноября 1941 года бомбой повреждено здание по проспекту 25-го Октября, 30 (ныне — Невский пр.), куда незадолго до того переехало управление…; в феврале 1942-го бомбами уничтожены Механическая мастерская по Лиговскому пр., 184 и кладовка инструментария…; из-за военных действий на причалах реки Свири осталось 2424 куб. метров уже закупленной древесины, в Толмачеве — 8237 кубометров; в Ленинград не доставлено из зон боев 25 935 куб. метров дров и деловой древесины. Законсервированный коксогазовый завод на Обводном, 74 бомбили и обстреливали не менее десятка раз: в октябре 41-го, в марте и апреле 42-го (особенно интенсивно — 4 апреля: разрушена проходная, две стены в заводоуправлении, первое хранилище газа…), в марте, июне, августе 1943-го…
Комментарии 1