Отец Григорий: «Главное - не забывать о духовном»
В преддверии Яблочного Спаса, дня, когда православные верующие вспоминают Преображение Господне и освящают плоды нового урожая, мы отправились в Ивантеевскую церковь Святой Троицы, чтобы поговорить с настоятелем, отцом Григорием. Он рассказал нам о смысле праздника, традициях и о том, как правильно провести этот важный день
КОРР: Что такое Яблочный Спас для православного христианина? Каково его духовное значение?
О.Г.: Яблочный Спас, или, как он правильно называется, Преображение Господне – это один из двенадцати важнейших праздников в Православной Церкви. Это не просто день освящения плодов, это день, когда мы вспоминаем чудесное преображение Господа нашего Иисуса Христа перед своими учениками на горе Фавор. Это откровение Божественной славы Христа, предвкушение Царствия Небесного. Для православного христианина Яблочный Спас – это напоминание о необходимости внутреннего преображения, о стремлении к обожению, к уподоблению Христу. Это день, когда мы осознаем, что жизнь на земле – это лишь подготовка к вечной жизни в Царствии Божием, где воссияет свет Божественной славы. Это призыв отбросить ветхого человека и облечься в нового, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
КОРР: Какие библейские события связаны с праздником Преображения Господня, в честь которого он установлен?
О.Г.: Как я уже упомянул, праздник Преображения Господня непосредственно связан с евангельским повествованием о том, как Иисус Христос, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, взошел на гору Фавор и преобразился перед ними. Его лицо просияло как солнце, а одежды сделались белыми как свет. Явились также пророки Моисей и Илия, беседующие с Иисусом о Его исходе, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Из облака раздался глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». (Мф. 17:5). Это событие – зримое подтверждение Божественной природы Христа, откровение Его славы ученикам, дабы они не усомнились в Нем во время Его грядущих страданий и смерти. Преображение – это предвкушение воскресения и вечной жизни, обещанных нам Спасителем.
КОРР: Почему Яблочный Спас отмечается именно 19 августа? Какова историческая подоплека?
О.Г.: Точная историческая подоплека выбора даты 19 августа (по новому стилю) для празднования Преображения Господня до конца не ясна. Существует несколько версий. Одна из них связывает дату с окончанием сбора урожая винограда в Палестине, где виноград является одним из первых созревающих плодов. Освящение первых плодов нового урожая было древней традицией, символизирующей благодарность Богу за Его щедрость. Поскольку в наших широтах виноград созревает позже, его заменили яблоки, которые являются одним из самых распространенных плодов в это время года. Другая версия говорит о том, что дата была установлена в IV веке, чтобы заменить языческий праздник. В любом случае, важно понимать, что дата имеет второстепенное значение. Главное – помнить и чтить само событие Преображения Господня.
КОРР: Какие традиции и обычаи существуют в день Преображения Господня?
О.Г.: В день Преображения Господня в храмах совершается торжественное богослужение. Верующие приносят для освящения плоды нового урожая, особенно яблоки, но также и другие фрукты и овощи. Священник читает молитву, освящая плоды, и кропит их святой водой. Освященные плоды вкушаются после службы, как благословение Божие. Это символ нашей благодарности Богу за Его дары и символ принесения Ему первых плодов наших трудов. В этот день многие раздают освященные плоды нуждающимся и близким. Также, после службы совершается крестный ход.
КОРР: Каково место Яблочного Спаса в ряду других августовских Спасов (Медовый, Ореховый)? Что их объединяет и в чем их отличие?
О.Г.: Августовские Спасы – это Медовый Спас (14 августа), Яблочный Спас (19 августа) и Ореховый Спас (29 августа). Все три Спаса связаны с окончанием летних сельскохозяйственных работ и освящением плодов нового урожая. Они символизируют благодарность Богу за Его щедрость и благословение.
Медовый Спас (Первый Спас) также называется Спасом на воде, Маковеем или Спасом милостивым. В этот день освящают мед нового сбора, воду и мак. Он связан с памятью семи мучеников Маккавеев, пострадавших за веру. Начинается Успенский пост.
