Леонид Брежнев в Москве 9 мая 1981 года. Laski Diffusion/Getty Images
Когда Михаил Горбачев пришел к власти в 1985 году, он был четвертым лидером, которого Советский Союз видел за три года. В свои 54 года он также был самым молодым советским лидером за многие годы.
В 1970-х и 1980-х годах СССР в значительной степени контролировался стариками, которые всё больше отрывались от общества и чье затвердевшее правление оставило Горбачеву гору проблем, которые ему так и не удалось решить. Горбачев отчаянно пытался реформировать советскую систему с помощью перестройки и гласности, стремясь вдохнуть жизнь в застойную экономику, внедрив элементы свободного рыночного капитализма и одновременно открыв дверь для большей свободы слова и свободы печати.
Но изменения не могли устранить ущерб. Как выразился Горбачев в своем заявлении об отставке в декабре 1991 года, «старая система рухнула прежде, чем новая успела заработать, и кризис в обществе стал еще более острым».
Елена Биберман, специалист по России, доцент колледжа Скидмор, считает, что советская геронтократия не была главной причиной распада СССР, но была неразрывно связана с проблемами, лежащими в основе распада.
По словам Биберман, экономический застой и «неприемлемый уровень военных расходов», вероятно, были гораздо более виноваты, но было также общее ощущение, что «всемирно-историческая миссия, которая мотивировала первые кадры советского государства», больше не стоила того, чтобы в нее верить. Это сделало советскую политику «очень затхлым делом, которое не вдохновляло молодое поколение и закостенело в правящей касте».
Биберман указала на сходство с нынешней системой в США:
«На федеральном уровне есть стареющие — и уже довольно старые — кадры американских политиков, которые, похоже, держатся за свой пост мертвой хваткой», - сказала Биберман, добавив, что эта «застойная каста» американских политиков «совершенно оторвана от материальных забот простых граждан, возможно, с конца времен холодной войны».
Как и лидеры Советского Союза, эти политики мало что предлагают обществу в плане «новых идей или политической мотивации».
Сьюзен Грюнвальд, специалист по истории Советского Союза из Университета штата Луизиана, рассказала, что она бы не решилась напрямую сравнивать США и СССР, но «безусловно, можно увидеть параллели».
«Неважно, Советский Союз это или Соединенные Штаты — всегда происходит столкновение между старшим и младшим поколениями», — считает Грюневальд.
«Они цеплялись за власть»
Владислав Зубок, ведущий советский историк Лондонской школы экономики, выросший в СССР, рассказал, что не было ничего, что привело бы к распаду Советского Союза. Но он подчеркнул, что в ту эпоху геронтократии «мы все знали, что что-то идет не так».
«Это было похоже на то, что поколение Брежнева, Андропова, Черненко и всех остальных — цеплялись за власть. Они боялись ее отпустить», — сказал Зубок, автор книги « Коллапс: Падение Советского Союза».
Советское правительство в те дни было предметом насмешек, сказал Зубок. «Когда люди начали понимать, например, что Брежнев не может нормально говорить, он быстро стал комичным человеком», — добавил он.
Здоровье Брежнева ухудшилось после инсульта в 1976 году, но он остался у власти. Историк Рой Медведев утверждал в 1988 году, что Брежнев перенес клиническую смерть в 1976 году и продолжал «править в оцепенении» до конца своего пребывания на посту генсека.
«Многие люди из его окружения, которые были влиятельны, но полностью погрязли в коррупции, нуждались в том, чтобы Брежнев время от времени появлялся на публике в качестве хотя бы формального главы государства. Они буквально водили его за руку», - написал тогда Медведев.
Зубок полагает, что советская геронтократия в значительной степени произошла от поколения, которое участвовало во Великой Отечественной войне и чувствовало, что обладает «особым авторитетом» для правления, но, засоряя систему так долго, они затрудняли подготовку лидеров завтрашнего дня. Они также сопротивлялись реформам, которые могли бы улучшить качество жизни граждан, период, который Горбачев назвал «эпохой застоя».
По словам Зубка, к тому времени, когда к власти пришел Горбачев, он «унаследовал много системных проблем, сходящихся одновременно».
Отсутствие опыта у Горбачева создало у него впечатление, что он пришел, чтобы изменить историю, и сделало его более склонным к риску, сказал Зубок, добавив: «Он начал экспериментировать, не имея достаточных знаний о том, что эти эксперименты могут иметь неприятные последствия, но с большим идеализмом. И это действительно стало центральным фактором распада Советского Союза".
«Пагубная роль денег»
Хотя политические системы США и СССР кардинально различаются, Зубок подчеркнул, что то, что произошло в Советском Союзе, по-прежнему служит предупреждением. Тот факт, что США являются демократией, делает еще «более болезненным» то, что они движутся к геронтократии, сказал Зубок, возлагая бо́льшую часть вины на «пагубную роль денег» в, казалось бы, безостановочном цикле выборов.
Поскольку срок полномочий в Конгрессе не ограничен, занимающим посты в Конгрессе предоставляются широкие возможности для консолидации власти и влияния. Это часто приводит к тому, что действующие члены Конгресса собирают больше денег, чем их оппоненты, и помогает объяснить, почему они выигрывают большинство гонок на каждых выборах.
Короче говоря, очень трудно победить кандидата в Конгресс, который уже находится в Конгрессе. И это во многом причина, по которой некоторые законодатели остаются на своих местах десятилетиями.
По словам Зубка, даже при «периодических выборах» в США у власти все равно остаются «те же люди, которые стареют». Байден - лишь один из примеров нынешних лидеров в Вашингтоне, которые десятилетиями занимали влиятельные посты. Он стал сенатором в возрасте 30 лет в 1973 году; полвека спустя он добрался до Белого дома. Пелоси, между тем, работает в Конгрессе уже 35 лет.
«Люди, которые не знают, когда уйти»
Нет комментариев