В 2023 году был объявлен заказ на производство миллиона дронов-камикадзе, что станет огромным шагом в укреплении военной мощи Китая в области беспилотных летательных аппаратов. Этот заказ ориентирован не только на производство дронов-камикадзе, но и на развитие сопутствующих технологий, которые позволят осуществлять их массовое развертывание в сжатые сроки. Эти дроны направлены на укрепление асимметричного боевого потенциала Китая, что позволит его вооружённым силам наносить эффективные и доступные удары по стратегическим целям без необходимости развертывания дорогостоящих и сложных ракетных систем.
Переработка: от старых МиГов до беспилотников
Спутниковые снимки показывают, что Китай нашёл новое применение старым реактивным истребителям времён холодной войны. Спутники калифорнийской компании Planet Labs недавно засняли более 50 самолётов Shenyang J-6 на авиабазе Ляньчэн. Эта машина, китайская копия советского МиГ-19, использовалась ВВС Китая с 1950-х годов и к 1980-м годам уже имела серьёзные технические недостатки. Тем не менее, она продолжала использоваться ВВС до начала нового тысячелетия, а сегодня иногда используется в учебных целях под обозначением Shenyang/Tianjin JJ-6. В последние годы появились сообщения о переоборудовании этих старых истребителей в беспилотные летательные аппараты, что свидетельствует о значительном прогрессе Китая в этой области. Беспилотники J-6W могут стать недорогой и эффективной альтернативой для лобовых атак на современные системы ПВО. Благодаря отсутствию пилота эти аппараты могут быть развернуты в больших количествах, тем самым подавляя противовоздушную оборону и позволяя использовать более совершенные машины. Этот подход аналогичен американскому эксперименту с беспилотниками, где старые истребители F-16A были переоборудованы в беспилотные мишени QF-16 для учебных целей. В то время как США используют их в учебных целях, Китай стремится использовать эти беспилотники в реальных боевых ситуациях, что свидетельствует о растущей гибкости и инновационности его военной доктрины.
В последние годы Китай значительно усилил свои возможности в области беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), что стало ключевым фактором его военной доктрины. Стремительное развитие китайских беспилотников, от БПЛА HALE (High Altitude Long Endurance) до дронов-камикадзе, указывает на их стратегическое значение в будущих конфликтах, особенно в контексте отношений с Тайванем и США. Китайские вооружённые силы сосредоточены на создании автономных и многофункциональных беспилотников, которые могут изменить способы ведения современных войн. «Беспилотники станут ключевым элементом военных операций будущего, изменяя характер конфликтов и военных стратегий в глобальном масштабе. Китай стоит на пороге создания империи беспилотников, что не только укрепит его военные позиции, но и будет иметь далеко идущие геополитические последствия для международных отношений и военного баланса, особенно в Азии и в контексте глобальной безопасности».
Китайские дроны двойного назначения
В новом докладе Центра безопасности и новых технологий Джорджтаунского университета (сентябрь 2025 г.) обращается внимание на растущий интерес Китая к технологиям, связанным с ИИ, причём не только со стороны нескольких крупных, контролируемых государством предприятий, но и со стороны всё большего числа относительно молодых компаний, выходящих из университетов и частных лабораторий. Эти партнёрства затрудняют для Соединённых Штатов отслеживание разрабатываемого Китаем нового оружия.
Значительная часть технологий, например программное обеспечение для управления роями беспилотников или передовые навигационные системы, имеют как гражданское, так и военное назначение — подобно рыболовным и «исследовательским» судам под китайским флагом, невоенным судам, которые многие руководители армии и национальной безопасности США называют «морским ополчением» Китая.
Компания Beijing SOUVI Information Technology получила контракты на поставку систем управления дронами и интеллектуального программного обеспечения для датчиков, которые позволят одному оператору с минимальной подготовкой управлять роем дронов.
Другая компания, JOUAV, продаёт беспилотники с вертикальным взлётом и посадкой, а также программное обеспечение на основе искусственного интеллекта для обработки данных с современных тепловых датчиков. Не имеющий военной подготовки экипаж рыболовного судна может легко использовать их для обнаружения других судов ночью или в плохую погоду далеко за горизонтом, превращая гражданское судно в узел разведки и рекогносцировки.
Одним из ключевых выводов отчёта является растущее использование Китаем более мелких «нетрадиционных поставщиков» (НТВ). Хотя закупки технологий ИИ в стране по-прежнему в основном сосредоточены в крупных государственных компаниях и научно-исследовательских институтах, CSET обнаружил список небольших компаний, в основном основанных после 2010 года и продвигающих коммерческие технологии с военным применением, которые не сообщают о связях с государственной собственностью на своих сайтах. К ним относятся такие компании, как iFlytek, создающая приложения для перевода речи; PIESAT, продающая геопространственные данные с использованием ИИ, полезные для картографирования местоположения в режиме реального времени; JOUAV. Это портрет экосистемы стартапов, во многом схожей с Кремниевой долиной.
Но, в то время как Пентагон потратил годы на улучшение своих возможностей по приобретению технологий двойного назначения и сотрудничеству со стартапами, не являющимися традиционными подрядчиками в сфере обороны, исследование CSET показывает, что причина, по которой Китай делает это, совершенно иная: «Подавляющее большинство NTV и научно-исследовательских институтов в наборе данных не подпадают под санкции США». Другими словами, Китай пытается таким путем заставить потребителей по всему миру покупать товары и услуги, которые помогают китайской армии стать сильнее.
Технологии, которые эти компании продают китайским военным, охватывают весь спектр: от геопространственной разведки до обучения и беспилотников, таких как Tengden TB-001 «Twin-Tailed Scorpion», похожий на Reaper, — один из «первых известных случаев, когда негосударственное предприятие поставило НОАК комплексную систему конечного использования военного назначения».
Одним из недавних контрактов, полученных CSET от PIESAT, стала «система виртуальной симуляции обучения беспилотным летательным аппаратам», которая может служить как явным военным целям, обеспечивая работу беспилотников, так и более неоднозначным целям — оказанию помощи «исследовательским» судам, таким, которые все чаще появляются вблизи Тайваня.
В то время как Китай традиционно использовал для создания своей военной техники лишь несколько компаний, выбранных правительством, компании, занимающиеся ИИ, имеют больше свободы действий при создании продуктов, поиске финансирования и найме сотрудников, чем другие компании.
Беспилотники — ключ к победе в войнах, но США их почти не производят
«Испытания в дикой местности Аляски показали, насколько армия США и американские компании по производству беспилотников отстают от Китая в плане технологий», - пишет The New York Times (24.07.2025).
На клочке земли посреди бескрайней пустыни Аляски дальнобойный дрон с ревом, словно газонокосилка, взмыл в небо. Он осмотрел землю в поисках цели, которую был запрограммирован распознать, а затем спикировал, пытаясь уничтожить её, врезавшись в неё. Но промахнулся, приземлившись примерно в 24 метрах от цели.
При другой попытке дрон нырнул при запуске. При следующей попытке дрон врезался в гору.
Этими дронами управляли не любители. Их запускали производители дронов, которым платило специальное подразделение Министерства обороны, в рамках срочных мер по модернизации вооруженных сил США. В течение четырёх дней в июне 2025 года они испытывали прототипы односторонних дронов, пытаясь сбить их с запрограммированных целей, в то время как солдаты пытались остановить дроны с помощью специального электронного оборудования.
Целью учений было помочь американским военным подрядчикам и военнослужащим усовершенствовать навыки ведения войны с применением беспилотников. Однако они продемонстрировали некоторые примеры неготовности американских вооружённых сил к подобному конфликту. Согласно интервью с более чем десятком американских военных чиновников и экспертов в области беспилотников, Америка отстаёт от России и Китая в производстве беспилотников, обучении солдат их использованию и защите от них.
Министр обороны Пит Хегсет признал отставание страны и объявил о ряде новых мер политики и инвестиций в беспилотники, которые, по его словам, должны сократить разрыв. Он сослался на устаревшие правила и процедуры закупок, которые затрудняют для командиров приобретение беспилотников и обучение солдат их использованию.
«Пока наши противники производили миллионы дешевых беспилотников, — сказал он, — мы погрязли в бюрократической волоките», - сказал он.
Хегсет это заявил сразу после подписания Трампом в июне 2025 года указа об американском доминировании в области беспилотников, который предписывает федеральным агентствам ускорить выдачу разрешений для американских производителей беспилотников и защитить цепочку поставок беспилотников в США от «неправомерного иностранного влияния».
Но потребуется время и деньги, чтобы создать американскую промышленность, способную производить достаточное количество беспилотников для удовлетворения потребностей американской армии. Хотя Соединённые Штаты преуспели в разработке крупных и сложных беспилотных летательных аппаратов, таких как «Предатор» и «Жнец», стоимостью в десятки миллионов долларов каждый, в современных конфликтах доминируют рои небольших и недорогих дронов, которые в основном производятся из комплектующих из Китая.
Потребуется время и деньги, чтобы создать отечественную промышленность, способную производить достаточное количество дронов для удовлетворения потребностей американской армии. На сцену выходят инвесторы из Кремниевой долины, которые вкладывают деньги в американские компании, производящие беспилотники, ожидая, что Министерство обороны США разместит крупный заказ на американские беспилотники.
Фонд Founders Fund Питера Тиля инвестировал более 1 миллиарда долларов в Anduril Industries, американскую оборонную технологическую компанию, специализирующуюся на передовых автономных системах.
В США производством дронов занимаются около 500 компаний, выпуская менее 100 000 единиц техники в год. Однако многие из них — это стартапы без опыта производства или продаж. Основатели компаний стремятся продемонстрировать свою продукцию военным подразделениям, начинающим использовать дроны. Изменения, объявленные Хегсетом, которые упрощают закупку дронов для командиров, лишь обострят эту конкуренцию.
Некоторые американские компании, производящие беспилотники, проводят испытания и разработки на Украине.
В США могут запретить дроны, произведенные китайской компанией DJI
Компания DJI, крупнейший в мире производитель коммерческих и промышленных дронов, находится на грани запрета в США федеральными законодателями, которые обвиняют компанию в ряде нарушений, включая использование принудительного труда, получение несправедливых субсидий и угрозу кибербезопасности. Об этом пишет The New York Times (08.09.2025).
Надвигающийся запрет является частью усилий по отделению экономики США от китайской. Это происходит на фоне того, как искусственный интеллект меняет возможности дронов, а американские производители пытаются занять свою долю на растущем рынке. DJI занимает около 75% мирового потребительского рынка и известна тем, что производит дроны, которые, по словам покупателей, доступны по цене, просты в использовании и оснащены передовыми функциями, экономящими время и деньги.
Строительные компании используют специализированные дроны DJI для мониторинга строительства небоскрёбов и отправки автоматических отчётов. Горнодобывающие компании используют дроны DJI для расчёта объёмов добычи полезных ископаемых. Геодезисты используют дроны с высококачественными объективами для создания подробных карт местности. Полицейские используют тепловизионные дроны для поиска потерявшихся детей и скрывающихся подозреваемых.
Однако компания оказалась втянутой в геополитический водоворот американо-китайских отношений.
Таможенно-пограничная служба начала конфисковывать партии дронов DJI в октябре 2024 года. Затем, в декабре 2024 года, конгрессмен Элиз Стефаник из Нью-Йорка, близкая союзница Трампа среди республиканцев, внесла в законопроект об обороне положение, запрещающее продажу новых дронов DJI и Autel Robotics, другой китайской компании, с декабря 2025 года.