Яблочный Спас (Второй Спас) – это Преображение Господне, центральное событие, освящающее весь период. Освящаются яблоки и другие плоды.
Ореховый Спас (Третий Спас) также называется Спасом на холсте или Хлебным Спасом. В этот день освящают орехи и хлеб нового урожая, благодаря Бога за жатву. Успенский пост заканчивается.
Таким образом, все три Спаса связаны с благодарением Богу за земные плоды и подготовкой к зиме, но Яблочный Спас занимает особое место, поскольку связан с одним из важнейших событий в жизни Иисуса Христа.
КОРР: Существует ли какой-то особый смысл в освящении плодов, особенно яблок, в этот день?
О.Г.: Освящение плодов, особенно яблок, в день Преображения Господня имеет глубокий символический смысл. Во-первых, это акт благодарности Богу за Его щедрость и благословение. Во-вторых, это принесение Ему первых плодов наших трудов, что является выражением нашей веры и преданности. В-третьих, освящение плодов символизирует освящение всей земной природы благодатью Божией. Мы просим Бога благословить плоды земные, дабы они служили нам во здравие души и тела. Освящение яблок также напоминает нам о необходимости духовного преображения, о стремлении к обожению, к уподоблению Христу.
КОРР: Как правильно приносить яблоки в церковь на освящение?
О.Г.: Принося яблоки в церковь на освящение, помните, что это дар Богу, поэтому они должны быть чистыми, целыми и красивыми. Лучше всего сложить их в корзину или другую подходящую емкость. Не обязательно приносить много яблок, главное – сделать это с любовью и благоговением. Важно понимать, что освящение плодов – это не магический обряд, а акт веры и благодарения Богу.
КОРР: Можно ли есть яблоки до освящения в этот день? Каково отношение церкви к этой традиции?
О.Г.: Традиция не есть яблоки до освящения на Яблочный Спас имеет народные корни и не является строгим церковным установлением. Однако, она отражает наше благоговейное отношение к первым плодам нового урожая, которые мы посвящаем Богу. Смысл этой традиции в том, чтобы сначала воздать благодарность Богу за Его дары, а потом уже наслаждаться ими. Церковь не осуждает тех, кто ест яблоки до освящения, но призывает к воздержанию и благоговейному отношению к празднику. Воздержание до освящения — это небольшая жертва Богу, которую мы приносим добровольно.
КОРР: Как, по мнению церкви, следует делиться освященными яблоками с ближними?
О.Г.: Делиться освященными яблоками с ближними – это проявление любви и милосердия, заповеданных нам Христом. Освященные яблоки следует раздавать нуждающимся, больным, одиноким людям, а также друзьям и родственникам. Важно делать это от чистого сердца, с добрыми намерениями, дабы разделить радость праздника и благословение Божие с другими. Делиться освященными плодами – это не просто раздача еды, это свидетельство нашей веры и любви к ближнему.
КОРР: Как Яблочный Спас помогает нам преобразиться духовно?
О.Г.: Яблочный Спас, или Преображение Господне, напоминает нам о необходимости духовного преображения. Подобно тому, как Господь преобразился на горе Фавор, являя Свою Божественную славу, так и мы должны стремиться к преображению нашей души, к очищению от грехов и страстей, к уподоблению Христу. Освящение яблок напоминает нам о том, что вся земная природа может быть преображена благодатью Божией. И мы, как часть этой природы, можем и должны преобразиться внутренне, дабы отражать свет Божественной славы в своей жизни. Преображение Господне – это пример для нас, образец духовного пути, ведущего к обожению и вечной жизни.
КОРР: Какие пожелания вы хотите передать прихожанам и всем верующим в день Яблочного Спаса?
О.Г.: Дорогие братья и сестры! В этот светлый праздник Преображения Господня я желаю всем вам мира душевного, крепости веры, здоровья телесного и обильных милостей от Господа нашего Иисуса Христа! Делитесь щедростью с ближними, будьте милосердны и сострадательны. Пусть освященные плоды принесут вам здравие души и тела. Молитесь, трудитесь и веруйте! Храни вас Господь!
Вопросы задавал Сергей РЯЗАНЦЕВ
Комментарии 2