Яковлев Александр Сергеевич
01.04.1906 - 22.08.1989
Дважды Герой Соц.Труда
Яковлев Александр Сергеевич – советский конструктор авиационной техники.
Родился 19 марта (1 апреля) 1906 года в городе Москве в семье служащего. Русский. Отец служил начальником транспортного отдела в нефтяной фирме «Товарищество братьев Нобель». Мать была домохозяйкой. В 1914 году поступил в приготовительный класс частной мужской гимназии Н.П.Страхова. После Октябрьской революции гимназия была объединена с женской школой, стала государственной и получила название «Единая трудовая школа 2-й ступени».
В школе проявился интерес к технике и, в частности, к авиации. В 1921 году построил летающую модель планера и успешно испытал её в школьном зале. В школе нашлись и другие энтузиасты, и в 1922 году Александр организовал авиамодельный кружок.
Не бросая школы, в 1919-1922 годах работал курьером, затем учеником в архиве, секретарем начальника отдела в Главтопе - организации, распределявшей все виды топлива. В августе 1923 году, после окончания школы, организовал первую в городе Москве школьную ячейку Общества друзей воздушного флота (ОДВФ). Энтузиасты авиации, а их в школе набралось около 60 человек, строили модели, а потом приступили к изготовлению планера.
С 1924 года Яковлев работал сначала рабочим, затем мотористом летного отряда Академии Воздушного Флота (АВФ) имени Н.Е.Жуковского .В том же году построил свой первый летательный аппарат - планер АВФ-10. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали, ввиду «не пролетарского происхождения». В 1927 году Яковлев построил свой первый самолет - АИР-1 (ВВА-1). В июле 1927 года на этом самолете были установлены первые советские мировые рекорды - дальности (1420 км) и продолжительности (15 ч. 30 мин.) полёта. За эти достижения А.С.Яковлев был зачислен слушателем в Военно-воздушную академию вне конкурса. Во время учебы в Академии не переставал заниматься постройкой самолётов. В 1927-1931 годах под его руководством было создано 8 типов самолётов - от АИР-1 до АИР-8, один из которых (АИР-6) строился большой серией.
В 1931 году, по окончанию учебы в академии, поступил инженером на авиазавод №39 имени Менжинского, где в августе следующего года организовал группу лёгкой авиации - свое будущее конструкторское бюро. Группа энтузиастов, работавшая под руководством А.С.Яковлева, добилась признания и в январе 1934 года была переведена из «Осовиахима» в государственную авиапромышленность как самостоятельное конструкторско-производственное бюро, вскоре ставшее заводом №115.
Первый самолёт, созданный на новом месте, АИР-9, осенью 1934 года был показан на Парижском авиационном салоне. Позднее на его базе был создан самолёт УT-2 первоначального обучения для лётных школ ВВС и аэроклубов, выпускавшийся в 1938-1948 годах. В 1935 году А.С.Яковлев стал главным конструктором. В последующие годы в ОКБ было создано еще несколько легких спортивных самолетов: УТ-1, АИР-11 и АИР-12.
В 1939 году ОКБ построило свою первую боевую машину - двухмоторный бомбардировщик ББ-22 (Як-2 и Як-4), скорость которого превышало скорости лучших истребителей того времени. Як-2 и Як-4 строились серийно. В января 1940 года одновременно работал заместителем наркома авиационной промышленности по опытному самолетостроению и науке
13 января 1940 года поднялся в воздух истребитель И-26 (Як-1). Самолет получил высокую оценку, а главный конструктор стал одним из первых Героев Социалистического Труда.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года за выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза Яковлеву Александру Сергеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В годы Великой Отечественной войны на основе Як-1 были созданы Як-7 (1941), Як-9, Як-3 (1943) и свыше 30 их серийных вариантов и модификаций - всего более 30 тысяч самолетов. Они составляли две трети выпущенных в период войны истребителей. Каждый “як” имел ряд модификаций, отличающихся лучшими характеристиками. Замена в конструкции древесины на металл, улучшение аэродинамики позволили увеличить скорость полета. У последней модификации Як-3 она была до 720 км/ч, он же был самым легким истребителем Второй мировой войны. Усиливалось вооружение, от 20 мм пушек на Як-1 до 37 мм и 45 мм на Як-9. Увеличивалась дальность полета, до 2200 км у Як-9ДД. До июля 1946 года А.С.Яковлев, руководя ОКБ, одновременно работал заместителем наркома авиационной промышленности по опытному самолетостроению и науке (в 1946 году - заместителем министра по общим вопросам). Генерал-майор инженерно-авиационной службы (10.11.1942). Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (27.12.1943).
