Все-таки история России удивительна и в чем-то действительно мистична. Хотя, конечно, никакой мистики в реальности нет, а есть лишь ряд случайных, но символических совпадений и так и не истончившиеся до конца византийские традиции в нашей политике, в политике единого Российского государства, несколько раз менявшего свое название и формальное государственно-правовое устройство в XX веке: Российская империя, Российская республика, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, Советский Союз, вновь РСФСР, Российская Федерация.
Вот лишь некоторые парадоксальные совпадения, символические парадоксы и экстравагантные и естественные закономерности единой российской истории XX века. Бессистемно, по-газетному.
В появлении зловещей фигуры Распутина многие, если не большинство, видели и видят одну из главных причин падения династии Романовых, а с нею - и развал Российской империи в начале XX века. Если даже считать 1999 год последним в XX веке, то последние 12 часов этого столетия Россию возглавлял человек по фамилии Путин.
Ельцин, попытавшийся максимально разрушить ненавистную ему с некоторых пор систему госбезопасности, в последний год своего правления назначает подряд трех премьеров - выходцев из госбезопасности и, наконец, сам отдает свою власть в руки одного из них.
В 1917 году два сменивших друг друга главы государства в одной должности (премьер-министр и председатель Совета народных депутатов) - Керенский и Ленин были уроженцами одного и того же города Симбирска. Степашин и Путин - уроженцы тоже одного города. Причем город этот является одновременно и городом Ленина, творца советской империи, и городом Петра, творца Российской империи.
И опять же, мне уже приходилось писать, что оба главных русских закона "Престолонаследия" в XX веке, рациональный и иррациональный, продолжают действовать: главой России никогда не становится уроженец Москвы, а лысый сменяет лохматого. Последнее, кстати, означает, что ни Лужков в 2004 году, ни Кириенко в 2008-м могут не беспокоиться. Первый сразу по двум основаниям, а второй - хоть и по одному, но, как оказывается, не менее фундаментальному. Если, конечно, русская история XXI века не предстанет в радикально обновленном виде. Но пока не похоже, ибо слишком все мы родом из прошлого.
Не буду множить примеры мистического и парадоксального (а можно было бы). Перейду к главному. К глубокому, фундаментальному для России, всех нас, смыслу того, что произошло 31 декабря 1999 года.
ОПЕРАЦИЯ "С НОВЫМ ГОДОМ!"
Все, что случилось в этот день, представляется мне триумфально-успешным финалом политической (а некоторые отбросят и это слово) спецоперации под кодовым названием "С Новым годом!
" Причем операции остроумной, с неожиданным для абсолютного большинства политиков завершением.(ничего до конца секретного в этом мире нет). Но все-таки главное оказалось до последнего момента секретным - в этом и был Залог успеха.
Что это главное? Время завершения операции.
А что же обеспечило эту секретность? Не столько скрытность действий спецслужб и политтехнологов (а явно участвовали и те и другие, что доказывает родственность этих профессиональных кланов), сколько точный психологический расчет - знание стереотипов общественного мнения.
Инстинкт власти Ельцина общеизвестен. Когда-то об этом писали и говорили немногие, но в последние годы убежденность в том, что Ельцин до самой последней минуты, а скорее всего - и после нее, будет держаться за власть, эта убежденность приобрела характер незыблемого, не нуждающегося в опровержении и не знающего исключений основного закона поведения президента, а следовательно - и основного закона российской политической жизни, так сказать, первой Поправки к ельцинской же Конституции.
Следовательно, тот, кому удастся эту поправку отменить, получит полную, абсолютную политическую инициативу в свои руки. Что и произошло.
Вообще-то многим в политической Москве известно, что уговоры (через Семью) Ельцина добровольно уйти в отставку и передать свою власть другому велись по крайней мере с начала 1998 года. Ельцин и Семья отказывались.
Особенно весной этого года, тогда, когда сделавшие ставку на Примакова люди начали говорить об этом практически в открытую в своем кругу и в Кремлевской администрации, а то и публично.
Ельцин не сдавался. Более того - он раз за разом скосил тех, кто на пике этих уговоров возникал как главный претендент на президентское наследство.
Подтверждение тому - в решении Евгения Примакова возглавить очевидно оппозиционный Кремлю блок "Отечество - Вся Россия". Я писал в тот момент, что в этом решении Примакова, явно имеющего целью кабинет в Кремле, а не место спикера, а тем более депутата Государственной Думы, нет никакого позитивного политического смысла, ибо в случае победы ОВР на выборах (маловероятной) к очень высокому в тот момент президентскому рейтингу Примакова ничего не добавиться, а в случае поражения - этот рейтинг рухнет (что и произошло).
Теперь я уверен, что Примаков не только знал о планах Кремля, но знал их в деталях. Правда, лишь в тех, которые не могли быть изменены, а именно: Путин - преемник, президентские выборы будут досрочными.
Понятно теперь, и почему прямо накануне думских выборов Евгений Примаков объявил о своем решении "участвовать в президентском марафоне", как он выразился.
Конечно, на это заявление Примаков пошел еще и потому, что был уверен в победе ОВР, бездумно поддавшись уже ни на чем не основанному к тому времени оптимизму своих советников (которым лишь страх перед реальностью и гневом начальства мешал трезво оценить ситуацию) и лично Юрия Лужкова. Логика оптимизма была простой, слишком простой: народ ненавидит Кремль и Ельцина, мы заявили о своей ненависти к Кремлю и Ельцину, следовательно, народ и мы едины - народ проголосует за нас.
А что же Ельцин и Путин? Путин к этому времени фактически полностью самостоятельно руководил страной. Ельцин перестал делать какие-либо заявления, направляющие, а тем более корректирующие действия правительства и лично премьера (чего никогда не было раньше). Более того - уже Путину позволялось корректировать президента (особенно памятен случай с напоминанием Ельцина Клинтону о наличии у России полного комплекса ядерных вооружений).
Далее - по нарастающей. Чем больше слухов о планах по замене Путина, тем больше собственно президентских функций дозволяется выполнять премьеру: вручение правительственных наград в Кремле, участие в инаугурации московского мэра с публичным отпущением грехов Юрию Лужкову, человеку, практически открыто солидаризировавшемуся все последнее время с утверждениями о коррумпированности семьи президента, передача Путину ельцинских полномочий на новогоднем приеме в Кремле, устроенном вообще-то от имени президента России. Наконец, сущностное - накануне этого приема Путин публикует свою концептуальную статью, которую вряд ли можно рассматривать как программу действий правительства, тем более на официально оставшийся ему срок - статья слишком фундаментальна, в ней много стратегии, но совсем нет тактики. Она скорее напоминает либо проект президентской программы, либо даже проект президентского послания Федеральному собранию (так и вышло).
Из более сокровенных источников доносились слухи о проработке вариантов обеспечения президента и его семьи после отставки.
Публично же пресс-секретарь Ельцина Дмитрий Якушкин вновь и вновь заявлял о неизменности желания президента оставить свой пост (в конституционный срок), совершить поездку в Вифлеем (явно покаянную), путешествовать по миру, уйдя из власти.
Никакой активности на белорусском фронте - в опровержение версии о планах сохранения Ельциным себя во власти хотя бы через официальную должность в рамках союзного государства.
Конечно, всем, кто привык считать незыблемой "первую поправку" к ельцинской Конституции, которая гласит: Ельцин не уйдет из власти, пока не захочет, а не захочет он никогда, казалось: это обычная дымовая завеса.
И оказалось - завеса. Но для другого.
ФИНАЛ ОПЕРАЦИИ
Комментарии 3