«Судьба, - написал 9 апреля 1942 года в своём дневнике Лев Павлович Вейберт. — Кисть придётся заменить лопатой и топором. Сегодня вечером иду в оперный театр слушать «Евгения Онегина». Хочу получить удовольствие на несколько лет».
Ему было 16 лет, и он готовился ехать в ссылку на Богословские угольные копи в Карпинск. В зоне вести дневник было опасно, поэтому писал немного лишь по дороге, делая зарисовки, а потом перестал.
Лев Вейберт — знаменитый уральский художник, «Маэстро офорта», как его называют. В его гравюрах сочетаются две темы: природа и индустриализация, а творчество его несёт на себе неизгладимый отпечаток тяжёлой трудармейской судьбы.
30 октября 2023 года, в День памяти жертв политических репрессий, в стенах Ивдельского историко-этнографического музея открылась выставка, посвящённая этому замечательному человеку.
Это передвижная выставка гравюр, картин и предметов из фондов Карпинского краеведческого музея, предоставленная в связи с победой Ивдельского музея в конкурсном отборе на предоставление государственной поддержки муниципальным музеям на проведение обменных выставок с ведущими федеральными музеями, государственными и муниципальными музеями Свердловской области в 2023 году, приуроченная ко Дню памяти жертв политических репрессий.
Она не случайно названа «Офорт судьбы» — точно оттиск на металле, резкими, ясными чертами, переходами из тьмы к свету и от белого к черноте — выставка выразительно повествует о сложном жизненном пути художника.
Ни для кого не секрет печальная страница нашей истории — страница, в которую кровью и страданиями вписаны имена десятков тысяч репрессированных советских граждан. Маховик арестов и несправедливых судов поломал жизни многих людей, коснулся он и ивдельской земли — сами ивдельчане, вчера гулявшие по улицам города, теперь находились всего лишь в каких-то километрах от них, и трудились до кровавого пота и в стужу, и в зной.
Военное время, время тяжёлых испытаний для всей нашей многострадальной Родины, ещё тяжелее отразилось на этих обездоленных, многие из которых попадали в застенки и лагеря лишь из-за своей фамилии — немецкой фамилии. Мы многих знаем поимённо: русских, немцев, религиозных деятелей, художников, поэтов, музыкантов, врачей, спортсменов, учёных. Многих из них реабилитировали, а о ком-то неизвестно ничего.
Судьба Вейберта тесно сплетена с их судьбами, с судьбами других художников, например, — Михаила Васильевича Дистергефта, его замечательного друга, о нём также рассказывается на выставке. Это тот самый Михаил Дистергефт, который написал серию линогравюр, изобразив Ивдель в 70-х годах, и которые теперь украшают стены музея. Знал Лев Вейберт и художника Евгения Вагина, одного из нижнетагильской команды живописцев, украсивших в 1973 году ивдельский музей диорамами и картинами, как раз к открытию музея в новом здании на площади (теперь оно реконструировано и этих диорам в нём нет).
Дистергефт и Вейберт познакомились как раз в Богословлаге — Лев работал на лесоповале, а Михаил — на угольном разрезе. Конечно, жестокий быт лагеря, холодная и прекрасная уральская природа, предопределили темы их творчества: гравюры для выражения красоты, дикости и суровости уральского севера подходили как нельзя кстати.
Уже живя в селе Калиново, недалеко от Свердловска, Лев Вейберт навсегда сердцем остался там — в Карпинском угольном разрезе.
Есть на выставке и работы художника Геннадия Райшева, «белого шамана», «провидца», представителя народа ханты, младшего современника и друга Вейберта. Оба они повлияли друг на друга в творчестве.
Лев Павлович прожил долгую жизнь — 81 год, всего на несколько месяцев пережив своего друга Михаила Дистергефта. Его память увековечена в Карпинске.
В эти дни, до 12 декабря, вы можете увидеть его замечательные картины в Ивдельском музее и проникнуться невыразимой красотой уральской природы, отражённой гениальным художником.
Илья ТРЕМБОВЕЦКИЙ
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев