По ст.109 ч.1 Конституции РФ, ст. 111 и 117 условия для роспуска Гос. Думы такие:
если Дума три раза отклоняет кандидатуры, предложенные Президентом на должность Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111
http://constitution.garant.ru/rf/chapter/6/#block_1114 );
если Дума в течение трех месяцев два раза выразит недоверие Правительству (ч. 3 ст. 117
http://constitution.garant.ru/rf/chapter/6/#block_1173 );
если откажет в доверии Правительству, когда вопрос о таком доверии поставит перед ней Председатель Правительства (ч. 4 ст. 117
http://constitution.garant.ru/rf/chapter/6/#block_1174 ).
Гос. Думу нельзя распустить:
по основаниям, предусмотренным статьей 117(
http://constitution.garant.ru/rf/chapter/6/#block_117 ) Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания (ч.3 ст. 109
http://constitution.garant.ru/rf/chapter/5/#block_1093 );
с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст. 109
http://constitution.garant.ru/rf/chapter/5/#block_1093 );
в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения (
http://constitution.garant.ru/act/right/12123122/chapter/2/#block_8 ), а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109
http://constitution.garant.ru/rf/chapter/5/#block_1093 ).
Комментарий
garant.ru — «Таким образом, исключительное право Президента распускать Государственную Думу не является абсолютным и ограничено самой Конституцией
http://constitution.garant.ru/rf/chapter/5/#block_1093 . При этом Президент может распустить только одну палату Федерального Собрания, поскольку Конституция не предусматривает роспуска Совета Федерации».
в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
Назначает, а не инициирует, это большая разница. Президент по статье 23
http://constitution.garant.ru/act/base/12135919/chapter/2/#p_244 фед. конст. закона от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (
http://constitution.garant.ru/act/base/12135919/chapter/1/ )— лишь промежуточное звено в процессе, он реализует инициативу, выполняет техническую роль — передаёт Конституционному Суду документы из Центр. избир. комиссии РФ, и, если КС определяет, что инициатива не противоречит Конституции, — только тогда в течение 15 дней Президент назначает референдум; если инициатива КС не проходит, все действия прекращаются.
В 14 статье(
http://constitution.garant.ru/act/base/12135919/chapter/2/#p_126 ) этого же закона написано, кому принадлежит право инициировать референдум:
2 миллионам дееспособных граждан РФ, из разных субъектов РФ (не более 50 тыс. на субъект), имеющим право голоса;
Конституционному собранию, по части 3 статьи 135(
http://constitution.garant.ru/rf/chapter/9/#block_1353 ) Конституции, закон о котором не принят до сих пор (Март 2016) с 1993 года;
федеральным органам государственной власти — в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и ФКЗ «О референдуме РФ».
В случае с референдумом по Конституции, по изменению 1, 2 и 9 глав, правом инициации обладает только Конституционное собрание, иначе Конст. Суд установит противоречие части 3 статьи 135 (
http://constitution.garant.ru/rf/chapter/9/#block_1353 ) и не пропустит инициативу. И это при том, что в статье 3 Конституции написано — «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Даже если наберётся 2 миллиона граждан с разных субъектов, даже если они пройдут все процедуры, в том числе сбор подписей, они не смогут вынести вопрос на референдум об изменении 1, 2 и 9 глав. А закон о Конст. собрании за 24 года не принят (см. обсуждение законопроекта 1.12.2015 — доклад, вопросы (
http://www.video-duma.ru/watch/?id=304983 ) ). Это саботаж и нарушение прав всех граждан, в том числе нарушение Конституции. Даже через депутатов и членов Совета Федерации народ не может реализовать свою власть.
Кроме того, в том же законе N 5-ФКЗ(
http://constitution.garant.ru/act/base/12135919/chapter/1/ ) «О референдуме Российской Федерации» статье 3(
http://constitution.garant.ru/act/base/12135919/chapter/1/#p_52 ), записано — «1. Законодательство Российской Федерации о референдуме составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права,…» То есть, международные спец. учреждения (см. разбор ст. 15 ч. 4
http://nodinfobaza.ru/constitutionrf/ ) определяют, как проводить референдум для народа России.
г) вносит законопроекты в Государственную Думу;
Это право есть у любого депутата, никаких особых полномочий тут нет.
д) подписывает и обнародует федеральные законы;
Комментарий
garant.ru — «Президент вправе отклонить федеральный закон, что влечет за собой его повторное рассмотрение в палатах; если при повторном рассмотрении закон будет одобрен палатами в ранее принятой редакции квалифицированным большинством голосов, он подлежит подписанию Президентом и обнародованию в течение семи дней (ч. 3 ст. 107
http://constitution.garant.ru/rf/chapter/5/#block_1073 Конституции).
В силу Конституции Президент не вправе отказаться подписать и обнародовать федеральный конституционный закон (ч. 2 ст. 108
http://constitution.garant.ru/rf/chapter/5/#block_1082 ).
Президент не обладает правом отклонения принятых поправок и изменений Конституции — он обязан обнародовать (промульгировать) их, как и в случаях, предусмотренных статьями 107 (ч. 3
http://constitution.garant.ru/rf/chapter/5/#block_1073 ) и 108 (ч. 2
http://constitution.garant.ru/rf/chapter/5/#block_1082 )».
Президент может не подписать, если в законе ошибки, нарушена процедура, противоречие Конституции.
е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Президент обращается, а Федеральное собрание заслушивает (ч. 3 ст. 100
http://constitution.garant.ru/rf/chapter/5/#block_1001 ). Нигде не написано, что выполняет, просто слушает. По 10 статье — «Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Комментарий
garant.ru — «Конституция предоставляет Президенту право обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики. Федеральное Собрание не может быть свободным от провозглашаемых при этом целей и приоритетов в развитии государства. Однако это не означает их директивности по отношению к Федеральному Собранию, поскольку в системе разделения властей парламент как орган законодательной власти, реализующий политику в законах, самостоятелен».
Комментарий
constrf.ru — «В теории конституционного права вопрос о юридической природе посланий главы государства вызывает споры. Ясно, что они не носят сугубо информационный характер, а выражают политическую волю главы государства, в силу чего не могут не влиять на деятельность иных органов государственной власти, включая исполнительную и законодательную. Это прежде всего политические акты, но одновременно послания главы государства есть акты «мягкого права» — soft law, не будучи юридически обязательными источниками права в строгом смысле этого слова».
Комментарии 4