Вопросы коллективной молитвы. Можно ли совершать коллективную молитву повторно в мечети?
Совершение коллективной молитвы в мечети, имеющей имама и муэдзина, после того, как ее совершил имам мечети во главе джамаата, крайне нежелательно (макрух тахриман) [напр., 1, т.2, с. 59, 245] *.
Данное установление мотивируется следующим:
1. Однажды Пророк (САВ) вышел из своего дома для примирения ансаров, а потом вернулся в мечеть, в которой уже совершили коллективную молитву. Тогда Пророк (САВ) зашел домой, собрал свою семью и совершил с ними молитву [7, т.2, с.84]. Если бы повторное совершение молитвы в мечети было бы разрешено, то Пророк (САВ) совершил бы ее там, а не возвращался бы домой. Ведь достоверно известно, что молитва в мечети имеет большее достоинство.
2. Когда сподвижники Пророка (САВ) не успевал
...Ещё
Вопросы коллективной молитвы. Можно ли совершать коллективную молитву повторно в мечети?
Совершение коллективной молитвы в мечети, имеющей имама и муэдзина, после того, как ее совершил имам мечети во главе джамаата, крайне нежелательно (макрух тахриман) [напр., 1, т.2, с. 59, 245] *.
Данное установление мотивируется следующим:
1. Однажды Пророк (САВ) вышел из своего дома для примирения ансаров, а потом вернулся в мечеть, в которой уже совершили коллективную молитву. Тогда Пророк (САВ) зашел домой, собрал свою семью и совершил с ними молитву [7, т.2, с.84]. Если бы повторное совершение молитвы в мечети было бы разрешено, то Пророк (САВ) совершил бы ее там, а не возвращался бы домой. Ведь достоверно известно, что молитва в мечети имеет большее достоинство.
2. Когда сподвижники Пророка (САВ) не успевали на коллективную молитву в мечети, они совершали ее там в индивидуальном порядке [8, т.2, гл.158; 9, т.2, №3425, 3426].
3. Повторное совершение молитвы ведет к уменьшению присутствующих на молитве, поскольку если люди будут знать, что могут опоздать на молитву, то они будут спешить совершить ее своевременно вместе со всеми, и тогда присутствующих на молитве будет много, а в противном случае они не будут спешить, и присутствующих будет мало [1, т.2, с.59; 2, т.1, с.153].
4. Все побуждения шариата в отношении коллективного совершения молитвы касаются первого джамаата. О крайнем осуждении тех, кто оставляет его, говорится в следующем хадисе: «Посланник Аллаха (САВ) сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, я собрался повелеть собрать дрова, потом повелеть призвать на молитву, потом повелеть человеку совершить молитву во главе людей, а потом пойти к тем мужчинам, которые не пришли на молитву, и сжечь их дома дотла. Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, если бы ктонибудь из них узнал, что найдет здесь кость с жирным мясом или пару хороших овечьих копыт, то непременно явился бы на ночную молитву» (сб. альБухари, №644; Муслима, №651). Обязательное присутствие же на первом джамаате подразумевает нежелательность совершения молитвы в мечети коллективно еще раз [5, т.1, с.81].
Однако данное установление не касается следующих мечетей:тей:
1.тех, в которых нет имама и муэдзина (например, при общежитиях);
2.не имеющих определенный джамаат (например, мечети Мекки);
3.придорожных мечетей (например, при вокзалах).
Наряду с этим разрешается повторное совершение молитвы в следующих случаях:
1.если совершение коллективной молитвы носило нежелательный характер (т.е. не были произнесены азан и икамат или были произнесены скрытно);
2.если имам совершает обязательную молитву, а ма’мум – дополнительную**;
3.если молитва до этого была совершена коллективно другими людьми;
4.если второй джамаат будет совершать молитву не в том виде, в каком совершал ее первый*** (например, если имам не будет выходить вперед, встав в середину ряда, или молитва будет совершена в стороне от михраба – ниши в стене, указывающей направление на Киблу);
5.если участников второго джамаата будет меньше четырех человек, не считая имама**** [1, т.2, с.59; 5, т.1, с.81].
Также в современных реалиях необходимо учитывать и мнение имама мечети, который вправе запретить повторное совершение молитвы во избежание недовольства прихожан, в пресечение «прогулов» коллективной молитвы и т. д. В этом случае джамаат обязан подчиниться запрету. Последнее более четко оговаривается шафиитами, которые порицают повторное совершение молитвы в мечети, имеющей имама и муэдзина, без разрешения имама [4, т.4, с.222].
Каково положение имама и ма’мума во время коллективной молитвы?
Что касается положения имама мечети при совершении коллективной молитвы, то, по мнению ханафитских и шафиитских богословов, ему следует стоять впереди молящихся, напротив середины ряда [2, т.2, с.266; 7, т.4, с.301]. Об э
...Ещё
5.если участников второго джамаата будет меньше четырех человек, не считая имама**** [1, т.2, с.59; 5, т.1, с.81].
Также в современных реалиях необходимо учитывать и мнение имама мечети, который вправе запретить повторное совершение молитвы во избежание недовольства прихожан, в пресечение «прогулов» коллективной молитвы и т. д. В этом случае джамаат обязан подчиниться запрету. Последнее более четко оговаривается шафиитами, которые порицают повторное совершение молитвы в мечети, имеющей имама и муэдзина, без разрешения имама [4, т.4, с.222].
Каково положение имама и ма’мума во время коллективной молитвы?
Что касается положения имама мечети при совершении коллективной молитвы, то, по мнению ханафитских и шафиитских богословов, ему следует стоять впереди молящихся, напротив середины ряда [2, т.2, с.266; 7, т.4, с.301]. Об этом говорит следующий хадис Пророка (САВ): «Ставьте имама посередине и заполняйте бреши [в рядах]» (сб. АбуДауда, №681).Совершение имамом коллективной молитвы в углу мечети, напротив колонны, справа или слева от ряда, является макрухом, поскольку это не соответствует действиям общины мусульман во времена Пророка (САВ) и сподвижников его [2, т.2, с.266].
Что касается молящихся за имамом, то положение их при совершении коллективной молитвы в зависимости от числа и пола следующее:
1.Если ма’мум – мужчина, взрослый или мальчик, то он становится справа от имама.
2.Если ма’мум – женщина, то она становится за имамом.
3.Если мужчин двое, то они оба становятся позади имама. Если второй из них при этом несовершеннолетний, то он становится рядом с взрослым, не образуя отдельный ряд*****.
Мужчина и женщина становятся за имамом следующим образом: мужчина справа от имама, женщина за ними [2, т.2, с. 265,270].
Данные установления приводятся в следующих хадисах:
Джабир рассказал: «Я передвигался с Пророком (САВ) в одном походе, и он стал совершать молитву. Я подошел и встал слева от него, а он взял меня за руку и повернул меня за собой, поставив справа. Потом подошел ИбнСахр и встал слева от Пророка (САВ). Тогда он взял и оттолкнул нас своими руками так, что мы встали сзади» (сб. Муслима, 3010; АбуДауда, №634).
Со слов Анаса ибн Малика передается, что бабушка Исхака Мулейка позвала посланника Аллаха (САВ) отведать еду, которую она приготовила. Отведав угощение, Пророк (САВ) сказал:«Вставайте, я прочитаю впереди вас молитву». «И я встал, – говорит Анас, – на почерневшую от времени циновку и сбрызнул ее водой. Пророк (САВ) встал [спереди], сирота – рядом со мной, старушка позади нас; и совершил во главе нас два раката» (сб. альБухари, №860; Муслим. №658).
Расположение рядов молящихся должен быть следующим:сначала взрослые мужчины, потом несовершеннолетние; потом взрослые женщины, потом несовершеннолетние. Лучший ряд для ма’мума мужчины – это первый. О достоинстве совершения в нем намаза говорят следующий хадис: «Лучший ряд для мужчин – первый, а худший – последний, а лучший ряд для женщин – последний, а худший – первый» (сб. АбуДауда, №678). Таким образом, лучший ряд для женщины – последний. Однако это в том случае, если между рядами мужчин и женщин нет перегородки. Если же она есть, то для женщин лучший ряд, как и для мужчин, – первый.
Лучшее место в первом ряду – это место поблизости от имама [4, т.1, с.151]. На это указывают следующие предания, которые приводятся в известном ханафитском труде «альБахр арРаик», в главе о ведении молитвы (имамат): «Когда Всевышний Аллах ниспосылает милость свою на джамаат, Он ниспосылает ее сначала на имама. Затем милость
...Ещё
Расположение рядов молящихся должен быть следующим:сначала взрослые мужчины, потом несовершеннолетние; потом взрослые женщины, потом несовершеннолетние. Лучший ряд для ма’мума мужчины – это первый. О достоинстве совершения в нем намаза говорят следующий хадис: «Лучший ряд для мужчин – первый, а худший – последний, а лучший ряд для женщин – последний, а худший – первый» (сб. АбуДауда, №678). Таким образом, лучший ряд для женщины – последний. Однако это в том случае, если между рядами мужчин и женщин нет перегородки. Если же она есть, то для женщин лучший ряд, как и для мужчин, – первый.
Лучшее место в первом ряду – это место поблизости от имама [4, т.1, с.151]. На это указывают следующие предания, которые приводятся в известном ханафитском труде «альБахр арРаик», в главе о ведении молитвы (имамат): «Когда Всевышний Аллах ниспосылает милость свою на джамаат, Он ниспосылает ее сначала на имама. Затем милость переходит на того, что стоит за ним в первом ряду, затем на правую сторону (ряда), затем на левую, а затем на второй ряд». «Тому молящемуся, что стоит прямо за имамом в первом ряду, – говорится там же в другом хадисе, – записывается сто молитв. Тому, что стоит на правой стороне ряда записывается семьдесят пять молитв. Тому, что стоит на левой стороне – пятьдесят молитв. Тем, что стоят в остальных рядах – двадцать пять».
В то же время в первом ряду следует находиться людям, имеющим соответствующие знания о порядке совершения молитвы и способным заменить имама при нарушении им ритуальной чистоты и в других случаях. Ведь Пророк (САВ) сказал: «Пусть следуют за мной совершеннолетние и разумные из вас, потом те, что следуют за ними в этом, потом те, что следуют за ними» (сб. Муслима, №433; АбуДауда, №674).
Если обе стороны ряда равны, тогда ма’муму следует встать с правой стороны ряда. На предпочтительность этого указывает, в частности, следующий хадис Пророка (САВ): «Поистине, Аллах и ангелы благословляют правую сторону рядов» (сб. АбуДауда, №676). Если справа молящихся больше, то ма’муму следует встать с левой стороны ряда. Ведь, как приводится в хадисе: «Тому, кто заполнит левую сторону мечети изза малочисленности находящихся в ней людей, запишется двойная награда» [7, т.2, с.97].
По мнению ханафитов, разрешено уступать место в первом ряду старшим по возрасту и знаниям из уважения к ним, а также занимать последний ряд, если нахождение в первом ряду вызовет неудобства у совершающих молитву или причинит им неприятности. Об этом говорится в хадисе посланника Аллаха (САВ): «Кто оставит первый ряд, опасаясь причинить вред мусульманину, тому запишется удвоенная награда первого ряда» (ИбнМаджа, №1007) [2, т.2, с.267; 7, т.2, с.97].
Следует заполнять пустые места в рядах как справа, так и слева. При этом если напротив человека есть свободное место в ряду, то разрешается пройти перед ним, чтобы заполнить ряд.
На это указывают слова Пророка (САВ): «Если ктонибудь увидит брешь в ряду, пусть заполнит ее сам. Если же он не сделает этого и ктонибудь пройдет рядом, пусть переступит через шею его [чтобы закрыть брешь], потому что нет ему уважения» [2, т.2, с.269; 7, т.2, с.95].
Если первый ряд уже заполнен, то мусульманину следует встать справа, подождать еще одного человека и образовать вместе с ним второй ряд. Если до поясного поклона имама никто не появится, тогда можно притянуть человека из первого ряда, сведущего в данном вопросе, и образовать второй ряд с ним. Если такого человека перед ним нет, тогда ситуация считается вынужденной, и ему следует встать одному позади ряда за имамом [2, т.2, с.266]. Совершать же намаз одному позади ряда без уважительной причины нежелательно [напр. 3, т.1, с.309].
Ряды совершающих молитву за имамом должны быть ровными, плотными, заполненными. Они до
...Ещё
На это указывают слова Пророка (САВ): «Если ктонибудь увидит брешь в ряду, пусть заполнит ее сам. Если же он не сделает этого и ктонибудь пройдет рядом, пусть переступит через шею его [чтобы закрыть брешь], потому что нет ему уважения» [2, т.2, с.269; 7, т.2, с.95].
Если первый ряд уже заполнен, то мусульманину следует встать справа, подождать еще одного человека и образовать вместе с ним второй ряд. Если до поясного поклона имама никто не появится, тогда можно притянуть человека из первого ряда, сведущего в данном вопросе, и образовать второй ряд с ним. Если такого человека перед ним нет, тогда ситуация считается вынужденной, и ему следует встать одному позади ряда за имамом [2, т.2, с.266]. Совершать же намаз одному позади ряда без уважительной причины нежелательно [напр. 3, т.1, с.309].
Ряды совершающих молитву за имамом должны быть ровными, плотными, заполненными. Они должны находиться близко друг от друга. На это существуют многочисленные указания из достоверной Сунны, как, например, следующий хадис: «Выпрямляйте ряды, ровняйте плечи, заполняйте пустоты (в рядах), не оставляйте промежутки шайтанам. Тесните плечи, позволяя вошедшему встать в ряд [когда он попросит вас об этом, положив руку на плечо]. Кто заполнит ряд, того вознаградит Аллах, а кто нарушит ряд, того лишит Аллах [награды]» (сб. АбуДауда, №666).
Все вышеперечисленные установления (за исключением разве что пункта о расположения ма’мума позади имама и женщин позади мужчин при совершении коллективной молитвы) отнюдь не относятся к обязательным условиям молитвы. Однако соблюдение этих установлений, несомненно, дополняет молитву и умножает награду за совершение ее.
Ссылки к материалу
1. О нежелательности этого также говорили Салим ибн Абдаллах, Абу-Кыляба, Айюб, Ибн-Аун, аль-Лейс ибн Са’д, Суфьян ас-Саури, Малик ибн Анас, аль-Аузаи, аш-Шафи. Имам Аш-Шафи, в частности, сказал, что праведные предшественники не поступали подобным образом, а некоторые из них порицали это. Имам аш-Шафи полагал, что они порицали повторное совершение молитвы из-за раздора, который будет иметь место в этом случае, а также из-за того, что люди, не желающие совершать молитву за имамом или приходить в мечеть вовремя, будут прогуливать молитву, а потом совершать ее в мечети после остальных. Отделяясь тем самым от общины мусульман, они совершат нежелательный поступок (макрух) [3, Т.1, с. 154].
2. На это указывает следующий хадис: «Как-то раз Пророк (САВ) [совершив молитву во главе джамаата] увидел человека, молящегося отдельно, и сказал: Может, кто-нибудь сделает для него доброе дело и помолится с ним?!» (Сб. ат-Тирмизи, №1632; Абу-Дауда, №574).
3. Согласно сообщению Абу-Юсуфа со слов Абу-Ханифы
4. Согласно сообщению Мухаммада аш-Шибани со слов Абу Ханифы.
5. Если место недостаточно для подобного расположения, то имам и мамум располагаются так, как им позволяют условия
Можно ли молиться коллективно, если опоздали в мечеть?
Вопрос: Некоторые братья в мечети утверждают, что если люди опоздали на джамаат-намаз, то сами они уже не могут совершить намаз с джамаатом, а могут молиться только по отдельности. Так ли это? (Россия, Татарстан)
––––––––––––––––––––––––––––––––––-
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Те, кто пропустил первый джамаат, могут составить второй джамаат. Однако это следует делать за пределами мечети. Второй джамаат в мечети — макрух.
А Аллах знает л
...Ещё
Можно ли молиться коллективно, если опоздали в мечеть?
Вопрос: Некоторые братья в мечети утверждают, что если люди опоздали на джамаат-намаз, то сами они уже не могут совершить намаз с джамаатом, а могут молиться только по отдельности. Так ли это? (Россия, Татарстан)
––––––––––––––––––––––––––––––––––-
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Те, кто пропустил первый джамаат, могут составить второй джамаат. Однако это следует делать за пределами мечети. Второй джамаат в мечети — макрух.
Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух. Прошу вас разъяснить насчет джамаат-намаза. Можно ли устраивать второй джамаат в мечети где есть постоянный имам, если по уважительным причинам опоздал на первый джамаат? Уважаемый муфтий, если вас не затруднит, дайте, пожалуйста, полный ответ, почему второй джамаат в мечети – макрух. Просто, братья говорят, приводя мнение ученых, что если по уважительной причине опоздал на первый джамаат, то можно устраивать второй, а макрух – это когда специально опоздал на первый джамаат. (Нальчик, Кабардино-Балкария, Россия)
-----------------------------------
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Факихи постановили, что составление второго джамаата в мечети – макрух. Если группа людей приходит в мечеть после окончания основ
...Ещё
Дополнение
Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух. Прошу вас разъяснить насчет джамаат-намаза. Можно ли устраивать второй джамаат в мечети где есть постоянный имам, если по уважительным причинам опоздал на первый джамаат? Уважаемый муфтий, если вас не затруднит, дайте, пожалуйста, полный ответ, почему второй джамаат в мечети – макрух. Просто, братья говорят, приводя мнение ученых, что если по уважительной причине опоздал на первый джамаат, то можно устраивать второй, а макрух – это когда специально опоздал на первый джамаат. (Нальчик, Кабардино-Балкария, Россия)
-----------------------------------
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Факихи постановили, что составление второго джамаата в мечети – макрух. Если группа людей приходит в мечеть после окончания основной группой намаза, прибывшие должны совершить намаз в индивидуальном порядке без азана и икамата. («Аль-мабсут» имама Сарахси, том 1, стр.135; «Аль-маусу’ах», том 12, стр.229)
وإذا دخل القوم مسجدا قد صلى فيه أهله كرهت لهم أن يصلوا جماعة بأذان وإقامة ولكنهم يصلون وحدانا بغير أذان ولا إقامة
ذهب الحنفية، والمالكية، والشافعية: إلى أنه إذا صلى إمام الحي، ثم حضرت جماعة أخرى كره أن يقيموا جماعة فيه على الأصح
Это относится к мечетям в целом: например, местной мечети (в пригороде или городе, селении), где есть назначенный имам и фиксированное время для азана и икамата.
