– Форма патрона влияет на скорость пули? В чем тут главная сложность?
– Форма патрона не оказывает влияния на скорость полета пули по дистанции. Влияет ее форма. Самая главная сложность – само производство патрона. Когда конструктор проектирует его, рассчитывает баллистику, прочность элементов, динамические характеристики, он должен обеспечить его технологическую составляющую. Патронщики – на 50 процентов технологи. Поэтому обеспечение технологичности массового производства – наша вторая основная задача. В советское время каждый завод выпускал до миллиарда патронов в год. Сейчас, конечно, поменьше, и основная доля приходится на спортивно-охотничьи, но тем острее проблема повышения технологичности их массового производства.
– ЦНИИТОЧМАШ занимается разработкой и специальных боеприпасов. Насколько эта работа сложнее?
– Сама конструкция специального патрона и пули к нему, конечно, сложнее, чем в обычном массовом патроне. Но с точки зрения конструкторского интереса одинакова, потому что создание патрона с обыкновенной пулей может оказаться даже сложнее в разработке из-за необходимости решения комплекса взаимоисключающих требований, а также технологичности его производства.
– Как появился боеприпас калибра 9х21 миллиметр, нестандартный для оружейной мировой практики?
– В начале 90-х годов возникла необходимость сделать шаг вперед в развитии пистолетного вооружения. С начала 50-х годов, с момента создания пистолета Макарова считалось, что его мощности достаточно для личного вооружения офицеров и правоохранительных органов. Но в 90-е в стране ухудшилась криминогенная обстановка, появилась угроза террористической деятельности. Была поставлена задача разработать более эффективные и мощные патроны, чем патроны 9х18 миллиметров для пистолета Макарова.
Так были созданы несколько новых образцов, в том числе в калибре 9х21 миллиметр. Они действительно были предложены конструкторами нашего института и до сих пор не имеют аналогов по эффективности, пробивному действию, мощности. На их основе создано много образцов оружия, в том числе пистолет-пулемет.
Но в 2003 году армия приняла на вооружение патрон калибра 9х19 миллиметров, тоже разработанный у нас. Патрон 9х21 миллиметр тогда посчитали избыточным по мощности. Зато он приглянулся спецслужбам и был востребован в антитеррористических операциях. Сейчас работа продолжается, под патроны данного калибра создан пистолетный комплекс «Удав».
– Казалось бы, у патронов 9х19 и 9х21 разница всего два миллиметра, а мощность возрастает значительно.
– Для пистолетных патронов два миллиметра – очень много. При формировании и принятии баллистического решения всегда существует определенный компромисс. Можно предложить 9х23. Но пистолет будет громоздким, боекомплект к нему тяжелым, магазин неудобным. Поэтому дальше увеличивать калибр нецелесообразно, патрон уйдет за мощность пистолетного.
– Совсем другое направление – проектирование боеприпасов для подводного оружия, воздух и вода – разные среды. Как велась работа по их разработке?
– В конце 60-х – начале 70-х годов ЦНИИТОЧМАШ получил задание от Военно-морского флота СССР на создание стрелкового комплекса подводного оружия. Но институт не сразу подошел к существующему техническому решению. Были варианты с активно-реактивными пулями, другие сложные решения. В конечном итоге удалось создать патрон с обычным пороховым зарядом, но с пулей другой формы.
Плотность водной среды примерно в 800 раз больше плотности воздуха, поэтому чтобы стабилизировать пулю при движении в воде (а это для воздуха делается либо вращением, либо оперением), ее сделали удлиненной. Носик определенным образом затупили, при движении в водной среде вокруг нее образуется водный пузырь – каверна, которая смыкается в хвостовой части. В результате сила сопротивления воды, действующая на оживальную часть пули, образовывает опрокидывающий момент, в то время как сила сопротивления воды, действующая на заднюю часть, стабилизирует пулю. Сначала были созданы патроны для подводного пистолета – СПС, а потом и для автомата – МПС. Более того, эти патроны эффективны и в воздушной среде. За счет удлинения, конечно, на воздухе они теряют устойчивость. При этом начинают беспорядочно кувыркаться и наносить рубящие удары. Когда боевой пловец выходит из воды, в принципе на расстоянии до 100 метров он может их использовать и на суше. А вот дальше кучность и эффективность огня резко падают.
– Еще одно интересное направление – бесшумные патроны. Насколько сложно их создание?
– Бесшумное оружие, в котором скорость пули меньше, чем скорость звука, в принципе можно разделить на два класса. Первый – образцы оружия с глушителями для спецназа, например «Вал», «Винторез» (кстати, тоже разработка ЦНИИТОЧМАШа). Но звук создается не только при прохождении пулей звуковой волны, но и из-за истечения пороховых газов за дульный срез оружия. Причем его можно приглушить и за счет патрона, не используя при этом глушитель. Например, патрон СП4 для пистолета ПСС. При выстреле здесь происходит запирание пороховых газов. Есть поршень-толкатель, который давит на пулю, но пороховые газы остаются внутри патрона, поэтому выстрел получается бесшумным без использования глушителя. Остается звук только механизмов оружия. Такой пистолетный комплекс был создан в 80-е годы. Примерно через 25 лет появились другие средства защиты и необходимость улучшить характеристики такого патрона с точки зрения пробивного убойного действия. Была поставлена задача разработать бесшумный, но более мощный патрон. И он был создан – патрон СП16 под пистолет ПСС-2.
– Создание какого патрона вам запомнилось больше всего?
– Наверное, 7,62 миллиметра винтовочного снайперского патрона с повышенным бронебойным действием, при создании которого в рамках ОКР «Ратник» удалось решить задачу существенного улучшения бронепробивной способности пули при сохранении снайперской кучности стрельбы.
– Почему же мы до сих пор не избавимся от патрона 7,62х54 миллиметра с выступающим фланцем (закраиной)?
– Чтобы начать производство патронов без закраин, нужно полностью перевооружить армию. Ведь основной боевой патрон – с выступающим фланцем. Предпринималось несколько попыток создания нового винтовочного боеприпаса с высокими характеристиками, однако чтобы отказаться от используемых образцов, нужен качественный прирост эффективности. Поэтому пока были проведены только несколько модернизаций.
Беседовал Виталий Струговец
Нет комментариев