В Городце сохранились целые улицы домов, покрытых кружевом резьбы. Например, архитектурная глухая резьба разместилась по фронтону и карнизу дома № 8 на улице Набережная Революции. В центре лобовой доски — две сказочные птицы, поддерживающие раму с датой постройки дома — 1864 г.
Красиво и убранство дома № 60 по ул. М. Горького. Здесь глухая резьба находится на карнизе, где изображены два улыбающихся льва и грустные русалки. Лобовая доска и наличники разукрашены густым орнаментом.
Городецкая глухая резьба удобно уселась на фронтонах зданий, на причалах и карнизах. Руки талантливых резчиков выдалбливали самые разнообразные фигурки на домах, словно украшены тонким кружевом, причём резьба не повторяется, на каждом доме она своя, имеет свой сюжет.
В Городце, в его старой части, во многих деревнях, как-то: в Мельникове, Шарыпове, Ягодно-Лесном, в Лазареве и других, — глухая резьба сохранила свой вид высокого народного искусства. Знаменитый Московский художник И.С. Глазунов, посетивший Городец, высоко оценил глухую городецкую резбу, сказав: «Нет на земле другого такого города, столь богатого изумительной резьбой. Много сокровищ хранит Городецкий музей» [Илья Глазунов. Дорога к тебе. Из заметок художника. - Журнал «Молодая гвардия», № 10 и 12, 1965. № 6, 1966].
ПРЯНИКИ
…Гудит Макарьевская ярмарка. Вдоль торговых рядов ходит человек, одетый по-европейски, чутко прислушивается к говору, пристально рассматривает продукты, пробует их на вкус.
Вернувшись в гостиницу, он записывает в дневнике свои замечания: «Меня поразило местное лакомство — медовые пряники, искусно выпекаемые жителями села Городца».
Ещё триста пятьдесят семь лет назад, в первой половине XVII века, в 1636 году, по России совершал путешествие немецкий ученый Адам Олеарий. Он посетил Нижний Новгород, побывал на знаменитой Макарьевской (Нижегородской) ярмарке, где поразился вкусовыми качествами городецкого пряника. Городецкий печатный пряник был прославлен в народном творчестве и в литературе.
Не о нем ли так вдохновенно писал А.С. Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
Наливают ей вина заморские,
Заедает она пряником печатным.
Обычай выпекать пряники был широко распространен в Городце ещё в давние времена, исстари этому способствовало изобилие «бортевых угожий». Бортью называется пустота, выдолбленная в стоячем дереве для помещения диких пчел, а бортничество — пчелиный промысел.
В дремучих городецких лесах (до сей поры сохранилось место в Городце, называемое «Кукушкина гора») было много ульев диких пчёл, дающих немало мёда. Жители занимались бортничеством — добычей мёда диких пчёл.
Развитие пряничного производства в Городце связано с хлебной торговлей. Ему содействовали большие базары, частые караваны судов по Волге, близость Нижегородской ярмарки.
Городецкие пряники выпекались на меду, на патоке и сахаре, сдабривались изюмом и другими пряностями. Городецкий пряник обладал высокими вкусовыми качествами. И был красив внешне.
Отличительная особенность городецкого пряника состояла также в том, что он был печатный. Народные мастера затейливо вырезали доски (своеобразное клише), на которых были фигурные очертания птиц, коней, шатровых башен в миниатюре, разные узоры и дарственные надписи.
Изготовление печатных досок (образцы экспонируются в Городецком музее) было настолько характерным, что только по одной манере исполнения можно было отличить доску, изготовленную на севере, от доски, которую вырезали в Поволжье. До нас дошли имена знаменитых резчиков: Матвей Ворошин, Пётр Прянишников и др. Дошли до нас и имена старых мастеров по выпечке пряников: Прыгунов Никон Пименович, Бахарев Фёдор Ларионович, Березин Андрей Петрович, Мальцев Николай Александрович и др.
Комментарии 5