С 1956 года и до выхода на пенсию А.С.Яковлев - генеральный конструктор ОКБ. В послевоенный период произошло перевооружение авиации реактивной техникой. Истребитель Як-15 стал первым реактивным самолетом, поступившим на вооружение в СССР. За ним последовали Як-17УТИ, Як-23, Як-25 - первый советский всепогодный перехватчик, высотный Як-25РВ, первый сверхзвуковой разведчик Як-27Р, семейство сверхзвуковых самолетов Як-28, включая первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик. Поступили на вооружение десантные аппараты - планер Як-14 и вертолет Як-24 - самый грузоподъемный в мире в 1952-1956 годах.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм Яковлев Александр Сергеевич награждён второй золотой медалью «Серп и Молот» (№49/II). Стал дважды Героем Социалистического Труда.
Наряду с боевыми самолетами яковлевское ОКБ выпускало технику и гражданского назначения. Было создано целое поколение легкомоторных самолетов: учебно-тренировочные Як-11 и Як-18, многоцелевой Як-12, первые в СССР реактивные учебно-спортивные самолеты Як-30 и Як-32 . Выступая с 1960 года на Як-18П, Як-18ПМ, Як-18ПС и Як-50 советские летчики неоднократно завоевывали первые места на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу.
С 1968 года перевозит пассажиров Як-40 - единственный советский самолет, сертифицированный по западным нормам летной годности и закупавшийся Италией, ФРГ и другими странами. Позднее создан 120-местный Як-42, отличавшийся высокой экономичностью.
В 1967 году на параде в Домодедово демонстрировался первый советский самолет вертикального взлета и посадки Як-36 , а с 1976 года на вооружении крейсеров класса «Киев» поступали боевые самолеты вертикального и короткого взлета и посадки Як-38 - первые в мире палубные СВВП.
21 августа 1984 года А.С.Яковлев вышел на пенсию в возрасте 78 лет. Всего под его руководством было создано свыше 200 типов самолетов, из них более 100 серийных, на которых в разное время было установлено 86 мировых рекордов.
Автор книг «Рассказы авиаконструктора», «Цель жизни (записки авиаконструктора)», «50 лет советского самолетостроения», «Советские самолеты».
Жил в Москве. Умер 22 августа 1989 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Ленинская премия (1971). Государственная премия СССР (1977). Шесть Сталинских премий (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948).
Генерал-полковник инженерно-авиационной службы (9.07.1946). Награждён 10 орденами Ленина (27.04.1939; 28.10.1940; 06.09.1942; 25.05.1944; 02.07.1945; 15.11.1950; 31.03.1956; 31.03.1966; 23.06.1981; 17.08.1984), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), 2 орденами Красного Знамени (03.11.1944; 26.10.1955), орденами Суворова 1-й (16.09.1945) и 2-й (19.08.1944) степеней, Отечественной войны 1-й степени (10.06.1945), Трудового Красного Знамени (17.09.1975), Красной Звезды (17.08.1933), медалями, орденом Почётного легиона степени офицера (Франция). Кроме того, ему была присуждена Золотая авиационная медаль FAI.
Бронзовый бюст Героя установлен в Москве. В Москве на доме, где он жил, открыта мемориальная доска. Его именем в 2006 году названа улица в Северном АО города Москвы. В 1990 году имя авиаконструктора А.С.Яковлева присвоено конструкторскому бюро, которым он руководил много лет. Самолеты с маркой «Як» остаются достойным памятником конструктору.
*******************************************************************************
Берзарин Николай Эрастович
01.04.1904 - 16.06.1945
Герой Советского Союза
Берзарин Николай Эрастович - командующий 5-й ударной армией 1-го Белорусского фронта, генерал-лейтенант.
Родился 1 апреля 1904 года в городе Санкт-Петербурге в семье рабочего. Русский. В 1914 году окончил начальное училище. Был разнорабочим в порту.
В Красной Армии с 1918 года. Военную службу начал красноармейцем 17-й армии Петроградского боевого участка. В годы Гражданской войны сражался на Северном фронте против англо-американских интервентов (1920 год), участвовал в подавлении кронштадтского мятежа (1921 год) и в должности помощника начальника пулемётной команды - в разгроме банд в Амурской области (1924 год). В 1923 году окончил 2-е Петроградские пехотные командные курсы, в 1925 году - пулемётные курсы при школе командного состава "Выстрел" и в 1927 году - курсы комсостава Сибирского военного округа. Член ВКП(б) с 1926 года.
С сентября 1923 года командовал отделением, с марта 1924 года - взводом в полковой школе 5-го Амурского стрелкового полка, а с октября 1927 года - на командных курсах Сибирского военного округа, затем с октября 1928 года был там же командиром курса.