Продажи могут быть продолжены, если агентство национальной безопасности определит, что иностранные беспилотники не «представляют неприемлемого риска для национальной безопасности Соединённых Штатов». Однако в законопроекте не указано, какое ведомство отвечает за эту оценку, и до сих пор ни одно из них публично не взяло на себя эту задачу. В июле 2025 года Стефаник присоединилась к письму законодателей в Управление директора национальной разведки с призывом к «ускоренному пересмотру мер национальной безопасности».
DJI направила в Министерство обороны США и другие органы национальной безопасности письмо с просьбой провести тщательное обследование беспилотников, чтобы доказать, что они не могут передавать информацию китайским организациям, как утверждает Стефаник.
Американские производители дронов с нетерпением ждут ухода DJI, поскольку, по их словам, это позволит американским компаниям играть более активную роль в этой всё более важной отрасли. Однако немногие американские производители дронов продают потребительские и промышленные товары, подобные тем, что выпускает DJI, предпочитая сосредоточиться на более прибыльном бизнесе — поставках для военных и служб общественной безопасности.
По данным Федерального управления гражданской авиации США, в США зарегистрировано 433 407 коммерческих дронов, которые выполняют такие задачи, как осмотр инженерных сетей, видеосъёмка и топографическая съёмка. Подавляющее большинство из них — дроны DJ.
DJI продаёт промышленный картографический дрон примерно за 6500 долларов, в то время как американские компании могут запросить до 35 000 долларов за аналогичный продукт, добавил он.
Калифорнийская компания-разработчик программного обеспечения DroneDeploy, обслуживающая 5000 предприятий в 180 странах, включая 18 из 20 крупнейших строительных компаний, заявила, что запрет DJI может замедлить разработку программного обеспечения, позволяющего с помощью дронов автоматизировать рутинные задачи, такие как отчетность о ходе строительства.
Даже если аудит национальной безопасности будет проведён и DJI избежит запрета в декабре 2025 года, у администрации Трампа есть другие инструменты, чтобы ограничить использование оборудования компании. В июле 2025 года Министерство торговли США начало расследование на предмет угрозы национальной безопасности импортируемых беспилотников, что открывает путь к повышению пошлин.
Если запрет будет принят, он лишь помешает новым продуктам DJI получать лицензии Федеральной комиссии по связи (FCC) на полёты. Но не повлияет непосредственно на сотни тысяч дронов DJI, которые уже имеют разрешение на полёты.
Однако со временем продукция DJI исчезнет с рынка США, поскольку клиенты не смогут ремонтировать или заменять её. По словам Майкла Роббинса, исполнительного директора Международной ассоциации беспилотных транспортных систем, американские производители дронов воспользуются этим временем, чтобы догнать DJI по технологиям и закрепиться на мировом рынке.
«Если убрать с рынка гиганта DJI, то многие американские компании начнут процветать», — сказал он.
Некоторые видные деятели из окружения Трампа могут выиграть от такого исхода. Дональд Трамп-младший входит в совет директоров Unusual Machines, флоридской компании, которая поставляет детали для американской индустрии беспилотников.
Джо Бартлетт, отвечающий безопасность в Министерстве торговли, которое проводит расследование в отношении беспилотников, ранее занимал должность директора по федеральной политике компании Skydio, ведущего американского производителя беспилотников, поддерживающего запрет DJI. Американские компании, использующие технологии DJI, выразили возмущение в публичных комментариях, представленных летом в ответ на расследование Министерства торговли.
Отвергая доступные и эффективные иностранные дроны без жизнеспособных отечественных альтернатив, США вынуждают такие отрасли, как сельское хозяйство, энергетика и общественная безопасность, либо работать на устаревших технологиях, либо сталкиваться с резким ростом цен.
Нет комментариев