Послушание Божьему повелению дарит жизнь, а непослу-
шание – смерть и тление. (Преподобный Нил Синайский)
* * *
Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн,
Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке. Свя-
той Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные
шесть юношей – сыновьями других знатных ефесских граждан. Юно-
ши были друзьями с детства, и все состояли на военной службе.
Когда император Декий (249-251) прибыл в Ефес, он повелел всем гра-
жданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непоко-
рных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расп-
оложения императора к ответу призвали и семь ефесских отроков. Пре-
дстав перед императором, отроки исповедали свою веру во Христа. С
них немедленно были сняты знаки воинского отличия – военные пояса.
Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят реше-
ние за то время, пока он находится в походе. Юноши ушли из города и
скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, гото-
вясь к мученическому подвигу. Самый младший из них – святой Иамв-
лих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В од-
ин из таких выходов в город он услышал, что император вернулся и их
ищут, чтобы представить на суд. Святой Максимилиан воодушевил дру-
зей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Узнав, где скрыва-
ются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями. чтобы
отроки умерли в ней от голода и жажды.
Двое из сановников, присутствовавших при замуровании входа в пеще-
ру, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они
вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились
две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.
Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два
столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при
святом благоверном царе Феодосии Младшем (408–450) явились ере-
тики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа
нашего Иисуса Христа. Одни из них говорили: «Как может быть воскре-
сение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожат-
ся?» Другие утверждали: «Только одни души будут иметь воздаяние, так
как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не оста-
нется от них и праха». Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого во-
скресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.
Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал кам-
енную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил
отроков, и они проснулись будто от обыкновенного сна, не подозревая,
что прошло почти 200 лет. Тела их и одежды были совершенно нетлен-
ны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще
раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил.
Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест.
Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомне-
ваться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок
подал торговцу монету с изображением императора Декия и был заде-
ржан, как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели
к градоначальнику, у которого в то время находился Ефесский епископ.
Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает
через него какую-то тайну и сам отправился со всем народом к пещере.
У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковче-
жец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена семи отро-
ков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора
Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовали-
сь и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, откры-
вает Церкви тайну воскресения мертвых.
Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пеще-
ре. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю
и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хо-
тел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему
во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере
на земле.
Как сообщают некоторые достоверные источники, в ХII веке русский па-
ломник игумен Даниил, муж благочестивый и богобоязненный, видел в
пещере эти самые нетленные святые мощи семи отроков.
Вторично память семи отроков празднуется 22 октября. (По одному пре-
данию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот
день; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4
(17) августа, а пробудились 22 октября (4 ноября, н.ст) Святые отроки
упоминаются и в службе церковного новолетия – 1 сентября).
ДИВНЫ ДЕЛА ТВОИ, ГОСПОДИ – ИМЖЕ НЕСТЬ ЧИСЛА!!! :)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 100%
* * *
ВИДЕО:
https://www.youtube.com/watch?v=q6Tx-QZMddo
Комментарии 2