Часто от мусульман можно слышать, что Иисус якобы не был распят на кресте. Он вообще не испытал смерти, а Аллах сохранил Его от этого и забрал живым на небеса. Причем эта исламская догма, оказывается, совсем не соответствует аятам самого Корана, что я и постараюсь сейчас показать.
Есть одно единственное упоминание в Коране, которое якобы говорит о том, что Иса (библейский Иисус) не испытал смерть. Вот оно (сура «Женщины», аяты 157-158): «…и за их слова: "Мы ведь убили Мессию, Ису, сына Марйам, посланника Аллаха" . А они не убили его и не распяли, но это только представилось им; и, поистине, те, которые разногласят об этом, - в сомнении о нем; нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предложением. Они не убивали его, - наверное, . 158 . нет, Аллах вознес его к Себе: ведь Аллах велик, мудр!».
Относительно этих аятов есть много исламских комментариев, 10 из них являются основными. Но их можно свести всего к шести. И один из этих 6 мусульманских комментариев, кстати, говорит именно о смерти Исы в этих аятах.
В самом деле, можем ли мы на основе этих аятов категорично утверждать, что Иса не испытал смерти? Нет! Люди в этом стихе пребывают в сомнениях и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Значит, они просто находятся в догадках. Они не уверены в том, убили ли они Ису или нет. Поэтому не стоит делать заключение о смерти Исы, исходя из одного этого стиха.
В контексте слово «они» относится к иудеям, и Коран опровергает заявление иудеев о том, что именно они убили Ису и в то же самое время здесь же в контексте Коран говорит о смерти Исы: «И поистине, из людей писания нет никого, кто бы не уверовал в него до его смерти, а в день воскресения он будет свидетелем против них!» – (4:159).
Поэтому правильное толкование 4:157-158 подразумевает, что не иудеи убили Ису, а Аллах Сам это сделал их руками и вознес его к Себе. Другие аяты Корана также подтверждают эту точку зрения (смерть Исы от руки Аллаха, а не иудеев). В суре «Трапеза» (аят 117) говорится: «Я не говорил им ничего, кроме того, о чем Ты мне приказал: "Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему!" Я был свидетелем о них, пока пребывал среди них, а когда Ты меня упокоил, Ты был наблюдателем за ними, и Ты - свидетель всякой вещи». (перевод Крачковского). Или (перевод Саблукова): «Я говорил им только то, что повелел Ты мне: " покланяйтесь Богу, Господу моему и Господу вашему"! Я свидетель о них только на то время, покуда я был с ними; но с того времени, как Ты подверг меня смерти, Ты был стражем их: ибо Ты присущ всему».
В суре «семейство Имрана» (аят 55) находим дальнейшее подтверждение смерти Исы: «Вот сказал Аллах: "О Иса! Я упокою тебя, и вознесу тебя ко Мне, и очищу тебя от тех, которые не веровали, и сделаю тех, которые последовали за тобой, выше тех, которые не веровали, до дня воскресения. Потом ко Мне будет ваше возвращение, и Я рассужу между вами относительно того, в чем вы разногласили» (перевод Крачковского). Или (перевод Саблукова): «Бог сказал: Иисус! Я подвергну тебя смерти, вознесу тебя ко Мне, избавлю тебя от тех, которые не уверовали; а тех, которые последовали тебе, поставлю выше неверующих, до дня воскресения. Со временем будет ваше возвращение ко Мне, и Я рассужу вас в том, в чём вы между собой разногласили».
В арабском оригинале словам «упокоить» соответствует выражение «мутаваффика» (3:55, страдательная форма глагола – «сделаю тебя упокоенным») и «таваффаитани» (5:117, «по причине Тебя я умер»). «Таваффаитани» встречается в Коране 24 раза и всегда подразумевает только смерть. Многие уважаемые мусульманские богословы в комментариях к Корану переводят этот глагол, как «лишить жизни» или «умертвить», указывая на то, что смерть Исы предшествовала его вознесению на небо. Большинство переводчиков избегает перевести арабское слово «маут» буквально: «умереть», «погибнуть» и используют обтекаемое «упокоить». Саблуков в русском переводе делает это честно. В татарских переводах (от Салмана и Батуллы), кстати, сделано это также честно: «Аллах говорит: «Иса, тебя Я умерщвлю («не они, не иудеи» - тафсир) и вознесу к Себе» (3:55); «а когда Ты меня умертвил, Ты был наблюдателем за ними» (5:117).
