«Лучшие красавицы наперебой позировали мне…» Как жил и творил Константин Маковский.
Константин Маковский был одним из самых модных и, как сейчас сказали бы, «востребованных» художников XIX – начала XX века. Император Александр II называл его «мой живописец», а современники добавляли к имени мастера эпитет «блестящий». Он получил мировую известность, а его баснословные гонорары были постоянной темой для обсуждения в обществе.
Одной из самых любимых тем художника были русские красавицы. Их, облачённых в роскошные одежды, расшитые жемчугом, и удивительной красоты головные уборы, Маковский писал с натуры - у него была своя большая коллекция одежды, предметов и утвари прошлых веков, которую он долго собирал и бережно хранил в своём доме. На карнизе камина стояла старинная домашняя утварь: серебряные ковши, кубки, рукомойники, опахала – предметы боярских времён. Старинные парчовые костюмы, разноцветные сарафаны, унизанные жемчугом поручи и кокошники, расшитые жемчужными кружевами – всё это художник собирал годами, а затем использовал при написании картин. Нередко в этом принимали участие многие его друзья и знакомые, которые считали за честь позировать Маковскому и стать частью его работы. Дочь художника в своих воспоминаниях рассказывала, как ставились роскошные «живые картины» из боярского быта.
Приглашённых на эти вечера иногда было до 150-ти человек, среди которых были и представители старинных родов, потомки тех, кого изображал художник. Они ловко и красиво облачались в парчовые и бархатные одежды с тем, чтобы воспроизвести в них сцену, задуманную Маковским. Так появились картины – «Свадебный пир», «Выбор невесты» и многие другие.
Художественный талант Константина Маковского проявился ещё в раннем детстве. Уже с четырёх лет он начал зарисовывать всё, что ему нравилось. Отец, известный деятель искусства, Егор Иванович Маковский поощрял его в этом. Он научил юного художника девизу «Любуйся и запоминай», и будучи уже взрослым, Маковский написал в воспоминаниях: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу».
Надо сказать, что этому уникальному человеку удалось вырастить в своей семье целых четырёх (!) живописцев – известными художниками стали три брата Маковских и сестра. Одна только младшая, Мария, пошла по другому пути и стала знаменитой актрисой.
Впрочем, невозможно было не проявить художественный талант в доме, в который по вечерам на семейный ужин запросто захаживали Карл Брюллов и Василий Тропинин. Считается, что творчество последнего оказало большое влияние на формирование стиля Константина Маковского, а его склонность к романтизму и вычурным художественным эффектам многие искусствоведы считают очень близкими к работам Брюллова.
⠀
В 30 лет Маковский получил звание профессора Академии художеств - в том, 1869 году, он создал полотно с длинным названием «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». А в следующем году вступил в Товарищество передвижных художественных выставок и много путешествовал по России. Бывая в самых отдалённых губерниях, художник запоминал особенности быта, интересовался историей, делал зарисовки для своих будущих картин. Так, после поездки в Тамбовскую губернию он написал свою известную картину «Дети, бегущие от грозы». В одной из деревень он встретил девочку, внешность которой показалась ему интересной - художник попросил её позировать для полотна. Девочка согласилась, но в нужный день не пришла. Потом Маковскому рассказали, что накануне она пошла в лес с младшим братом, попала под сильный ливень, промокла и заболела. Художник рисовал её по памяти.
⠀
Ездил Маковский и за границу. Под впечатлением от путешествия в Египет он создал цикл картин, которые впечатлили самого императора. Одну из них, «Перенесение священного ковра в Каире» Александр II в 1876 году купил за 10 тысяч рублей. А когда началась русско-турецкая война, несколько месяцев Маковский провёл на Балканах, где наблюдал за боевыми действиями. Там же находился и художник Василий Верещагин, который делал зарисовки сражений. Маковский же больше интересовался бытом местных жителей и историей Балкан.
В 1880-х Маковского стали называть «придворным живописцем». До этого он уже написал несколько портретов императора и императрицы, теперь же портреты у него заказывали и представители самых знатных дворянских родов — Строгановы, Юсуповы, Волконские. Художник вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне… Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей».
⠀
Примерно в то время Маковский увлёкся коллекционированием. Он собирал всевозможные старинные вещи: украшения, одежду, статуэтки, предметы быта... Многие из них живописец потом использовал в качестве реквизита для своих картин. «Коллекционерство было всю жизнь его страстью, безостановочно покупал он «красивую старину» со вкусом знатока, но без особого разбора — и нужное и ненужное, и то, что могло пригодиться как аксессуар для исторической картины, и то, что просто понравилось своим изяществом, своеобразием или вычурой и что можно было куда-нибудь пристроить в жилых комнатах или в мастерских», - вспоминала позже дочь художника. Обидно и очень жаль, что после смерти живописца вся его коллекция (более 1100 предметов) была распродана на торгах практически за бесценок.
Основной темой работ Маковского были эпизоды из истории России. Художник часто изображал бояр и барынь XV–XVII веков, намеренно переодевая своих заказчиков в старинные костюмы. Для одного из таких полотен он собрал воедино более 15-ти человек, достав все боярские наряды, музейные вещи и кокошники в жемчугах… Представители старых родов, потомки тех же бояр, ловко и красиво облачились в парчовые и бархатные одежды, а художник с наброском ходил среди них и располагал участников этого немого спектакля в нужном порядке - указывал, как должны были изображать то или другое задуманные им персонажи. В результате долгой и кропотливой работы появился «Боярский свадебный пир» и покорил современников. Это полотно хотел купить для своей галереи коллекционер Павел Третьяков, однако Маковский попросил за него 20 тысяч рублей, а Третьяков решил, что это слишком дорого, и отказался.
В итоге художник продал «Боярский свадебный пир» американскому коллекционеру, который заплатил за картину в три раза больше. В США картина (которая там стала известна как «Русский свадебный пир) была встречена с большим энтузиазмом, что совпало с расцветом популярности Маковского. В будущие годы он несколько раз бывал в США, а в 1901 году поехал туда по приглашению, чтобы написать первый президентский портрет Теодора Рузвельта.
⠀
Творчество Константина Маковского ценили как на Родине, так и за границей. На Всемирной выставке в 1889 году он получил золотую медаль за свои работы, а вскоре ему вручили кавалерский крест ордена Почётного Легиона — одну из главных наград Франции, которую вручают за особые заслуги перед государством.
⠀
Известно, что Константин Маковский был очень любвеобилен. О его многочисленных романах ходили постоянные слухи, которые действительно имели под собой основания - к моменту женитьбы художник уже имел дочь, а всего он был женат трижды, и всякий раз эти женщины были его вдохновенными музами…
⠀
К моменту знакомства с первой женой у художника уже подрастала внебрачная дочь, родившаяся ещё в пору студенчества. Татинька со временем получила фамилию Маковская, но к дворянскому роду причислена не была. В семье отца она жила до самого замужества.
⠀
В первый раз Маковский женился в ноябре 1866 года, когда ему было 27 лет. Его избранницей стала артистка драматической труппы Императорских театров Елена Буркова. Она была внебрачной дочерью графа Владимира Адлерберга – министра Императорского двора при Николае I.
⠀
Маковский был счастлив: в своей жене он нашёл родственную душу. Она понимала толк в искусстве, хорошо рисовала и, подобно мужу, увлекалась музыкой. На вечерах у Маковских бывали деятели искусства, и особым уважением пользовались участники легендарной «Могучей кучки».
Однако молодую семью постигло горе: сын Владимир умер во младенчестве. А вскоре жена художника заболела чахоткой, и чтобы сменить климат, тот увез её в Египет, но это не помогло, и в 1873-м году Елены не стало…
Художник горевал, но жизнь продолжалась. Однажды на балу в Морском корпусе живописец, которому было в ту пору 35 лет, встретил очаровательную Юлию Леткову. Она была младше его на 20 лет, но казалась старше своих лет и прекрасно знала цену своей ослепительной внешности. Недаром Илья Репин называл ее «ангелом неизречённой красоты».
⠀
Маковский был покорён красотой и музыкальностью девушки: она обладала лирическим сопрано красивого тембра. В тот вечер он не отходил от Юлии, а на следующий день пригласил всех к себе – музицировать. К ужину Константин Егорович повёл юную Леткову под руку и объявил: «Вот и отлично. Будьте у меня хозяйкой!».
Через две недели состоялась помолвка, а свадьбу сыграли, как только невесте исполнилось шестнадцать лет. Ради семьи и мужа Юлия Павловна отказалась от амбициозных планов поступить в консерваторию и стать певицей, тем более что Константин Егорович просто обожал свою супругу, постоянно изображая её на портретах.
⠀
Семейной идиллии, правда, поначалу не получилось: первый ребёнок умер в возрасте восьми месяцев. Но через год 17-летняя Юлия забеременела снова. Этот брак продолжался 20 лет, в нём родились дочь и двое сыновей, в которых художник не чаял души. Старший сын художника, Сергей, ставший известным поэтом, позже вспоминал о своём детстве и об отце: «Наша семья, в течение первых пятнадцати лет совместной жизни с отцом, была дружной, гармонически слитной семьей. Нежность к нему, знаменитому, балованному художнику, приобретала оттенок восторженного поклонения. Существом высшего порядка входил он в наш детский быт, не вмешиваясь в мелочи домашних будней, вечно увлечённый своей работой, постоянно исчезавший куда-то, чтобы вернуться опять и всё наполнить и озарить собою».
⠀
Шли годы, Юлия Павловна стала испытывать проблемы со здоровьем, и вся семья выехала за границу. Константин Маковский начал постепенно отдаляться от жены, стал, по воспоминаниям сына Сергея, «ворчлив, подозрителен, вспыльчив… Это был уже другой отец, хоть мы и не угадывали причины этой перемены, …первоначальный образ его уходил куда-то в далёкое прошлое…».
Жизнь, как известно, не терпит пустоты… На Всемирной выставке 1889 года в Париже Константин Маковский познакомился с 20-летней красавицей – Марией Матавтиной. Завертелся страстный роман, в результате которого родился сын, названный Константином. Когда Маковский во всём признался жене, она не простила измены. Юлия Павловна подала ходатайство «о предоставлении ей права проживать с тремя детьми по отдельному паспорту от мужа и об устранении последнего от всякого вмешательства в дело воспитания и образования детей». Долгое время Юлия Павловна наказывала неверного мужа, не давая ему развода и требуя огромную сумму. Всё это было настоящей драмой для семьи. Сергей Маковский впоследствии признавался, что так и не смог до конца простить отца…
⠀
Тем временем у художника появился второй незаконнорожденный ребёнок – дочь Ольга, следом родилась дочь Марина. Маковский обзавёлся недвижимостью в Париже, оборвал все связи с женой и уже взрослыми детьми, долгое время жил заграницей. Только в 1898 году, когда Маковскому было уже почти 60 лет, он смог выплатить деньги, которые требовала его вторая жена, и до конца жизни обязался её содержать. А в его третьем браке вскоре родился четвёртый ребёнок… В 1902 году художник составил завещание, по которому все права на его имущество и картины переходили к Марии Матавтиной-Маковской и её детям.
⠀
Константин Маковский был одним из самых модных, дорогих и успешных художников России своего времени, но сам он считал, что не использовал свой талант в той мере, в которой мог бы. «Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству», – говорил о себе Маковский. А прожил он немного и немало - 76 лет. Финал жизни Константина Егоровича оказался трагичным и нелепым. Художник стал жертвой банального дорожно-транспортного происшествия в центре Петрограда, случившегося поздним сентябрьским вечером 1915 года.
⠀
На исходе того дня пролетка, в которой он ехал, столкнулась с трамваем, опрокинулась, и художника выбросило на мостовую. Врачи считали его состояние очень тяжёлым: он получил рану головы, ушибы тела и сотрясение мозга.
На следующий день после происшествия художник скончался. Иван Вельц, в гостях у которого Маковский провёл последний вечер, рассказал, что тот был в прекрасном расположении духа: как всегда, шутил и балагурил. Художник только что вернулся из своего имения в Тульской губернии, откуда по обыкновению привёз много этюдов, и готовился к выставке. Он хотел устроить аукцион картин в пользу беженцев – шла Первая мировая война. А в мастерскую он направлялся, чтобы заканчивать картину «Как кормят на лавре».
⠀
«Вот что фатально, – сказал Вельц, – Константин Егорович всегда боялся трамвая, точно он предчувствовал, что трамвай будет причиной его смерти. Ему гораздо удобнее было от меня поехать на трамвае, но он предпочел взять извозчика. Такова судьба!»…
Нелепая смерть известного художника просто не укладывалась в голове. Ведь, несмотря на преклонный возраст, он отличался цветущим здоровьем и всегда выглядел бодрым, энергичным и жизнерадостным. Говорили, что он стал жертвой черствости и равнодушия - по словам очевидцев происшествия, его смерть стала результатом того, что ему вовремя не оказали медицинскую помощь. Как рассказала концертная певица Сахновская, которая оказалась случайной свидетельницей трагедии, «проходило время, а несчастный, без всякой помощи, продолжал, окровавленный, лежать на мостовой в грязи. Каждая минута была дорога, а городовые, вместо того, чтобы вызвать санитарный автомобиль или послать за носилками, преспокойно записывали номер и фамилию вагоновожатого и пререкались с дворниками, выясняя, кому из них следует везти тело в участок. Так как катастрофа произошла на перекрестке, то спорили о том, к району какого дворника он относится».
Вдова художника была потрясена рассказом Сахновской и объявила, что даст ход этому делу. Однако, по всей видимости, доказать ей ничего не удалось.
⠀
После смерти Маковского вдова провела аукцион, распродав его коллекцию и некоторые картины, решив на вырученные деньги приобрести имение и устроить в нём фамильный склеп. Сюда она намеревалась перевезти прах супруга, однако революция помешала этим планам. Мария Алексеевна пережила мужа всего на четыре года и скончалась в 1919 году.
Комментарии 4