С апреля 1931 года - командир роты. С марта 1932 года - ответственный секретарь партбюро Иркутских курсов подготовки командиров пехоты. С июля 1933 года - помощник начальника отдела боевой подготовки штаба Особой Краснознамённой Дальневосточной армии (ОКДВА). С февраля 1935 года был командиром и с октября 1936 года - командиром-комиссаром 77-го Новгородского стрелкового полка 26-й стрелковой дивизии (1935-37 годы). С августа 1937 года - начальник 2-го отдела штаба Приморской группы войск ОКДВА.
В июне 1938 года, будучи только что назначенным командиром 32-й стрелковой дивизии, участвовал в боях у озера Хасан. В феврале 1939 года назначен командиром 59-го стрелкового корпуса ОКДВА, а в июле 1940 года - заместителем командующего 1-й Краснознамённой армией Дальневосточного фронта. Генерал-майор (4.06.1940).
В Великую Отечественную войну Н.Э. Берзарин вступил командующим 27-й армией Прибалтийского Особого военного округа (вступил в должность в мае 1941 года). В составе Северо-Западного фронта армия вела тяжелые оборонительные бои, сдерживая наступление противника в Прибалтике на рубежах рек Западная Двина, Великая, Ловать. Хорошо проявил себя в контрударе под Холмом в августа 1941 года и в оборонительных боях под Демянском. С декабря 1941 года командовал 34-й армией Северо-Западного фронта, участвовал в окружении Демянской группировки врага в феврале 1942 года, но не смог предотвратить деблокаду этой группировки в мае. В октябре 1942 года был понижен в должности и был заместителем командующего 61-й армией на Брянском фронте, затем заместителем командующего 20-й армии (Северо-Западный фронт и резерв Ставки ВГК). Генерал-лейтенант (28.04.1943). С сентября 1943 года - командующий 39-й армией на 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах, командовал ею в Смоленской наступательной операции и в зимних наступательных боях 1943-1944 годов под Витебском.
С 27 мая 1944 года командовал 5-й ударной армией (3-й Украинский фронт, с октября 1944 до конца войны - на 1-м Белорусском фронте) в наступательных операциях Красной Армии: Ясско-Кишинёвской, Висло-Одерской, Берлинской.
Командуя в составе 1-го Белорусского фронта 5-й ударной армией, генерал-лейтенант Берзарин Н.Э. умело спланировал и организовал действия соединений и частей армии по прорыву сильно укреплённой обороны противника в районе населённого пункта Грабув-Цецылювка, в 15 километрах юго-западнее польского города Магнушев. Армия продвинулась на 12 километров, форсировала реку Пилица, обеспечив ввод в прорыв 2-й гвардейской танковой армии. К концу Висло-Одерской операции она вышла к реке Одер севернее города Кюстрин (Костшин, Польша), форсировала его, захватила плацдарм. В ходе боёв армия прошла свыше 500 километров, освободила 35 городов, нанеся противнику большой урон в живой силе и боевой технике.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1945 года за умелое руководство частями армии, образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками генерал-лейтенанту Берзарину Николаю Эрастовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5656).
При штурме столицы фашистского рейха - Берлина 5-я ударная армия под командованием генерал-полковника Берзарина Н.Э. (звание присвоено 20 апреля 1945 года) действовала в составе ударной группировки 1-го Белорусского фронта, и ей была поручена боевая задача особой важности - овладеть районом правительственных кварталов, расположенных в центре города, в том числе имперской канцелярией, где находилась ставка Адольфа Гитлера.
Учитывая наиболее успешное продвижение 5-й ударной армии при штурме вражеской столицы, а также выдающиеся личные качества её командарма, командование назначило Н.Э. Берзарина 24 апреля 1945 года первым советским комендантом и начальником советского гарнизона Берлина.
Когда основная часть города перешла в руки советских войск, 28 апреля 1945 года был опубликован подписанный Берзариным Н.Э. приказ № 1 о переходе всей полноты власти в Берлине в руки советской военной комендатуры. В сложной обстановке под руководством Н.Э. Берзарина она приступила к решению трудных задач по налаживанию нормальной жизни в городе. В самый разгар этой работы, 16 июня 1945 года генерал-полковник Берзарин Н.Э. погиб при исполнении служебных обязанностей в автомобильной катастрофе. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 4).
Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й степени, Кутузова 1-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й степени, Суворова 2-й степени, Красной Звезды и медалями.
Имя Героя Советского Союза генерал-полковника Берзарина Н.Э. носят улица в Москве, школа № 15 столицы Молдавии - города Кишинёва, мост в столице ФРГ - Берлине.
В 1975 году правительство ГДР избрало Н.Э. Безарина почётным гражданином города Берлина (посмертно). В 1992 году пришедшие к власти антикоммунистические силы лишили Берзарина этого почётного звания. Однако в 2003 году звание почётного гражданина Берлина было ему возвращено по многочисленным требованиям жителей Берлина.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2