Данное правило основано на хадисе от Абу Бакра (радиаллаху анху), в котором говорится, чтоПосланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) пошел уладить проблему, возникшую у ансаров. После этого он пошел в мечеть для совершения намаза, но коллективный намаз на тот момент уже завершился. Тогда он вернулся домой, собрал свою семью и совершил с ними коллективный намаз.(«Аль-мабсут» имама Сарахси, том 1, стр.135)
عن أبي بكرة رضي الله عنه أن رسول الله صلى الله عليه وسلم خرج من بيته ليصلح بين الأنصار، فرجع وقد صلي في المسجد بجماعة، فدخل منزل بعض أهله، فجمع أهله فصلى بهم جماعة
Рассматривая данный хадис, факихи постановили, что, если б совершение намаза в мечети не было порицаемым, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) попросил бы нескольких сахабовприсоединиться к нему для совершения намаза в мечети. («Аль-маусу’ах», том 12, стр.229)
وقالوا: ولو لم يكره تكرار الجماعة في المسجد لصلى فيه
Причина, которую приводят в объяснение порицаемости составления второго джамаата в мечети, заключается в том, что это приводит к уменьшению числа молящихся основного джамаата. Особенно это касается случая, когда вторые джамааты составляются на регулярной основе, в результате чего н
...Ещё
عن أبي بكرة رضي الله عنه أن رسول الله صلى الله عليه وسلم خرج من بيته ليصلح بين الأنصار، فرجع وقد صلي في المسجد بجماعة، فدخل منزل بعض أهله، فجمع أهله فصلى بهم جماعة
Рассматривая данный хадис, факихи постановили, что, если б совершение намаза в мечети не было порицаемым, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) попросил бы нескольких сахабовприсоединиться к нему для совершения намаза в мечети. («Аль-маусу’ах», том 12, стр.229)
وقالوا: ولو لم يكره تكرار الجماعة في المسجد لصلى فيه
Причина, которую приводят в объяснение порицаемости составления второго джамаата в мечети, заключается в том, что это приводит к уменьшению числа молящихся основного джамаата. Особенно это касается случая, когда вторые джамааты составляются на регулярной основе, в результате чего некоторые люди становятся небрежны к совершению намаза с основным джамаатом, поскольку будут полагаться на его совершение со вторым джамаатом. («Аль-маусу’ах», том 12, стр.230)
قالوا: ولأن التكرار يؤدي إلى تقليل الجماعة، لأن الناس إذا علموا: أنهم تفوتهم الجماعة يتعجلون، فتكثر الجماعة
Мне самому приходилось видеть такое в некоторые мечетях, где были дозволены вторые джамааты. Люди, совершавшие намаз с основным джамаатом в мечети, заметив, что впоследствии собирается второй джамаат, начинали пренебрегать основным джамаатом. В конечном счете, численность у второго джамаата была практически такой же, как у основного, поскольку все больше людей переходило во второй джамаат. Это полностью подрывает важность мечети и важность джамаата.
И мудрость факихов становится явной в таких случаях.
Однако исключением из данного правила являются те мечети, что были воздвигнуты у шоссе и магистралей, а также те мечети, которые построены для путников, или если в них нет четкого времени для азана и джамаата. («Аль-маусу’ах», том 12, стр.229)
إلا أن يكون مسجد طريق، ولا إمام له، ولا مؤذن فلا يكره إقامة الجماعة فيه حينئذ
<f
...Ещё
Мне самому приходилось видеть такое в некоторые мечетях, где были дозволены вторые джамааты. Люди, совершавшие намаз с основным джамаатом в мечети, заметив, что впоследствии собирается второй джамаат, начинали пренебрегать основным джамаатом. В конечном счете, численность у второго джамаата была практически такой же, как у основного, поскольку все больше людей переходило во второй джамаат. Это полностью подрывает важность мечети и важность джамаата.
И мудрость факихов становится явной в таких случаях.
Однако исключением из данного правила являются те мечети, что были воздвигнуты у шоссе и магистралей, а также те мечети, которые построены для путников, или если в них нет четкого времени для азана и джамаата. («Аль-маусу’ах», том 12, стр.229)
إلا أن يكون مسجد طريق، ولا إمام له، ولا مؤذن فلا يكره إقامة الجماعة فيه حينئذ
Это связано с тем, что вторые и последующие джамааты, в действительности, не влияют на количество молящихся, ведь эти мечети были построены для того, чтобы проезжающим мимо людям было удобно совершать намаз.
Родительство — это благословение Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах выбирает, кого наделить бременем принесения в этот мир еще одной жизни. Оно подразумевает заботу об этом благословении (которым является ребенок), обеспечен...
Комментарии 9
Вопросы коллективной молитвы. Можно ли совершать коллективную молитву повторно в мечети?
Совершение коллективной молитвы в мечети, имеющей имама и муэдзина, после того, как ее совершил имам мечети во главе джамаата, крайне нежелательно (макрух тахриман) [напр., 1, т.2, с. 59, 245] *.
Данное установление мотивируется следующим:
1. Однажды Пророк (САВ) вышел из своего дома для примирения ансаров, а потом вернулся в мечеть, в которой уже совершили коллективную молитву. Тогда Пророк (САВ) зашел домой, собрал свою семью и совершил с ними молитву [7, т.2, с.84]. Если бы повторное совершение молитвы в мечети было бы разрешено, то Пророк (САВ) совершил бы ее там, а не возвращался бы домой. Ведь достоверно известно, что молитва в мечети имеет большее достоинство.
2. Когда сподвижники Пророка (САВ) не успевал
...ЕщёВопросы коллективной молитвы. Можно ли совершать коллективную молитву повторно в мечети?
Совершение коллективной молитвы в мечети, имеющей имама и муэдзина, после того, как ее совершил имам мечети во главе джамаата, крайне нежелательно (макрух тахриман) [напр., 1, т.2, с. 59, 245] *.
