Подольск уездный встал на путь роста тяжелой индустрии. Год 1931.
Произошёл знаменательный случай - пропал город. Какой город, спросите вы? Пропал город Подольск, уездный захолустный городишко с пивной торговца Теняева и мостом через реку Пахру времен Екатерины. Впрочем, мост еще существует и о нём далее. Но уездного уже нет и никогда не будет...
И вот строится новый город. Где были деревеньки Добрятино, Плещеево - там теперь поднимаются мощные корпуса цементных и кирпичных заводов. К деревне Поливаново подошел новый мощный завод - КЭС, и Шепчинки очутились под боком у новых строительств Механического завода. Растет город уверенно. Заводы окружают себя посёлками, высокими и светлыми корпусами домов. Всё лето на центральных улицах новые машины проделывали операции над нашими ухабами.
Весь город наблюдал за этой работой. И теперь, каждый день спеша на завод, на работу мы уже ходим по этой новой дороге - гудрону. У домов - по Ревпроспекту, Серпуховке, Советской, Рабочей, Александровской улицам постланы ровные дорожки асфальта. Под ногами исчезает булыжник, ноги стоят на плотной асфальтированной дороге.
Днями, не принимая во внимание состояние погоды - наши дома становятся чистыми, белыми, приятными. Каждый из них прост и искренне приятен. А с наступлением вечерней темноты дома вспыхивают пушистыми точками света электролампочек, прожекторов, витрин и светолозунгов. Город играет светом точно в праздник с иллюминацией. Такими становятся наши будни, такова действительность.
Вы видите, как широко раскинулся новый город - от Шепчинок до Плещеева, от посёлка Ивановское до Поливанова. Широкий стал город. Поселок Механического завода - это город, но это ещё окраина. Окраиной он будет до тех пор пока в посёлок не побегут веселые трамвайные вагоны. И, значит, через год посёлок уже не будет окраиной, потому что к будущему празднику туда будет открыта трамвайная линия. А может не только в посёлок, но и до Климовского завода. Вторая линия трамвая пойдет на КЭС. На пересечении с линией железной дороги трамвай будет исчезать в туннель и появляться у самого завода. На Цемкомбинат пойдет третья линия через новый мост, который будет построен на месте старого, Екатерининского.
Последние дни живет этот мост. Скоро он вежливым образом будет сдвинут в сторону на специально построенные быки, и на его месте начнется строительство нового моста, крепкого, как цемент. Клуб металлистов большой - но он мал. Рабочему после напряженного труда нужен хороший отдых. Тогда он пойдет в клуб металлистов Механического завода. Клуб значительно расширяется, строятся три новых клуба на КЭСе, заводе №17 и Цементном. Это зимой и в дождливые осенние вечера. А летом рабочий пойдет в Подольский парк культуры и отдыха, начинающийся в теперешнем парке металлистов и заканчивающийся в стройной рощице Ивановскою поселка. Площадки, поляны, река, лес - все будет охватывать этот парк культурного отдыха.
К существующим школам прибавится грандиозный застекленный дом техникумов, большая школа - десятилетка, новая семилетка и школа первой ступени. Корпуса десятилетки уже выведены, и их не могут скрыть рослые березы, окружившие постройку. Усердие их тщетно. Гигант учебы - техникум, стоящий на горе над рекою, по вечерам уже бросает свысока в темь желтый свет квадратных окон. Там уже идет учеба.
С противоположной стороны города будет в будущем году стоять большая городская больница. Сквозь проекты и чертежи виден ее поблескивающий стеклянными стенами - корпус. Так строится новый город. Незаметно исчезает грань между центром и так называемыми «окраинами». Скверы, цветущие скверы Механического, КЭСовского поселков будут связаны улицами, утопающими в зелени аллей, с Советским сквером, на котором будет биться отчаянный фонтан. В зелени вечно зеленой будет стоять крепкая статуя вождя и кругом будет идти жизнь - простая и невиданная.
Дома... Не дома, а халупы на Ревпроспекте исчезнут уже вскоре. Пирамидальные пятиэтажные корпуса будут строго расположены в середине города. На крепких двухэтажных домах будут надстроены ещё этажи, и купеческий стиль Красных рядов исчезнет под трехэтажной надстройкой. И случится так, что казарменные дома Красных рядов превратятся в лучшее украшение нового Подольска. В прачечной ежедневно будет машина стирать тонны белья и полтысячи человек ежедневно побывают в бане.
Вот таким будет большой Подольск. И самое главное, что это не фантазия, это реальность, эта работа, большой труд, выполненный пролетариями под крепким руководством партии. Вот речь о городе, который будет построен завтра, речь о большевистском Подольске, рожденном на том месте, где вчера был Подольск уездный.
Очерк М. Кленова.
«Подольский рабочий» (№204/07.11.1931 г.)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев