Деревню Красный Берег немцы захватили 6 июля 1941 года. Тут находился важный стратегический объект — железнодорожная стация Бобруйск-Гомель. Здесь стояло прекрасное сооружение XIX века — старинная усадьба, принадлежавшая местным магнатам, сочетавшая в себе черты неоренессанса и готики. Нацисты устроили в нём свой военный госпиталь.
Из воспоминаний Ларисы Толкачёвой, узницы Краснобережского детского донорско-пересыльного лагеря: «Засучив рукава, немецкие солдаты летали как зловещие коршуны по дворам, хватали кур с хохотом и гвалтом, набирали их, сколько мог кто нацапать. Другие рыскали по домам, требуя яйца, сало и молоко, если у кого они были».
Зверства начались в 1943 году после поражения гитлеровских войск под Сталинградом и в Орловско-Курской битве. В это же время усилилась партизанская борьба, фашисты несли огромные людские потери. Для спасения тысяч своих раненых им нужна была человеческая кровь. И нацистские медики нашли решение: свою кровь им должны дать люди низшей расы, недочеловеки, славяне, вернее их дети.
Детский донорско-пересыльный лагерь нацисты организовали и в деревне Красный берег на территории старинной усадьбы, но в не роскошном здании, а в бараках и сараях его окружавших. Сюда свозили детей со всех окрестных деревень. На детей устраивали облавы.
Местному бургомистру Виктору Васильчику иногда удавалось узнать, когда планировалась очередная охота на детей, и тогда он шёл по домам и предупреждал родителей. Анатолий Хлопков, местный краевед рассказывал об этом так: «Виктор приходил и говорил: «Женщины, не оставляйте на завтра детей, отправляйте их куда угодно, в лес, к родственникам, прячьте дома, только чтоб не было их».
Васильчик Виктор Михайлович родился в 1895 году в городе Островце Гродненской области, был участником Первой мировой войны и Великой Октябрьской социалистической революции, участвовал в свержении Временного правительства, офицер Красной Армии. В 1932 году был уволен из её рядов. Причина — наличие родственников в Польше. Во время Великой Отечественной войны по заданию Жлобинского подпольного обкома партии вошёл в доверие к немцам и с февраля 1942 года занял пост бургомистра Краснобережской волости. Виктор Васильчик был партизанским связным: он снабжал партизан не только ценной информацией, но и продовольствием, медикаментами, боеприпасами, оформлял необходимые справки и пропуска, устанавливал магнитные мины. О том, кто он был на самом деле, знали единицы. Для большинства односельчан он был немецким прихвостнем. В своих воспоминаниях Виктор писал: «Легче было принять смерть, чем дать согласие на работу бургомистром».
Облава на детей обычно начиналась под утро. Фашисты окружали деревню плотным кольцом, выгоняли из домов всех жителей, вырывали из рук малышей, бросали их как мешки в крытые брезентом машины и увозили.
Александр Герт, бывший узник Краснобережного детского донорско-пересыльного лагеря, вспоминает: «В облавах были украинские и прибалтийские наёмники-полицаи». Девятилетний Саша Герт прятался в сарае, ему показалось, что опасность миновала, он вылез из-под поленницы, вышел во двор и тут же почувствовал, как чьи-то руки схватили его. Мать с криком бросилась на полицая, но он пнул её, и потащил ребёнка к машине.
Комментарии 4