Данное установление мотивируется следующим:
1. Однажды Пророк (САВ) вышел из своего дома для примирения ансаров, а потом вернулся в мечеть, в которой уже совершили коллективную молитву. Тогда Пророк (САВ) зашел домой, собрал свою семью и совершил с ними молитву [7, т.2, с.84]. Если бы повторное совершение молитвы в мечети было бы разрешено, то Пророк (САВ) совершил бы ее там, а не возвращался бы домой. Ведь достоверно известно, что молитва в мечети имеет большее достоинство.
2. Когда сподвижники Пророка (САВ) не успевали на коллективную молитву в мечети, они совершали ее там в индивидуальном порядке [8, т.2, гл.158; 9, т.2, №3425, 3426].
3. Повторное совершение молитвы ведет к уменьшению присутствующих на молитве, поскольку если люди будут знать, что могут опоздать на молитву, то они будут спешить совершить ее своевременно вместе со всеми, и тогда присутствующих на молитве будет много, а в противном случае они не будут спешить, и присутствующих будет мало [1, т.2, с.59; 2, т.1, с.153].
4. Все побуждения шариата в отношении коллективного совершения молитвы касаются первого джамаата. О крайнем осуждении тех, кто оставляет его, говорится в следующем хадисе: «Посланник Аллаха (САВ) сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, я собрался повелеть собрать дрова, потом повелеть призвать на молитву, потом повелеть человеку совершить молитву во главе людей, а потом пойти к тем мужчинам, которые не пришли на молитву, и сжечь их дома дотла. Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, если бы ктонибудь из них узнал, что найдет здесь кость с жирным мясом или пару хороших овечьих копыт, то непременно явился бы на ночную молитву» (сб. альБухари, №644; Муслима, №651). Обязательное присутствие же на первом джамаате подразумевает нежелательность совершения молитвы в мечети коллективно еще раз [5, т.1, с.81].
Однако данное установление не касается следующих мечетей:тей:
1.тех, в которых нет имама и муэдзина (например, при общежитиях);
2.не имеющих определенный джамаат (например, мечети Мекки);
3.придорожных мечетей (например, при вокзалах).
Наряду с этим разрешается повторное совершение молитвы в следующих случаях:
1.если совершение коллективной молитвы носило нежелательный характер (т.е. не были произнесены азан и икамат или были произнесены скрытно);
2.если имам совершает обязательную молитву, а ма’мум – дополнительную**;
3.если молитва до этого была совершена коллективно другими людьми;
4.если второй джамаат будет совершать молитву не в том виде, в каком совершал ее первый*** (например, если имам не будет выходить вперед, встав в середину ряда, или молитва будет совершена в стороне от михраба – ниши в стене, указывающей направление на Киблу);
5.если участников второго джамаата будет меньше четырех человек, не считая имама**** [1, т.2, с.59; 5, т.1, с.81].
Также в современных реалиях необходимо учитывать и мнение имама мечети, который вправе запретить повторное совершение молитвы во избежание недовольства прихожан, в пресечение «прогулов» коллективной молитвы и т. д. В этом случае джамаат обязан подчиниться запрету. Последнее более четко оговаривается шафиитами, которые порицают повторное совершение молитвы в мечети, имеющей имама и муэдзина, без разрешения имама [4, т.4, с.222].
Каково положение имама и ма’мума во время коллективной молитвы?
Что касается положения имама мечети при совершении коллективной молитвы, то, по мнению ханафитских и шафиитских богословов, ему следует стоять впереди молящихся, напротив середины ряда [2, т.2, с.266; 7, т.4, с.301]. Об э
...Ещё5.если участников второго джамаата будет меньше четырех человек, не считая имама**** [1, т.2, с.59; 5, т.1, с.81].
Также в современных реалиях необходимо учитывать и мнение имама мечети, который вправе запретить повторное совершение молитвы во избежание недовольства прихожан, в пресечение «прогулов» коллективной молитвы и т. д. В этом случае джамаат обязан подчиниться запрету. Последнее более четко оговаривается шафиитами, которые порицают повторное совершение молитвы в мечети, имеющей имама и муэдзина, без разрешения имама [4, т.4, с.222].
Каково положение имама и ма’мума во время коллективной молитвы?
Что касается положения имама мечети при совершении коллективной молитвы, то, по мнению ханафитских и шафиитских богословов, ему следует стоять впереди молящихся, напротив середины ряда [2, т.2, с.266; 7, т.4, с.301]. Об этом говорит следующий хадис Пророка (САВ): «Ставьте имама посередине и заполняйте бреши [в рядах]» (сб. АбуДауда, №681).Совершение имамом коллективной молитвы в углу мечети, напротив колонны, справа или слева от ряда, является макрухом, поскольку это не соответствует действиям общины мусульман во времена Пророка (САВ) и сподвижников его [2, т.2, с.266].
Что касается молящихся за имамом, то положение их при совершении коллективной молитвы в зависимости от числа и пола следующее:
1.Если ма’мум – мужчина, взрослый или мальчик, то он становится справа от имама.
2.Если ма’мум – женщина, то она становится за имамом.
3.Если мужчин двое, то они оба становятся позади имама. Если второй из них при этом несовершеннолетний, то он становится рядом с взрослым, не образуя отдельный ряд*****.
Мужчина и женщина становятся за имамом следующим образом: мужчина справа от имама, женщина за ними [2, т.2, с. 265,270].
Данные установления приводятся в следующих хадисах:
Джабир рассказал: «Я передвигался с Пророком (САВ) в одном походе, и он стал совершать молитву. Я подошел и встал слева от него, а он взял меня за руку и повернул меня за собой, поставив справа. Потом подошел ИбнСахр и встал слева от Пророка (САВ). Тогда он взял и оттолкнул нас своими руками так, что мы встали сзади» (сб. Муслима, 3010; АбуДауда, №634).
Со слов Анаса ибн Малика передается, что бабушка Исхака Мулейка позвала посланника Аллаха (САВ) отведать еду, которую она приготовила. Отведав угощение, Пророк (САВ) сказал:«Вставайте, я прочитаю впереди вас молитву». «И я встал, – говорит Анас, – на почерневшую от времени циновку и сбрызнул ее водой. Пророк (САВ) встал [спереди], сирота – рядом со мной, старушка позади нас; и совершил во главе нас два раката» (сб. альБухари, №860; Муслим. №658).
Расположение рядов молящихся должен быть следующим:сначала взрослые мужчины, потом несовершеннолетние; потом взрослые женщины, потом несовершеннолетние. Лучший ряд для ма’мума мужчины – это первый. О достоинстве совершения в нем намаза говорят следующий хадис: «Лучший ряд для мужчин – первый, а худший – последний, а лучший ряд для женщин – последний, а худший – первый» (сб. АбуДауда, №678). Таким образом, лучший ряд для женщины – последний. Однако это в том случае, если между рядами мужчин и женщин нет перегородки. Если же она есть, то для женщин лучший ряд, как и для мужчин, – первый.
Лучшее место в первом ряду – это место поблизости от имама [4, т.1, с.151]. На это указывают следующие предания, которые приводятся в известном ханафитском труде «альБахр арРаик», в главе о ведении молитвы (имамат): «Когда Всевышний Аллах ниспосылает милость свою на джамаат, Он ниспосылает ее сначала на имама. Затем милость
...ЕщёРасположение рядов молящихся должен быть следующим:сначала взрослые мужчины, потом несовершеннолетние; потом взрослые женщины, потом несовершеннолетние. Лучший ряд для ма’мума мужчины – это первый. О достоинстве совершения в нем намаза говорят следующий хадис: «Лучший ряд для мужчин – первый, а худший – последний, а лучший ряд для женщин – последний, а худший – первый» (сб. АбуДауда, №678). Таким образом, лучший ряд для женщины – последний. Однако это в том случае, если между рядами мужчин и женщин нет перегородки. Если же она есть, то для женщин лучший ряд, как и для мужчин, – первый.
Лучшее место в первом ряду – это место поблизости от имама [4, т.1, с.151]. На это указывают следующие предания, которые приводятся в известном ханафитском труде «альБахр арРаик», в главе о ведении молитвы (имамат): «Когда Всевышний Аллах ниспосылает милость свою на джамаат, Он ниспосылает ее сначала на имама. Затем милость переходит на того, что стоит за ним в первом ряду, затем на правую сторону (ряда), затем на левую, а затем на второй ряд». «Тому молящемуся, что стоит прямо за имамом в первом ряду, – говорится там же в другом хадисе, – записывается сто молитв. Тому, что стоит на правой стороне ряда записывается семьдесят пять молитв. Тому, что стоит на левой стороне – пятьдесят молитв. Тем, что стоят в остальных рядах – двадцать пять».
В то же время в первом ряду следует находиться людям, имеющим соответствующие знания о порядке совершения молитвы и способным заменить имама при нарушении им ритуальной чистоты и в других случаях. Ведь Пророк (САВ) сказал: «Пусть следуют за мной совершеннолетние и разумные из вас, потом те, что следуют за ними в этом, потом те, что следуют за ними» (сб. Муслима, №433; АбуДауда, №674).
Если обе стороны ряда равны, тогда ма’муму следует встать с правой стороны ряда. На предпочтительность этого указывает, в частности, следующий хадис Пророка (САВ): «Поистине, Аллах и ангелы благословляют правую сторону рядов» (сб. АбуДауда, №676). Если справа молящихся больше, то ма’муму следует встать с левой стороны ряда. Ведь, как приводится в хадисе: «Тому, кто заполнит левую сторону мечети изза малочисленности находящихся в ней людей, запишется двойная награда» [7, т.2, с.97].
По мнению ханафитов, разрешено уступать место в первом ряду старшим по возрасту и знаниям из уважения к ним, а также занимать последний ряд, если нахождение в первом ряду вызовет неудобства у совершающих молитву или причинит им неприятности. Об этом говорится в хадисе посланника Аллаха (САВ): «Кто оставит первый ряд, опасаясь причинить вред мусульманину, тому запишется удвоенная награда первого ряда» (ИбнМаджа, №1007) [2, т.2, с.267; 7, т.2, с.97].
Следует заполнять пустые места в рядах как справа, так и слева. При этом если напротив человека есть свободное место в ряду, то разрешается пройти перед ним, чтобы заполнить ряд.
На это указывают слова Пророка (САВ): «Если ктонибудь увидит брешь в ряду, пусть заполнит ее сам. Если же он не сделает этого и ктонибудь пройдет рядом, пусть переступит через шею его [чтобы закрыть брешь], потому что нет ему уважения» [2, т.2, с.269; 7, т.2, с.95].
Если первый ряд уже заполнен, то мусульманину следует встать справа, подождать еще одного человека и образовать вместе с ним второй ряд. Если до поясного поклона имама никто не появится, тогда можно притянуть человека из первого ряда, сведущего в данном вопросе, и образовать второй ряд с ним. Если такого человека перед ним нет, тогда ситуация считается вынужденной, и ему следует встать одному позади ряда за имамом [2, т.2, с.266]. Совершать же намаз одному позади ряда без уважительной причины нежелательно [напр. 3, т.1, с.309].
Ряды совершающих молитву за имамом должны быть ровными, плотными, заполненными. Они до
...ЕщёНа это указывают слова Пророка (САВ): «Если ктонибудь увидит брешь в ряду, пусть заполнит ее сам. Если же он не сделает этого и ктонибудь пройдет рядом, пусть переступит через шею его [чтобы закрыть брешь], потому что нет ему уважения» [2, т.2, с.269; 7, т.2, с.95].
Если первый ряд уже заполнен, то мусульманину следует встать справа, подождать еще одного человека и образовать вместе с ним второй ряд. Если до поясного поклона имама никто не появится, тогда можно притянуть человека из первого ряда, сведущего в данном вопросе, и образовать второй ряд с ним. Если такого человека перед ним нет, тогда ситуация считается вынужденной, и ему следует встать одному позади ряда за имамом [2, т.2, с.266]. Совершать же намаз одному позади ряда без уважительной причины нежелательно [напр. 3, т.1, с.309].
Ряды совершающих молитву за имамом должны быть ровными, плотными, заполненными. Они должны находиться близко друг от друга. На это существуют многочисленные указания из достоверной Сунны, как, например, следующий хадис: «Выпрямляйте ряды, ровняйте плечи, заполняйте пустоты (в рядах), не оставляйте промежутки шайтанам. Тесните плечи, позволяя вошедшему встать в ряд [когда он попросит вас об этом, положив руку на плечо]. Кто заполнит ряд, того вознаградит Аллах, а кто нарушит ряд, того лишит Аллах [награды]» (сб. АбуДауда, №666).
Все вышеперечисленные установления (за исключением разве что пункта о расположения ма’мума позади имама и женщин позади мужчин при совершении коллективной молитвы) отнюдь не относятся к обязательным условиям молитвы. Однако соблюдение этих установлений, несомненно, дополняет молитву и умножает награду за совершение ее.
Ссылки к материалу
1. О нежелательности этого также говорили Салим ибн Абдаллах, Абу-Кыляба, Айюб, Ибн-Аун, аль-Лейс ибн Са’д, Суфьян ас-Саури, Малик ибн Анас, аль-Аузаи, аш-Шафи. Имам Аш-Шафи, в частности, сказал, что праведные предшественники не поступали подобным образом, а некоторые из них порицали это. Имам аш-Шафи полагал, что они порицали повторное совершение молитвы из-за раздора, который будет иметь место в этом случае, а также из-за того, что люди, не желающие совершать молитву за имамом или приходить в мечеть вовремя, будут прогуливать молитву, а потом совершать ее в мечети после остальных. Отделяясь тем самым от общины мусульман, они совершат нежелательный поступок (макрух) [3, Т.1, с. 154].
2. На это указывает следующий хадис: «Как-то раз Пророк (САВ) [совершив молитву во главе джамаата] увидел человека, молящегося отдельно, и сказал: Может, кто-нибудь сделает для него доброе дело и помолится с ним?!» (Сб. ат-Тирмизи, №1632; Абу-Дауда, №574).
3. Согласно сообщению Абу-Юсуфа со слов Абу-Ханифы
4. Согласно сообщению Мухаммада аш-Шибани со слов Абу Ханифы.
5. Если место недостаточно для подобного расположения, то имам и мамум располагаются так, как им позволяют условия
Литература
1. Ибн‘Абидин. Радд альмухтар ‘аля аддурр альмухтар (Хашия Ибн‘Абидин). – Бейрут: «Дар ихья аттурас аль‘араби», 1997 г.
2. АльКасани ‘Аляуддин. Китаб бадаи’ ассанаи’ фи тартиб ашшараи’. – Бейрут: «Дар алькутуб аль‘ильмия».
3. АшШафи’и Мухаммад. Альумм. – Бейрут: «Дар альма’рифа».
4. АнНавави Яхья бин Шараф. АльМаджму’ шарх альмухаззаб. – «Дар альфикр».
5. АшШибани Мухаммад. Китаб альхуджжа ‘аля ахль альМадина (би та’лик Махди Хасан альКиляни альКадири).
6. Камаледдин Мухаммад ибн ‘Абдульвахид. Шарх альфатх алькадир лиль‘аджиз альфакир. – Бейрут: «Дар ихья аттурас аль‘араби» 7. Нуруддин альХейсами. Маджма’ аззаваид ва манба’ альфаваид. – Бейрут: «Муассаса альма’ариф»
<p sfaalgF...ЕщёЛитература
1. Ибн‘Абидин. Радд альмухтар ‘аля аддурр альмухтар (Хашия Ибн‘Абидин). – Бейрут: «Дар ихья аттурас аль‘араби», 1997 г.
2. АльКасани ‘Аляуддин. Китаб бадаи’ ассанаи’ фи тартиб ашшараи’. – Бейрут: «Дар алькутуб аль‘ильмия».
3. АшШафи’и Мухаммад. Альумм. – Бейрут: «Дар альма’рифа».
4. АнНавави Яхья бин Шараф. АльМаджму’ шарх альмухаззаб. – «Дар альфикр».
5. АшШибани Мухаммад. Китаб альхуджжа ‘аля ахль альМадина (би та’лик Махди Хасан альКиляни альКадири).
6. Камаледдин Мухаммад ибн ‘Абдульвахид. Шарх альфатх алькадир лиль‘аджиз альфакир. – Бейрут: «Дар ихья аттурас аль‘араби» 7. Нуруддин альХейсами. Маджма’ аззаваид ва манба’ альфаваид. – Бейрут: «Муассаса альма’ариф»
8. Абдаллах ибнАбиШейба. Альмусаннаф фи альахадис ва альасар. – Бейрут: «Дар альфикр», 1989 г.
9. Абдарраззак асСан’ани. Альмусаннаф. – «Альмаджлис аль‘ильми»
Руфатхазрат Ахметжанов
имам-хатыб
Можно ли молиться коллективно, если опоздали в мечеть?
Вопрос: Некоторые братья в мечети утверждают, что если люди опоздали на джамаат-намаз, то сами они уже не могут совершить намаз с джамаатом, а могут молиться только по отдельности. Так ли это? (Россия, Татарстан)
––––––––––––––––––––––––––––––––––-
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Те, кто пропустил первый джамаат, могут составить второй джамаат. Однако это следует делать за пределами мечети. Второй джамаат в мечети — макрух.
А Аллах знает л
...ЕщёМожно ли молиться коллективно, если опоздали в мечеть?
