Часть II. Культура и обычаи крымских цыган
В начале ХХ века крымских цыган в Крыму насчитывалось не менее 8000 душ обоего пола. Из них жившие в уездах, исключительно в деревнях, населенных крымскими татарами, записаны в число поселян и в помещичьих имениях отбывали те же повинности, что и поселяне-татары, а жившие в городах записаны в число мещан. Преимущественно много цыган проживало в Карасубазаре, Симферополе и Бахчисарае, также в Армянском Базаре (перекопские цыгане), и менее в Евпатории и Феодосии. Много цыган проживало также и в Балаклаве. Мой дед – Селим-къартбаба имел крымско-цыганские корни и был родом из Балаклавы, и он впоследствии рассказывал, что в Балаклаве до депортации проживало много греков и крымских цыган. Крымские цыгане исповедуют мусульманскую веру и даже исполняют все её обряды, в особенности перекопские цыгане, более слившиеся с крымскими татарами, так что между этими последними цыганами, вступившими в родственные связи с крымскими татарами, не редкость можно было встретить наружность вовсе не цыганскую, именно: русые волосы, голубые глаза и белое лицо. Не менее строго исполняют все религиозные мусульманские обряды, в том числе и известный строгий мусульманский пост Рамазан. В брак вступают цыгане только с цыганками, и этот брак, совершаемый муллой, не зависит от жениха и невесты, а от отцов семейств или, за неимением отца, от старших в семействе. Чаще случается так, что отец выбирает для своей дочери мужа из известных ему молодых людей, стараясь, чтоб избираемый знал какое-нибудь мастерство, как средство прокормления будущего семейства.
Крымские цыгане вообще смуглы, с черными глазами. Что же касается роста и физической силы, то среди цыган не редкость можно было встретить мужчин и женщин высокого роста, крепкого телосложения, способного переносить всевозможные нужды. Что касается одежды, то крымские цыгане, жившие по деревням, одевались, как и крымские татары; в городах же, преимущественно в Симферополе, одежда цыган до бесконечности разнообразна, т. е. они одевались по разному: можно было встретить цыгана и в изношенной солдатской шинели, и в матросской куртке, и в старом сиртуке и в кучерском кафтане без которой-нибудь полы, - но непременно в татарской бараньей шапке.
Крымских цыган, по роду занятий, можно разделить на четыре разряда, а именно: 1) аюджи, 2) элекчи и демерджи, 3) курбеты и 4) даулджи.
1) Аюджи. Они, по словам давних жителей Крыма, как цыган, так и татар, перешли сюда в конце XVIII века. Этот разряд цыган преимущественно вёл праздную жизнь, и, по-видимому, неспособен к оседлости. Название их происходит от турецко-татарского слова аю (медведь) и аюджи - вожатый медведя. Целое семейство этих цыган, добыв медведя, обыкновенно мелкой кавказской породы, водит неуклюжего «мишку» по деревням и, за выделываемые им штуки, собирает с деревенских татар скудную, но легкую копейку. Аюджи в Крыму было немного, и они одни, зная крымскотатарский язык, говорят между собою на своем особенном, цыганском, и не пользуются уважением у цыган собственно крымских.
2) Элекчи и демерджи, известные у крымских татар под общим названием «Усталар» (мастера). Это самый полезный разряд цыган, особенно в степной части Крыма, где вообще мастеровой народ очень редок. Элекчи занимаются приготовлением решет, сит и подситков, а демерджи - кузнецы, и отчасти серебряных дел мастера. Элекчи жили постоянно в городах Карасубазаре, Евпатории и Бахчисарае. С наступлением весны они отправлялись по деревням за получением заказов и привозили свои изделия непременно к тому времени, когда должны начаться арманы (молотьба хлеба), или во время самих арманов, так как в вознаграждение за свои изделия они выговаривают не деньги, а известное количество хлеба, проса, пшена или муки. Кузнецы редко разъезжали по деревням, но жили постоянно в городах Симферополе, Бахчисарае, Карасубазаре и Евпатории, а также по деревням. Лучшие кузнецы находились в городах и занимались ковкою лошадей, выделкой ножей, лопат, лемехов и других принадлежностей для простых татарских земледельческих орудий и вообще разных железных мелочей, необходимых в хозяйстве и не требующих тщательной отделки.
3) Курбеты - это, по преимуществу, или извозчики, или торговцы лошадьми. Название «Курбетов» присвоено цыганам карасубазарским, перекопским (жившим собственно в Армянском Базаре) и отчасти симферопольским; но на самом деле курбетами можно назвать цыган карасубазарских и перекопских. Первые из них самые искусные извозчики и охотники, а последние самые богатые торговцы лошадьми.
4) Даулджи, название, происходящее от слов даул (огромный турецкий барабан) - это цыгане-музыканты и, преимущественно, бахчисарайские цыгане. Даул, зурна, скрипка и даре - вот инструменты, из которых составляется национальный татарский оркестр. Даул - барабан; зурна - самый пискливый, пронзительный инструмент, нечто вроде рожка; даре - бубен. Ни одна свадьба, ни одно пиршество (зияфет) не может состояться без этой музыки или, по крайней мере, даула и пары визгливых зурн. Посетивший в середине XIX века Крым немецкий путешественник Густав Радде впоследствии писал: «после совершения брачного обряда в мечети начинаются приготовления к настоящей свадьбе. За три дня в доме жениха все прибирается и наряжается. Друзья его собираются в доме, где цыгане-музыканты усердно увеселяют их музыкою, и где женщины постоянно угощают их всеми возможными кушаньями и лакомствами…» Цыгане-даулджи круглый год были заняты делом, но преимущественно получали хороший доход во время Рамазана и осенью, по окончании арманов (молотьбы хлеба) и осенних посевов, когда по деревням начинаются свадьбы.
Автор Селим Алиев
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев