Полюбите богослужение – и вам не захочется с него уходить!
(Православная мудрость)
* * *
Самая поздняя по времени возникновения православная служба – пас-
сия (греч. "страдание") – была составлена в середине XVII века митро-
политом Киевским Петром Могилой, создателем многих литургических
форм. Так названы такие службы, совершаемые Великим Постом, во
время которых читается Евангелие о крестных страданиях Спасителя.
Первоначально пассии были распространены в южных областях Рос-
сии, но к двадцатому веку их стали совершать повсеместно.
Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во
второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого
Поста, по вечерам. Как ясно из названия, на этих службах воспоминаю-
тся спасительные страдания Господа Иисуса Христа.
За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о Стра-
стях Христовых: на первой – 26 и 27 главы от Матфея; на второй – 14 и
15 от Марка; на третьей – 22 и 23 от Луки; на четвертой – 18 и 19 от Иоа-
нна. По традиции, во время чтения Евангелия молящиеся стоят с горя-
щими свечами в руках.
Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения
из богослужения Великой Пятницы – дня телесной смерти Господа. Так,
исполняется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного»,
которая поется в храме во время целования Плащаницы Христовой;
перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе,
и о одежди Моей меташа жребий». Эти и другие молитвы возносят нас
на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста – сораспя-
тии со Христом. В конце службы все верующие с благоговением подхо-
дят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на па-
ссии выносится на середину храма.
На пассии непременно произносится проповедь с поучением об Искуп-
лении. Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей,
но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и ака-
фист – Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно по-
ются не только певчими, но и всеми присутствующими богомольцами.
И не удивительно, что пассии так любимы русскими православными
христианами. Пассии производят глубокое впечатление на верующих.
Своим внутренним содержанием они доставляют молящимся высокое
духовное утешение и назидание.
Правда, в некоторых кругах бытует мнение, что пассия – порождение
католицизма. В ней усматривают подобие католических месс Баха для
Страстной недели (известные "Страсти по Матфею", "Страсти по Иоан-
ну"). Это мнение неосновательно. Напротив, митрополит Петр состав-
лял последование в противовес пышным католическим богослужениям,
из-за которых многие приверженцы внешнего благолепия принимали
унию. Напротив, дух пассии совершенно православный: случайное схо-
дство с католической службой по форме, растворено глубочайшим ду-
ховно-нравственным содержанием.
* * *
ВИДЕО:
https://www.youtube.com/watch?v=QFYBSxD47_Y
Комментарии 2