Вопрос: Некоторые братья в мечети утверждают, что если люди опоздали на джамаат-намаз, то сами они уже не могут совершить намаз с джамаатом, а могут молиться только по отдельности. Так ли это? (Россия, Татарстан)
––––––––––––––––––––––––––––––––––-
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Те, кто пропустил первый джамаат, могут составить второй джамаат. Однако это следует делать за пределами мечети. Второй джамаат в мечети — макрух.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта
Дополнение
Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух. Прошу вас разъяснить насчет джамаат-намаза. Можно ли устраивать второй джамаат в мечети где есть постоянный имам, если по уважительным причинам опоздал на первый джамаат? Уважаемый муфтий, если вас не затруднит, дайте, пожалуйста, полный ответ, почему второй джамаат в мечети – макрух. Просто, братья говорят, приводя мнение ученых, что если по уважительной причине опоздал на первый джамаат, то можно устраивать второй, а макрух – это когда специально опоздал на первый джамаат. (Нальчик, Кабардино-Балкария, Россия)
-----------------------------------
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Факихи постановили, что составление второго джамаата в мечети – макрух. Если группа людей приходит в мечеть после окончания основ
...ЕщёДополнение
Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух. Прошу вас разъяснить насчет джамаат-намаза. Можно ли устраивать второй джамаат в мечети где есть постоянный имам, если по уважительным причинам опоздал на первый джамаат? Уважаемый муфтий, если вас не затруднит, дайте, пожалуйста, полный ответ, почему второй джамаат в мечети – макрух. Просто, братья говорят, приводя мнение ученых, что если по уважительной причине опоздал на первый джамаат, то можно устраивать второй, а макрух – это когда специально опоздал на первый джамаат. (Нальчик, Кабардино-Балкария, Россия)
-----------------------------------
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Факихи постановили, что составление второго джамаата в мечети – макрух. Если группа людей приходит в мечеть после окончания основной группой намаза, прибывшие должны совершить намаз в индивидуальном порядке без азана и икамата. («Аль-мабсут» имама Сарахси, том 1, стр.135; «Аль-маусу’ах», том 12, стр.229)
وإذا دخل القوم مسجدا قد صلى فيه أهله كرهت لهم أن يصلوا جماعة بأذان وإقامة ولكنهم يصلون وحدانا بغير أذان ولا إقامة
ذهب الحنفية، والمالكية، والشافعية: إلى أنه إذا صلى إمام الحي، ثم حضرت جماعة أخرى كره أن يقيموا جماعة فيه على الأصح
Это относится к мечетям в целом: например, местной мечети (в пригороде или городе, селении), где есть назначенный имам и фиксированное время для азана и икамата.
Данное правило основано на хадисе от Абу Бакра (радиаллаху анху), в котором говорится, чтоПосланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) пошел уладить проблему, возникшую у ансаров. После этого он пошел в мечеть для совершения намаза, но коллективный намаз на тот момент уже завершился. Тогда он вернулся домой, собрал свою семью и совершил с ними коллективный намаз.(«Аль-мабсут» имама Сарахси, том 1, стр.135)
عن أبي بكرة رضي الله عنه أن رسول الله صلى الله عليه وسلم خرج من بيته ليصلح بين الأنصار، فرجع وقد صلي في المسجد بجماعة، فدخل منزل بعض أهله، فجمع أهله فصلى بهم جماعة
Рассматривая данный хадис, факихи постановили, что, если б совершение намаза в мечети не было порицаемым, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) попросил бы нескольких сахабовприсоединиться к нему для совершения намаза в мечети. («Аль-маусу’ах», том 12, стр.229)
وقالوا: ولو لم يكره تكرار الجماعة في المسجد لصلى فيه
Причина, которую приводят в объяснение порицаемости составления второго джамаата в мечети, заключается в том, что это приводит к уменьшению числа молящихся основного джамаата. Особенно это касается случая, когда вторые джамааты составляются на регулярной основе, в результате чего н
...Ещёعن أبي بكرة رضي الله عنه أن رسول الله صلى الله عليه وسلم خرج من بيته ليصلح بين الأنصار، فرجع وقد صلي في المسجد بجماعة، فدخل منزل بعض أهله، فجمع أهله فصلى بهم جماعة
Рассматривая данный хадис, факихи постановили, что, если б совершение намаза в мечети не было порицаемым, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) попросил бы нескольких сахабовприсоединиться к нему для совершения намаза в мечети. («Аль-маусу’ах», том 12, стр.229)
وقالوا: ولو لم يكره تكرار الجماعة في المسجد لصلى فيه
Причина, которую приводят в объяснение порицаемости составления второго джамаата в мечети, заключается в том, что это приводит к уменьшению числа молящихся основного джамаата. Особенно это касается случая, когда вторые джамааты составляются на регулярной основе, в результате чего некоторые люди становятся небрежны к совершению намаза с основным джамаатом, поскольку будут полагаться на его совершение со вторым джамаатом. («Аль-маусу’ах», том 12, стр.230)
قالوا: ولأن التكرار يؤدي إلى تقليل الجماعة، لأن الناس إذا علموا: أنهم تفوتهم الجماعة يتعجلون، فتكثر الجماعة
Мне самому приходилось видеть такое в некоторые мечетях, где были дозволены вторые джамааты. Люди, совершавшие намаз с основным джамаатом в мечети, заметив, что впоследствии собирается второй джамаат, начинали пренебрегать основным джамаатом. В конечном счете, численность у второго джамаата была практически такой же, как у основного, поскольку все больше людей переходило во второй джамаат. Это полностью подрывает важность мечети и важность джамаата.
И мудрость факихов становится явной в таких случаях.
Однако исключением из данного правила являются те мечети, что были воздвигнуты у шоссе и магистралей, а также те мечети, которые построены для путников, или если в них нет четкого времени для азана и джамаата. («Аль-маусу’ах», том 12, стр.229)
إلا أن يكون مسجد طريق، ولا إمام له، ولا مؤذن فلا يكره إقامة الجماعة فيه حينئذ
<f
...ЕщёМне самому приходилось видеть такое в некоторые мечетях, где были дозволены вторые джамааты. Люди, совершавшие намаз с основным джамаатом в мечети, заметив, что впоследствии собирается второй джамаат, начинали пренебрегать основным джамаатом. В конечном счете, численность у второго джамаата была практически такой же, как у основного, поскольку все больше людей переходило во второй джамаат. Это полностью подрывает важность мечети и важность джамаата.
И мудрость факихов становится явной в таких случаях.
Однако исключением из данного правила являются те мечети, что были воздвигнуты у шоссе и магистралей, а также те мечети, которые построены для путников, или если в них нет четкого времени для азана и джамаата. («Аль-маусу’ах», том 12, стр.229)
إلا أن يكون مسجد طريق، ولا إمام له، ولا مؤذن فلا يكره إقامة الجماعة فيه حينئذ
Это связано с тем, что вторые и последующие джамааты, в действительности, не влияют на количество молящихся, ведь эти мечети были построены для того, чтобы проезжающим мимо людям было удобно совершать намаз.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта
askimam.ru/publ/mozhno_li_molitsja_kollektivno_esli_opozdali_v_mechet/17-1-0-361