Как отмечал на сайте «Отвага» Геннадий Жилин, который лично был свидетелем эксплуатации автомобилей в Чечне и общался с эксплуатировавшими ее военнослужащими, компоновка автомобиля, с точки зрения его защиты от мин и СВУ, имеет нерациональное решение. Места командира и водителя расположены над передним мостом, вся полезная нагрузка (личный состав, возможный комплекс вооружения или груз) — над задним мостом. В случае подрыва мины или фугаса под любым колесом спереди или сзади наибольшие поражения от взрывной волны получат именно люди, которые находятся внутри «Водника». Наименьшие повреждения при этом получить моторно-трансмиссионное отделение, так как большая его часть находится как раз между мостами. При этом возникает резонный вопрос, зачем будет нужен исправный двигатель, если в случае подрыва из строя будет выведен командир и водитель машины и оторвано одно из колес (практический опыт), а любое дальнейшее самостоятельное движение машины станет невозможным?
Да, выбранная компоновка технически является наиболее оптимальной. При существующих габаритных размерах машины она позволяет обеспечить наибольший объем внутреннего пространства, а также наиболее благоприятные условия для управления машиной. Однако для обеспечения наибольшей степени защищенности экипажа от подрыва мин следует обращать внимание на машины с так называемой «капотной» компоновкой. Это было доказано опытом эксплуатации различной военной техники в локальных конфликтах от Афганистана до Чечни.
Геннадий Жилин отметил, что броня «Водника» вообще не соответствовала предъявляемым боевой практикой требованиям, не обеспечивая достаточной защиты для экипажа. В 2001 году один из бронеавтомобилей при движении в составе колонны испытал на себе воздействие подрыва фугаса, который был изготовлен из артиллерийского снаряда. В то время большинство фугасов боевики устанавливали не на дороге и не в полотно дороги, а рядом с ней — для максимального поражения личного состава, который, как правило, передвигался на броне. В результате подрыва передний модуль «Водника» получил несколько пробоин, экипаж понес потери. Самым неожиданным в этой истории стало то, что при взрыве не был пробит ни один стеклопакет. По этому поводу Жилину пришлось услышать от военных буквально следующее: «Если хорошенько долбанет по этому автомобилю, то, наверно, одни стекла целыми и останутся».
То, что бронестекла подтвердили свою прочность в ходе практического использования, подтверждает и случай, когда 7,62-мм пуля, выпущенная снайпером с расстояния около 800 метров, не смогла пробить бронестекло водителя. В целом защита смотровых приборов от повреждения их от огня стрелкового оружия противника была решена достаточно оригинальным способом — путем монтажа у командира и водителя многослойных бронестекол большой площади без прикрытия, которые на практике доказали свою эффективность.
Сегодня ГАЗ-ГАЗ-39371 «Водник» — довольно редкий автомобиль, а значит, и нечастый гость фотосессий. Найти хорошие фотографии с этим автомобилем довольно сложно. Лучшие фотографии машины сделал и разместил в своем блоге Виталий Кузмин, сфотографировавший автомобиль со всех ракурсов во время небольшой выставки техники в парке «Патриот», которая состоялась после завершения финального этапа «Танкового биатлона 2015» в августе текущего года.
Тактико-технические характеристики ГАЗ-39371 «Водник»:
Габаритные размеры: длина — 5830 мм, ширина — 2630 мм, высота — 2600 мм.
Полная масса — 7500 кг.
Полная масса буксируемого прицепа — 2500 кг.
Силовая установка — дизель ЯМЗ-534.10 мощностью 160 л.с.
Максимальная скорость по шоссе — 112 км/ч.
Контрольный расход топлива при полной массе, л/100 км — 18,5.
Запас хода по контрольному расходу топлива — 1000 км.
Наименьший радиус поворота — 10 м.
Глубина преодолеваемого брода — 1,2 м.
Максимальный преодолеваемый подъем — 30 градусов.
Пассажировместимость — 11 человек (включая водителя).
Вооружение стандартное — пулемет 14,5-мм КПВТ, пулемет 7,62-мм ПКТ, 6 ПУ для запуска дымовых гранат.
Комментарии 1