Как знаменитый американский промышленник испортил репутацию своей компании.
7 апреля 1947 года в собственном доме в пригороде Детройта умер один из самых богатых людей в мире. Когда в одном из последних интервью журналисты спрашивали его, чего может желать такой богатый человек, он отвечал им так: «Я хотел бы улучшить мир тем, что в нем живу».
Это был 83-летний Генри Форд.
Для многих смерть этого американского миллиардера, бизнес-магната и «отца автомобильной промышленности», которая наступила от кровоизлияния в мозг, стала неожиданной. Ведь практически до последнего Форд лично управлял своей компанией и почти не жаловался на здоровье. Однако многие считали, что смерть Генри Форда ускорили две причины: смерть горячо любимого сына, которому он собирался передать управление своей компанией, и муки совести.
«Лишь на смертном одре к Генри Форду пришло покаяние. Когда в конце Второй мировой войны он просмотрел фильмы о зверствах нацистов в концентрационных лагерях, столкнувшись тем самым с чудовищными последствиями антисемитизма, его хватил удар - последний и тяжелейший...», - напишет британский историк и биограф Роберт Лейси.
Сейчас, спустя десятилетия, Генри Форда вспоминают как великого промышленника, одного из родоначальников мирового автомобилестроения, талантливого изобретателя, человека, придумавшего и реализовавшего идею конвейерного производства автомашин. Ведь в первую очередь Форд прославился как человек, претворивший в жизнь лозунг «Автомобиль для всех» - во многом благодаря ему автомобиль из дорогой игрушки для элиты превратился в продукт, доступный массам.
Однако поклонники этого, вне всяких сомнений, талантливого человека, предпочитают обходить стороной одну тему — его политические взгляды. Ведь именно здесь начинается «темная сторона» Генри Форда.
Он родился в 1863 году в семье мичиганского фермера, эмигранта из Ирландии. Отец всегда был недоволен сыном, считая его лентяем и неженкой, — Генри вел себя как принц, случайно очутившийся на ферме. Всё, что ему поручали, мальчик делал с неохотой.
Он ненавидел сельское хозяйство, старался обходить загоны с коровами стороной и всё время ворчал, когда его отвлекали от любимого дела - сборки и разборки маленьких механизмов. «Уже в ранней юности я думал, что многое можно делать иначе — каким-нибудь другим способом. Например, зачем каждое утро взбираться по крутой лестнице, неся ведра с водой, если можно всего-навсего проложить под землей два метра водопроводных труб?», - писал Форд спустя годы в своей автобиографии.
В итоге 15-летний Генри оставил занятия в школе и ночью пешком, никому ничего не сказав, ушел в Детройт: он ни за что не собирался становиться фермером, как того хотел его отец. В Детройте юноша устроился на судостроительный завод братьев Флауэр, а по ночам подрабатывал починкой часов, чтобы было чем платить за комнату.
Всю свою жизнь Генри Форд страдал из-за отсутствия образования. Он писал с ошибками и даже когда спустя годы возглавил компанию, не составил ни одного грамотно написанного документа. А однажды в одной из газет его назвали невеждой, и Форд потом судился с этим изданием - он считал, что для успеха в деле важна не грамотность, а умение думать головой.
Работая в механической мастерской в Детройте, юный Форд изобретал разные механизмы. И однажды решил облегчить труд отца, соорудив молотилку, работающую на бензине. Механизм получился достаточно востребованным, и нашел своего покупателя. Им стал знаменитый изобретатель Томас Эдисон, которому Форд продал патент. Впоследствии Эдисон позвал талантливого парня на работу в свою компанию.
В должности инженера-механика Форд проработал у Эдисона до 1899 года, параллельно занимаясь созданием собственного автомобиля. Долгие годы он вынашивал в голове идею о создании самоходной коляски или безлошадного экипажа индивидуального типа. Это было не просто любимое дело изобретателя, он хотел создать автомобиль, доступный каждому.
Ему было уже более тридцати лет, когда он собрал и даже запустил свое первое творение – Ford Quadricycle. А спустя три года, доведя машину до идеала, он представил ее Томасу Эдисону, который пришел в восторг от изобретения.
Уже в 1899 году Генри выкупил часть акций «Детройтской автомобильной компании» и стал ее фактическим совладельцем. Однако другие собственники не разделяли его идеи и в будущем создание «автомашины для народа» не видели. Они считали, что следует заниматься более существенными и дорогостоящими проектами, а не «маяться этой чепухой». Но Форд настойчиво предлагал свой первый автомобиль народу: он лично объезжал на Ford A всех потенциальных клиентов, за что в итоге получил только обидное прозвище «сумасшедший с Бегли-стрит».
На заре нового века Форду всё же удалось сделать своему творению действительно великолепную рекламу. На самоходной тележке он принял участие в автогонках и умудрился серьезно опередить чемпиона Америки. В своей книге впоследствии он напишет, что имей он на то время четыре доллара, то отдал бы их на рекламную кампанию. А вскоре появились и инвесторы, и просто желающие поддержать идею Форда – «машины для всех». Благодаря чему, в 1903 году Форд решает организовать совершенно новую фирму – «Форд Мотор Компани», которая существует и сегодня. Уже через 5 лет с конвейера его завода сошли первые экземпляры новой модели Ford T, которая стала визитной карточкой компании на долгие годы.
Генри Форд проявил неординарные научные познания для правильной организации труда. Восьмичасовой рабочий день, оплата по часам, а не согласно выполненным работам, два выходных при пятидневной рабочей неделе... А еще разумное использование кадров, разделение труда и конвейерная лента, соединяющая все этапы производства – всё это было обдумано Генри Фордом и воплощено в жизнь.
В начале ХХ века даже возникло понятие – фордизм – социально-экономическое течение, взращенное поклонниками на идеях этого человека. Основным принципом нового направления являлась высокая заработная плата. Она должна была позволить рабочим купить ту продукцию, которую они производят.
Когда грянула Первая мировая война, заводы Генри Форда стали выполнять военные заказы. Конвейер позволял быстро преобразовывать производство, потому теперь тут выпускали противогазы, машины скорой помощи и даже двигатели для самолетов и легких танков.
Тогда Генри объявил, что вся прибыль от госзаказа будет возвращена в казну страны, что добавило ему популярности и авторитета среди сограждан. Доподлинно неизвестно, выполнил ли он обещание, но впечатление произвести сумел, а уж в этом он точно знал толк.
В 1918 году Генри Форд приобрел газетное издание, где вскоре стали печататься статьи явно антисемитского содержания. Генри Форд был ярым антисемитом и не собирался это скрывать. Желание финансовой независимости - вот что было причиной нелюбви Форда к евреям.
«Финансы всего мира находится под контролем евреев; их решения становятся для нас экономическими законами» – утверждалось в одной из его статей. Авторитет Форда был велик, но не менее велик был и гнев еврейской диаспоры - ее активистам удалось организовать массовый бойкот продукции «Форд моторс». Кроме того, с открытым письмом с осуждением взглядов Форда выступили более сотни видных американцев. Промышленнику в итоге пришлось извиняться за публикацию подобных материалов.
Однако уже через пару лет широкий резонанс в обществе и прессе получила книга Генри Форда «Международное еврейство». Она была переведена на 16 языков мира, а ее тираж только в США составил 500 000 экземпляров! Эта книга появится в Германии в 1921 году и станет, пожалуй первой книгой по популярности в Германии вплоть до 1934 года, после которого пальму первенства перехватит «Mein Кampf». В своей работе Гитлер неоднократно цитировал книгу Форда. Неудивительно, что фюрер называл Форда «своим кумиром» и «источником вдохновения». Еще бы! Всё время зарождения нацизма и его тотального развития американский магнат оказывал мощнейшую поддержку НСДАП, а его портрет висел на видном месте в кабинете фюрера.
С приходом Гитлера к власти в Германии между ним и Фордом установились как дружеские, так и деловые связи. По самым скромным подсчетам, вложения Форда в германскую экономику накануне Второй мировой войны составили более 17 миллионов долларов.
По словам американского военного историка Генри Шнейдера, Форд помогал немцам в получении каучука, «жизненно необходимого» для германской промышленности.
Немецкий филиал «Форд моторс» занимался производством автомобилей, которые использовались для нужд вермахта. Производство тяжелых грузовиков по заказу гитлеровской армии в 1940-х годах шло на немецком заводе компании «Форд», хотя формально отец —основатель компании не имел к этому предприятию отношения.
Еще более интересная ситуация сложилась с французским филиалом Форда. После 1940 года оно оказалось на оккупированной немцами территории, но не свернуло производство. Авиационные двигатели, грузовые и легковые автомобили — всё это отправлялось на вооружение немецкой армии. Доходило до полного абсурда — к примеру, в 1942 году американские предприятия Форда в рамках ленд-лиза собирали автомашины для нужд Красной Армии, и в это же время такие же автомобили шли на Восточный фронт, пополняя механизированные части вермахта.
Считается, что об этом бизнесе на крови в Вашингтоне прекрасно знали, но никакой реакции не последовало. Американский экономист Генри Уолдмен писал 26 февраля 1943 года в «Нью-Йорк таймс»: «Мы представляем нацию, оказывающую активную экономическую помощь противнику, с которым ведем войну». Однако попытки Гарольда Икеса, министра внутренних дел США, взять за горло концерны-предатели, тогда ни к чему не привели.
В 2003 году журналист и исследователь Холокоста Макс Уоллес выпустил книгу «Американская ось: Генри Форд, Чарльз Линдберг и восход Третьего рейха», в которой он привел документы, свидетельствующие о тесной связи с нацистами не только Генри Форда, но и его сына Эдсела, являвшегося на тот момент непосредственным руководителем «Форд моторс». При этом Уоллес указывает на то, что труд заключенных из концлагерей на европейских предприятиях семьи Форда использовался еще до формального перехода заводов под контроль нацистов.
Представитель «Форд моторс», прокомментировав книгу Уоллиса, заявил: «Мы думаем, в ней нет ничего нового о деятельности Генри Форда. Он был замечательным новатором, но и человеком, допускавшим ошибки».
В 1938 году, к 75-летию Генри Форда, Адольф Гитлер удостоил именитого промышленника Ордена Заслуг германского орла — высшей награды Третьего Рейха для иностранцев. Когда немецкий консул вручал гитлеровскую награду Форду, создатель автоиндустрии не скрывал своего восторга.
К 1943 году Генри Форд был пожилым и тяжело больным человеком, однако ему пришлось вновь принять бразды правления компанией после смерти единственного сына Эдсела, умершего от рака. Только в последние годы жизни Форд передал управление своему внуку, Генри Форду II, который оказался не менее дальновидным и успешным промышленником, чем его дед.
Молодой наследник стал энергично возвращать компании былую славу, предотвратив маячившее на горизонте банкротство. Генри-младший был далек от взглядов дедушки и приложил немало усилий, чтобы поправить репутацию компании. И надо сказать, в этом он преуспел.
Генри Форд-старший умер в апреле 1947 года. Его потомки много сделали для заглаживания его вины перед еврейским народом. В частности, Генри Форд II финансировал несколько крупных еврейских организаций и основал сборочный автозавод в Израиле. Ford Motor Company так же спонсировала съёмки фильма о Холокосте «Список Шиндлера». Уильям Клэй Форд-младший (правнук Генри Форда) на торжественном собрании по случаю награждения его за крупные пожертвования еврейским организациям сказал: «Не может быть никаких сомнений в антисемитизме Генри Форда, но теперь всё это — лишь достояние истории».


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4