* * *
Балканы. Сербская деревушка, ХIV век. Стоян был самым красивым
юношей не только в своей деревне, но и в ее окрестностях. Высокий,
чернобровый, с уже покрытой черным пушком верхней губой, он давно
заставлял тревожно биться не одно девичье сердце. Родители его уме-
рли, и юноша жил в доме дяди-кожевника. Местные турки тоже любили
Стояна, а кади* и вовсе часто звал парня к себе и подолгу с ним бесе-
довал, угощая сладостями.
(*Кади – судья в мусульманских странах, единолично осуществляющий
судопроизводство по закону Шариата - правовые и религиозные нормы,
основанные на Коране)
То ли кади был хитрый, то ли Стоян глупый, то ли некому было его убе-
речь, но решил он принять ислам. Кади уговорил. Сербы поплакали, ту-
рки порадовались, а потом жизнь потекла своим чередом.
* * *
Наступила Пасха. Светозарная ночь опустилась на Балканы. В каждом
христианском селе горели свечи и радостью светились глаза людей. Су-
лейман – так теперь звали Стояна – не мог уснуть. Он вышел на улицу,
и ноги сами понесли его к храму. Там только что закончилась полунощница,
и крестный ход с иконами и хоругвями уже выходил на улицу. Медленно и
торжественно три раза обошли люди церковь. И вот в ночной тишине раз-
дался громкий голос священника:
– Слава Святей Единосущней и Животворящей Троице! – Сотни душ отве-
тили «аминь», и в воздухе раздалось победное: «Христос Воскресе из ме-
ртвых!»
Сердце, как пойманная в сети голубка, забилось в груди Сулеймана. Ни о
чем не думая, он побежал к людям, чтобы присоединить свой голос к их хо-
ру, чтобы обняться с ними и разделить их радость. Каков же был его ужас,
когда он увидел, что все от мала до велика сторонятся его, как прокажен-
ного. Он понял, что нарушил их радость, и на возмущенных лицах читал:
«Ты не наш».
* * *
– Скажи, кади, если кто-то продал мне свинец вместо серебра, а я по не-
опытности купил его, законна ли эта сделка?
Судья сидел на мягких подушках и, глядя в окно, перебирал четки.
– Нет, сынок, эта сделка незаконна.
– Могу ли я отдать свинец и забрать свое серебро?
– Можешь, сынок, – сказал кади, неподвижно глядя на дерево за окном.
Но уже через секунду его глаза расширились, а лицо изобразило смесь
ужаса и удивления. Его приемный сын, его ученик Сулейман снял с себя
турецкую феску, бросил на пол и, наступив на нее обеими ногами, сказал:
– Забирайте свой свинец – свой ислам. И отдайте мне мое серебро –
моего Христа.
* * *
Стояна казнили на следующий день. Сначала его сильно избили, но быст-
ро поняли, что это не поможет. Потом хотели морить голодом, но у парня
в глазах было написано, что и этого он не боится. Спешили: нужно было
не дать христианам окрестных сел узнать об отречении и собраться вме-
сте. Дело могло перерасти в бунт. Поэтому юношу судили и обезглавили
наскоро.
Он вел себя смело и даже не дал завязать себе руки. Только сильно побле-
днел, егда увидел палача с обнаженной саблей. Были бы живы мать и отец,
не избежать бы истерик и крика. А так сотни пар глаз молча и внимательно
смотрели на юношу. Кто-то шептал молитву, чьи-то руки перебирали четки,
кто-то лишился чувств. А турки спешили, потому что знали – кто-то мог сжи-
мать кулаки или греть в широкой ладони рукоятку ножа.
Когда голова отделилась от тела, народ охнул и стал креститься. Мертвый
он был еще красивей, чем живой. Черные глаза его были открыты, и даже
не знающий грамоту мог прочитать в них надежду и молитву юноши к Тому,
за Чье Имя он только что умер.
* * *
В Болгарии, Греции, Сербии подобные истории не редкость. Пятьсот лет,
шутка ли сказать – полтысячелетия – христиане здесь платили за веру кро-
вью. Подробный курс истории Христианской Церкви никто из них не читал.
Может быть, имена Траяна, Нерона, Веспасиана значили для них не больше,
чем для нас – фамилии китайских писателей. Но чашу мучеников они испили
до дна, и опыт их был тождествен. И тех и других согревала Пасха. Не иудей-
ская, с печеным ягненком и горькими травами, а христианская – с ночным
торжеством и чувством того, что стоишь на пороге Вечности. В этом опыте
стиралась грань между мирянами, духовенством и монашествующими. Пред
лицом смертельных угроз пасхальная радость была общей и питала всех
одинаково.
Когда молодая римлянка Перпетуя вздрагивала всем телом от звука лязга-
ющего замка и открывающейся двери в ее темницу, то стражники улыбаясь
бурчали: – Что ты будешь делать там, когда увидишь зверей на арене или
разложенные перед тобой орудия пыток?
– Там, – отвечала молодая женщина, – во мне будет Другой, Который вместо
меня перетерпит мои муки.
Другой был со всеми и везде, где только ни лилась кровь за Его имя. Чтобы
умереть за Него, мало верить верой философов или ученых. Нужно верить
верой Авраама, Исаака и Иакова, верой Петра и Павла, верой Стефана.
Эту веру рождает Пасха.
* * *
I век в Риме, XVII в Греции, XX в России… За Христа умерло и в Нем воскрес-
ло множество людей, ныне душами собравшихся воедино. Хлеб в виде зерен
рассеивается по полям, чтобы потом собраться в одно – в виде свежей горя-
чей буханки. Святые живут в разных странах и в разное время, носят разную
одежду и говорят на разных языках. Но имя Иисуса им понятно, кто бы его ни
произнес.
Сегодня они в белых одеждах стоят перед Престолом Агнца. Они пришли от
великой скорби, и одежды их белы оттого, что вымыты кровью Безгрешного.
Есть смысл всмотреться в сияющие лица богомольцев на наших пасхальных
всенощных, в нашем третьем тысячелетии. Возможно, мы смотрим в лица
еще не прославленных святых, на иконы, еще не ставшие чудотворными…
* * *
ВИДЕО:
https://www.youtube.com/watch?v=D0OuZvGbeHk
Нет комментариев