В 1927 году, по годовому отчету, доложенному главным бухгалтером Чухловым В. И. и начальником эксплуатации Юдиным, два теплохода перевезли 72 тысячи тонн грузов, включая перебуксированный лес, и 9 860 пассажиров.
Погрузка-выгрузка производилась грузчиками вручную.
Такое количество пассажиров, как 9 860 человек, было вполне закономерным явлением потому, что, как было сказано выше, на весь кантон имелась всего одна автомашина, да и то легковая.
Значит, все пассажирское движение переместилось на воду."
В данный момент регулярных пассажирских рейсов не совершают потому, что автотранспорт находится вне конкуренции и пароходство принимает пассажиров только для катания и прогулок на недалекое расстояние.
Что касается грузооборота, то он в силу бурного развития республики в целом и огромного строительства в Пржевальске и Прииссыккулье, увеличился на 500-600 процентов в сравнении с 1927 годом, что, в свою очередь, вызвало увеличение тоннажа всего пароходства на Иссык-Куле.
В начале 30-х годов по проекту инженера-кораблестроителя Кебина был построен теплоход «Советская Киргизия», и доныне работающий на Иссык-Куле.
Теплоход «Советская Киргизия», конечно, был мощнее первых судов. Создание Иссык-Кульского пароходства повлияло на быстрый рост Рыбачьего.
Если в 1926 году, когда мы пришли в Рыбачье из Пржевальска первым рейсом, поселок состоял из нескольких домиков, то вскоре здесь, в своего рода перевалочном населенном пункте, появилось несколько причалов, элеватор, лесопильный завод, отделение госбанка.
Сейчас, как вы знаете, Рыбачье – довольно крупный и шумный город. Разрослись и другие села и поселки Прииссыккулья.
Иссык-кульское пароходство в наши дни ничем уже не напоминает те годы, в которые нам приходилось начинать.
Погрузку и разгрузку производят портальными кранами, между Пржевальском, Бокомбаевским, Рыбачьим, Тюпом и Курментами курсируют быстроходные суда.
Среди них – теплоход «40 лет Киргизстана», буксиры: «Норд», «Зюйд», танкер «Генерал Панфилов» и много других судов.
А впереди еще большие перемены.
Д. В. Колесников.
1. Трехмачтовая шхуна "Иссык-Куль". Фото: 1920 год
2. Пристань Рыбачье в день открытия грузопассажирских рейсов по озеру Иссык-Куль. Фото: 1926 год
Комментарии 32