ПОСЛЕ СТАЛИНА
На зимний период 1953 года в городе работало четыре маршрута:
- парк Циолковского – вокзал – 8 автобусов;
- ф-ка аккордеонов (ныне Болдина, 81) – пос. Середа – 6 автобусов;
- ЦЭС (ныне Салтыкова-Щедрина, 141) – типография (Московская, 256) – 7 автобусов;
- сквер Мира – пос. Турынино – 4 автобуса.
Поздней осенью 1956 года на улицах Калуги появились новые автобусы производства бывшего ЗИС (ЗИЛ-158/ЛиАЗ) – 158В (с 1960 г. их производство было переведено на Ликинский автобусный завод). Он был рассчитан на 32 сидячих места и 28 стоячих места. Эти автобусы верой и правдой служили калужанам до конца 2000-х годов.
Решением горисполкома № 35 от 26.01.1962 был открыт новый автобусный маршрут № 7 «Колхозный рынок – Железнодорожная больница». Изначально автобусы ходили по этому маршруту через улицу Баррикад и Грабцевскому переулку (ныне ул. им. Константиновых). Дело в том, что только в конце 1962 года через речку Болдасовку (ныне низина перед въездом на Черёмушки) построили мост, что позволило продлить улицу Красную за железнодорожную ветку в новый микрорайон с «хрущёвскими» пятиэтажками.
КОГДА ЧЕРЁМУШКИ БЫЛИ ОКРАИНОЙ
С 1963 года наша семья жила на Черёмушках (отцу выделили там однокомнатную квартиру, и все родственники сокрушались и сочувствовали нам: "Господи! Сослали в такую даль!» Это было почти правдой. Улица Красная (ныне им. Маршала Жукова) была сплошь застроена деревянными домиками, а у торговой базы был очень крутой взгорок, на котором часто буксовал транспорт. Автобус с «большой земли» приходил на Черёмушки один раз в час. Его конечная остановка была тогда у дома № 37 (выше современного техникума электронных приборов).
НОВЫЙ АВТОВОКЗАЛ И РАДИОДИСПЕТЧЕРЫ
В 1963 году распахнул свои двери новый областной автовокзал в Калуге, который обслуживал пассажиров 42 года. До того времени одноэтажный деревянный автовокзал располагался на ул. Достоевского. На этом месте была позже построена комплексная химчистка «Новость». Одним из самых распространённых малых автобусов, который тогда возил людей в районы области, был ГАЗ-651. Сконструированный на базе грузовика ГАЗ-51, он имел 18 мест для сидения и 12 стоячих, обладал хорошей проходимостью, что было весьма актуально. Более того, подобные автобусики были во многих организациях и на предприятиях. Чуть позже появился ПАЗ-672 на 23 сидячих и 22 стоячих места. Эта машина и сегодня ещё кое-где используется.
В конце 60-х годов на городских маршрутах внедрили новшество – точки радиодиспетчеров. Подъезжая к таким местам, водитель сообщал диспетчеру по радио, что он выехал на маршрут. Сооружения были на редкость некрасивыми, и позже их преобразовали в «рамки» с расписаниями. ЛАЗ-695, или просто «львовский», как его тогда называли, стал одним из основных автобусов 60-х и 70-х годов прошлого века. У него была масса недостатков: начиная от узкого салона до жуткой духоты в нем летом. Машина была неудачно «скопирована» с модели "Австро-Фиата", а наши умельцы добавили в него свои «рацпредложения», что на пользу автобусу явно не пошло. Со второй половины 70-х основной городской "рабочей лошадкой" становится ЛиАЗ-677 и его модификации. Его салон был рассчитан на 25 сидячих и 55 стоячих мест, а в плане комфорта и удобства бесспорным фаворитом был венгерский "Икарус" с его разновидностями.
СТАИ ЧАСТНИКОВ
Рухнул Советский Союз, и, как и всё в стране, городской автотранспорт пережил далеко не лучшие времена. Вместо дряхлеющих автобусов из специальной АК-1306 на улицы города стали выплёскиваться «стаи» частных автобусов и маршруток, хозяева которых не хотели слышать и знать, как сохранить социальный (убыточный) статус городского транспорта.
Городские автобусы обилечивали всего по несколько человек за рейс, что не окупало даже затраченного топлива, не говоря уж об оплате водителей и кассиров. Что было делать? Ведь первые постсоветские власти поддерживали население в трудные годы. Вот тогда у многих граждан и пенсионеров появилась масса всевозможных справок и «корочек», вплоть до «ветеранов Куликовской битвы и инвалидов битвы Александра Невского с Тевтонскими рыцарями на Чудском озере».
ХХ век заканчивался... Материал подготовил Юрий Юрьевич Юрьев.
https://vk.com/wall385626794_12905
Комментарии 9
Про историю троллейбусных маршрутов информация есть, а про автобусные отсутствует.
Если у вас есть информация расскажите.