Перевел с арабского языка старший научный сотрудник отдела общественной мысли и исламоведения Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Адыгамов Рамиль Камилович.
Ответственный за выпуск — первый заместитель муфтия Татарстана, председатель вакуфов Валиулла хазрат Ягъкуб.
Предисловие к первому изданию
«Он - тот, кто ниспослал тебе Коран. В нем есть ясно изложенные аяты, в которых суть Писания, другие же аяты требуют толкования. А [люди], в сердцах которых укорени-лось уклонение [от истины], следуют за аятами, которые требуют толкования, стремясь совратить [людей истины] и толковать Коран [по своему усмотрению]. Но не знает его толкования никто, кроме Аллаха. Сведущие в знаниях говорят: "Мы уверовали в него» (3:7).
Хвала Аллаху, который наставил нас на прямой путь и одарил нас свидетельством свободным от уподобления - «ташбих» и отрицания - «таътил». Мир и благоденствие нашему господину Мухаммаду, который запретил поклонение идолам и истуканам.
Далее...
Эта книга принадлежит перу известного ученого Ибн аль- Джаузи. Некоторые из последователей его оппонентов пытались скрыть от нас эту книгу и стереть из нашей памяти его имя. Именно поэтому, а также по причине широкого распространения среди мусульман книг, содержащих в себе ташбих1, я принял решение о необходимости переиздания этой книги. Многие современные авторы очень усердны в написании и издании книг, проповедующих идеологию антропоморфического трактования божественных атрибутов, и наиболее достойным ответом этим людям могут стать только книги Ибн аль-Джаузи.
Уважаемый шейх профессор Мухаммад Захид аль-Каусари, да продлит Аллах его дни, снабдил эту книгу своими комментариями и пояснениями.
Шейх, имам, хафиз, ученый Абуль-Фарадж Абдуррахман ибн Али ибн аль-Джаузи ас-Сиддики аль-Бакри сказал:
Знайте, да наставит вас Аллах, когда я еще раз оценил мазхаб имама Ахмада, да смилостивится над ним Аллах, то обнаружил, что он был великим человеком, с глубокими познаниями в фикхе и древних знаниях. Какой бы вопрос вы не задали, в его мазхабе обязательно есть какой-либо священный текст по поводу вашего вопроса. Но, к сожалению, я обнаружил, что в его мазхабе отсутствуют книги, которые есть у наших оппо-нентов. Поэтому я написал такие книги как «аль-Мугни», «Зад аль-масир», «Тазкират аль-ариб» и др.
Затем мною были написаны несколько книг в области знаний о хадисах «Джами’ аль-масанид», «Хадаик», «Наки ан-нафл», а также множество книг в области ад-джарх ва ат-та’дил2.
Также я обнаружил, что среди наших книг нет комментариев к трудам по фикху. По этому поводу даже аль-Кади (Абу Я’ля) написал: «Я обнаружил, что ученые других мазхабов в своих книгах упоминают точки зрения все своих оппонентов, кроме Ахмада. Позднее я понял, причина этого крылась в том, что у нас нет комментариев к книгам по фикху и написал свой комментарий».
Но к сожалению, комментарий Абу Я’лы не содержал пояснений относительно достоверности доводов, в нем были приведены отвергнутые примеры кияса (аналогии). В связи с этим большинство наших последователей, преподававших фикх, были вынуждены прибегать к комментариям Асада, аль-Амили и аш- Шарифа. Видя это, я решил написать свои комментарии «аль- Инсаф фи масаил аль-хилаф», «Джуннат ан-назар ва джуннар аль-фатар» и «Умдат ад-далаил фи машхур аль-масаил».
После этого я изучил хадисы, которые приводят наши оппоненты, провел их анализ относительно достоверности и недостоверности, в результате чего появилась книга «аль-Бази аль-ашхуб аль-мункид аля мухалифи аль-мазхаб».
Затем я написал книги о частных вопросах мусульманского права «аль-Мухаззаб фи аль-мазхаб», «Масбук аз-захаб», «аль-Булга» и книгу о мусульманском символе веры «Минхадж аль-вусул иля ильм аль-усуль», в итоге число моих трудов достигло двухсот пятидесяти.
Позднее я обнаружил, что некоторые из последователей нашего мазхаба высказали недопустимые идеи относительно основ веры, а трое из них Абу Абдулла ибн Хамид3, его ученик кади Абу Я’ля4 и Ибн аз-Загуни5 даже написали книги, которыми опорочили мазхаб. Эти люди опустились до уровня простолюдинов (амми) и приписали Аллаху ощущаемые атрибуты и заявили о том, что якобы Аллах создал человека по Своему подобию. Они приписали Аллаху образ, лицо, которое является дополнением Его сущности, глаза, рот, язычки, зубы, светильники, украшающие Его лицо, руки, пальцы, кисть, мизинец, большой палец, грудь, бедро, голени, стопы. После всего этого они заявляют: «Но у нас нет информации о наличии у Него головы».
Они же заявляют: «Он может прикасаться и к Нему можно прикоснуться, Он может приблизить своего раба к Своей Сущности», некоторые из них заявили: «Он дышит». И в конце они говорят простолюдинам: «Однако, все это не поддается осмыслению человеческим разумом».
Эти люди прибегли к буквальной трактовке божественных атрибутов, назвав их «ас-сифат тасмия мубтада’а» («изобретенные нарицательные атрибуты»), у них по этому поводу нет никаких доводов ни в священных текстах, ни в разумных доводах. Они не обращают внимания на священные тексты, отвергающие буквальную трактовку божественных атрибутов. Более того, они даже не отрицают буквальные значения, указывающие на «возникновение» («хадас»). Они выдумали «атрибуты действия» («сифат фи’л») и атрибуты сущности («сифат зат»).
Заявив о признании этих атрибутов, они отказались давать им соответствующие языковые значения, например, рука - милость и могущество, приближение, приход - милость и доброта, голень - тягость, наоборот, они сказали: «Мы будем трактовать эти атрибуты в буквальном значении. Известные значения этих атрибутов связаны с человеком. И все известное по мере возможности следует трактовать в прямом смысле, а не переносном». После этого, чтобы избавиться от прозвища «мушаббиха» они говорят: «Мы последователи сунны», на самом же деле их учение явно – ученые мушаббиха-уподобленцев.
За этими людьми последовали невежественные просто-людины, я пытался наставлять их и говорил: «О коллеги, разве вы не являетесь приверженцами священных текстов? Разве вы забыли, что ваш великий имама Ахмад ибн Ханбал, да смило-стивится над ним Аллах, даже под плетьми плача говорил: «Как я могу говорить то, чего не сказал Он»6. Остерегайтесь привносить в его мазхаб то, чего в нем не было». Вы ответили: «В хадисе ясно говорится об органе, называемом стопой». Знайте же, когда Аллах сообщил о Исе (мир ему), что он является божественным духом «Рух Аллах», христиане, да проклянет их Аллах, возомнили, что у Аллаха есть атрибут «дух», который был внедрен в Марьям.
Если кто-либо заявляет, что Аллах вознесся Своей Сущ-ностью, то он уже ограничил Его рамками ощущаемого и ося-заемого. Не забывайте, что основой всегда является разум, ведь только благодаря ему мы познали Аллаха и Его извечность. Если бы вы заявили: «Мы читаем хадисы, но молчим об их смысле», то вам никто не сказал бы ни слова. Но ваша буквальная трактовка хадисов является мерзким7 деянием.
Не вносите в мазхаб этого праведного человека, салафа, то, чего в нем не было. Именно благодаря вам, наш мазхаб опозорен, и при упоминании слова «ханбалит» на ум всегда приходит «муджассимит». Вдобавок ко всему сказанному вы очернили свой мазхаб приверженностью Язиду бин Муавии, в то время как имам Ахмад разрешил проклинать этого человека. Именно по вашей вине Абу Мухаммад ат-Тамими, имея в виду некоторых ваших имамов8, сказал: «Этот мазхаб опозорен мерзким позором, от которого не отмоется вплоть до Судного дня».
Раздел: Вышеупомянутые авторы трудов совершили семь видов ошибок.
Во-первых, они назвали предикат «предикатом атрибутов», на самом же деле это лишь добавочная информация, которая не всегда является атрибутом. Например, в Коране сказано: «и вдохну в него от Моего духа» (15:29), это еще не значит, что у Аллаха есть атрибут, именуемый «духом». Поэтому те, кто характеризуют добавочную информацию как атрибут, совершают новшество.
Во-вторых, они заявили: «Все эти хадисы являются двусмысленными, их истинный смысл известен только Аллаху», но в то же время они делают другое заявление: «Мы будем комментировать их буквально». Разве эти речи не удивительны, разве может быть буквальное значение у того, что известно только Аллаху? Разве буквальным смыслом «аль-истива» является «сидение»? И разве буквальным смыслом «нисхождения» («нузуль») может быть «передвижение, перемещение»?
В-третьих, они утверждают о наличии у Аллаха некоторых атрибутов, но ведь это может подтверждаться только бесспорными «кат'и» доводами, которыми подтверждается Его божественная сущность.
В-четвертых, при утверждении тех или иных атрибутов они одновременно допускают использование известных хадисов, например: «Аллах нисходит в небеса этого мира», и недостоверных хадисов, например: «Я видел Аллаха в самом прекраснейшем облике».
В-пятых, они не придают значения, является ли хадис марфуом или же маукуфом (со ссылкой на кого-либо из сподвижников), на основе обоих видов хадисов они делают выводы относительно атрибутов Аллаха.
В-шестых, в одном случае они применяют трактовку хадисов, в другом нет, например, в одном из хадисов сказано: «Кто придет ко Мне шагом, к тому Я поспешу легким бегом», комментируя этот хадис, они сказали, что в нем идет речь о милости Аллаха.
В-седьмых, они связали смысл хадисов с физическими ощущениями. Поэтому они говорят: «Он нисходит и передвигается Своей божественной Сущностью, но это не поддается осмыслению». Они запутываются сами и запутывают тех, кто слушает их теории.
Исходя из вышеизложенного, я решил написать эту книгу. Я хочу оправдать имама Ахмада и показать, что он не имеет никакого отношения к извращенной акыде этих людей. Также я хочу напомнить, что при познании Аллаха не может быть никакого таклида (следования авторитетам). Имаму Ахмаду однажды задали вопрос, и он ответил. Собеседник возразил: «Ибн аль-Мубарак не говорил этого», имам Ахмад ответил: «Ибн аль-Мубарак не спустился с небес». А имам аш-Шафиги по этому же поводу сказал: «Перед тем как ответить Малику, я совещаясь с Аллахом, совершил молитву истихара».
Когда трое вышеупомянутых оппонентов написали свои книги, я избрал труд кади Абу Я’лы и написал свою книгу в порядке, изложенном им, приводя соответствующие аяты и хадисы.
Примечание:
1 От арабского ат-ташбих (уподобление), то есть уподобление Аллаха человеку посредством антропоморфного и буквального толкования Его атрибутов.
2 Наука о критике и одобрении передатчиков хадисов.
3 Ханбалитский шейх Абу Абдулла аль-Хасан ибн Хамид ибн Али аль- Багдади аль-Варрак, ум. 403 г.х (1012 г.). Его перу принадлежит множество трудов, среди которых есть комментарии к основам религии, в нем он приводит некоторые недопустимые идеи, и автор ниже рассмотрит их, его учеником был казий Абу Я’ля аль-Ханбали.
4 Казий Абу Я’ля Мухаммад ибн аль-Хусейн ибн Мухаммад ибн Халаф ибн аль-Фарраъ аль-Ханбали, ум. 458г.х. (1065г.). Абу Хамид ат-Тамими об этом человеке написал следующее: «Абу Я’ля так опозорил ханбалитский мазхаб, что этот позор не смоют даже воды моря. Об этом сообщает Ибн аль-Асир и Абу аль-Фидаъ. Он приписал имаму Ахмаду такие вещи, от которых тот вообще был далек. Ибн Бадран ад-Дашти, критикуя раздел «Об утверждении границ» из книги Абу Я’лы, писал о том, что это является великим позором. Хочется предупредить читателя, что кади Абу Я’ля и хафиз Абу Я’ля Ахмад ибн Али аль-Мусыли являются разными людьми, второй является передатчиком книги Абу Юсуфа от Башара ибн аль-Валида.
5 Абуль-Хасан Али ибн Убайдулла ибн Наср аз-Загуни аль-Ханбали ум. 527 г.х. (1132г.) является наставником автора данной книги, его перу принадлежит книга «аль-Идах мин гараиб ат-ташбих ма юхару фихи ан-набих».
6 Когда имама Ахмада спросили о смысле хадисов о нисхождении, лицезрении, возложении ступни и т.п., он ответил: «Мы верим в эти хадисы, признаем их, но не придаем этому какого-либо конкретного значения и смысла». В другой раз, когда его спросили об истава на Трон, он ответил: «Он истава на Трон так, как пожелал, у этого понятия нет никаких границ и атрибутов, которые мы могли бы приписать ему» об этом сказано в «ас-Сунна» аль-Халлала, в цепочке Ханбала, который сослался на своего дядю имама Ахмада. Таким образом, саляфы воздерживались от комментариев и очищали Аллаха от какого-либо подобия. А иногда имам Ахмад, также как халяфы комментировал божественные атрибуты.
Однажды ему задали вопрос о хадисе, сообщающем, что в Судный день придут суры «аль-Бакара» и «ат-Табарак». Он ответил: «Да, это действительно так, ведь Аллах сказал о себе в Коране: «когда Господь твой придет вместе с ангелами, выстроившимися рядами» (89:22), и речь здесь идет о могуществе Аллаха». Ибн Хазм аз-Захири в своем «аль-Фасл» пишет: «До нас дошел риваят о том, что имам Ахмад бин Ханбал, да смилостивится над ним Аллах, комментируя аят: «когда Господь твой придет вместе с ангелами, выстроившимися рядами» сказал: «Придет веление Аллаха»». Что же касается, риваятов о том, что имам Ахмад придерживался каких-то других воззрений, то они являются причиной фанатизма и неверного понимания его учения.
7 Шейх профессор Мухаммад Абдо, да смилостивится над ним Аллах, комментируя «аль-Гадудия» и рассуждая о причинах раскола уммы, пишет: «Речи Аллаха и пророка с.г.с. составлены из арабских слов и знатокам языка прекрасно известны их значения. Поэтому следует прибегать к тем значениям, на которые эти слова по праву указывают, не зависимо от того, какие они». Если рассуждать подобным образом, то единственно правыми окажутся только муджассимиты-захириты, заявляющие об обязательности использования всех священных текстов, невзирая на средства доказывания. На самом же деле каждому известно, насколько запутано учение этих людей, их путь ни в коем случае не предлагает ясное и несомненное знание. Поэтому следует отказаться от буквального значения, несущего в себе недостатки (в божественных атрибутах), и предпочесть переносное значение, несущее в себе совершенство (божественных атрибутов). И если уж мы допустили трактовку (таъвил) одного из доводов, то соответственно допускается трактовка и других доводов, поскольку между доводами и словами нет никакой разницы.
8 Имеется в виду казий Абу Ягля, о котором мы говорили выше.
Автор: Имам Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи
Книга: «Дафу Шубах ат-Ташбих»
Примечание: Шейх Мухаммад Захид аль-Каусари аль-Ханафи
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1