Следующие аяты Корана также подразумевают смерть Исы (сура «Марьям, аят 33 и аят 15): «И мир мне в тот день, как я родился, и в день, что умру, и в день, когда буду воскрешен живым!» (19:33).
Это слова Исы. Ясно, что здесь логично представить обычную последовательность: рождение, смерть, воскресение, а не второе пришествие, смерть и воскресение. Здесь ничто не говорит о втором пришествии Исы. Не сказано: «родился, вознесен, пришел второй раз, умер, воскрешен». Это же подтверждает и другой аят в этой же суре о пророке Яхъя: здесь также идет повседневная последовательность: рождение, смерть, воскресение (без 2-го пришествия): «Мир ему в день, когда он родился, и в день, когда умрет, и в день, когда будет воскрешен живым!» (19:15).
И пророк Мухаммад соглашается с показаниями Исы о том, что Иса родился, умер и снова вернулся к жизни (19:33): «Таков Иса, сын Марьям! Слово Истины, относительно которого они препираются» (Коран 19:34). Т.е пророк Мухаммад сказал про утверждение Исы: «это истина». Или другими словами Мухаммад мог сказать что-то наподобие: «Послушайте меня. Не спорьте больше об этом. Не обсуждайте больше это и не сомневайтесь в том, что Иса умер и вернулся к жизни из мертвых!»
В подтверждение данного толкования служит еще один аят Корана (сура «Корова», аят 87): «Мы дали Мусе писание и вслед за ним Мы отправили посланников; и Мы даровали Исе, сыну Марйам, ясные знамения и подкрепили его духом святым. Неужели же каждый раз, как к вам приходит посланник с тем, чего ваши души не желают, вы превозноситесь? Одних вы объявили лжецами, других вы убиваете» (2:87).
Здесь Мухаммад укоряет иудеев за тяжкий грех убийства пророков. В этих аятах Мухаммад упоминает двух пророков – Мусу и Ису. Вопрос вот в чем: кто из них воплощает тот грех, который совершили иудеи? Неужели Муса? Этого просто не может быть, потому что он не был убит. А умер естественной смертью. Иудеи не убивали Мусу. Очевидно, что Иса был тем пророком, на примере которого Мухаммад хотел как можно ярче показать пагубную традицию иудеев избивать (и убивать) пророков Аллаха.
Предположим, что кто-то убил человека, ударив его сзади ножом. Мы можем сказать, что человек был убит убийцей или же мы можем сказать, что он умер от ножа. Аллах использовал иудеев (и римлян), как орудие убийства Исы аль-Масиха. Вспомните историю о том, как люди Мухаммеда хвастались своей победой над врагом в битве при Бадре? Но что говорит об этом Коран: «Не вы убили их, а Аллах убил их. Не ты бросил горсть песку, когда бросал, дабы подвергнуть верующих прекрасному испытанию от Себя. Воистину, Аллах - Слышащий, Знающий» (Коран, сура «Добыча», аят:17).
Аллах может делать все что угодно. В Коране говорится: «Скажи: «Кто может хотя бы немного помешать Аллаху, если Он пожелает погубить Мессию, сына Марьям, его мать и всех, кто на земле?» Аллаху принадлежит власть над небесами, землей и тем, что между ними. Он создает, что пожелает. Аллах способен на всякую вещь» (Коран, сура «Трапеза», аят 17).
Мы знаем, что Иудеи хотели убить Ису и замышляли, как это сделать, но у Аллаха были Свои причины и планы. Вот о чем говорится, когда сказано: «Они хитрили, и Аллах, а ведь Аллах – Наилучший из хитрецов» (Коран, сура 3 «семейство Имрана», аят:54). Дальше в следующем стихе идет описание того, каков был план Аллаха относительно Исы. Я уже приводил этот аят, где говорится: «Вот сказал Аллах: «О Иса! я умерщвлю тебя и вознесу тебя к Себе. Я очищу тебя от тех, кто не уверовал, а тех, которые последовали за тобой, возвышу до самого Дня воскресения над теми, которые не уверовали» (Коран 3:55).
У Аллаха был такой план. Он заключался в том, чтобы обеспечить людям Путь, через который они будут приняты Аллахом и попадут на небо («до самого Дня воскресения»).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2