Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В субботу Светлой седмицы, братья и сестры, по Уставу Православной Церкви раздробляется артос и после богослужения раздается верующим. Слово «артос» греческое, оно означает «квасный, дрожжевой хлеб» и упоминается в Евангелиях в греческом тексте при совершении Тайной вечери Господа нашего Иисуса Христа. По этой причине и Божественная литургия, совершаемая уже в течение двух тысяч лет в Святой Православной Церкви, совершается не на опресноках, как у католиков или армян, но совершается на квасном дрожжевом хлебе, на греческом языке называемом артос.
Сам чин артоса пошёл ещё со времён апостолов, которые всегда явно ощущали присутствие Господа вместе с ними. И когда после Его Вознесения садились за трапезу, от хлеба отделяли невидимо присутствующему рядом с ними на трапезе Господу Иисусу Христу. Память об этом и в святых Афонских монастырях, с XII века записана в греческом Уставе (обычай этот существовал и раньше, записан просто был в XII веке). Братья по примеру апостолов пекли специальные хлебы ― артосы ― и в течение Светлой седмицы носили их во время крестных ходов вокруг храма, а потом относили их во время своей трапезы в трапезную. Там поставляли в воспоминание этого невидимого присутствия Господа с нами в Святой Православной Церкви. Сам Господь и Владыка наш сказал: «Се Я с вами до скончания века» (Мф. 28:20).
И это сладкое обетование Христа Спасителя относится ко всем нам, православным христианам, с которыми Господь пребывает до скончания века. В чистых душах, исполняющих Заповеди Христовы, Он Сам вселяется по своему неложному слову, что те, кто будут исполнять Его Заповеди, будут возлюблены Им и Отцом Небесным. И Они вместе придут и сотворят в душе такого человека обитель.
Присутствует Он с нами и в Святых Своих Таинствах, когда мы лобызаем Его Тело и соединяемся с Ним в Таинстве Святой Евхаристии. И всякое богоугодное и доброе дело ― началом, серединой и концом его является Господь наш Иисус Христос. Он дарует нам благое желание совершить это дело, дарует нам силы на совершение его, дарует и обстоятельства, при которых мы можем совершить это дело. Это дело совершается не так, как обычные дела человеческие. В обычных делах люди уповают или на свои физические или умственные силы, или на своё богатство, но в делах Божественных Господь Сам является для человека и силами, и богатством, и всем остальным ― в общем, всем является Господь для человека, уповающего на Него.
И когда Он посылал святых апостолов, то говорил, чтобы они не брали с собой ни золота, ни меди в поясах, но надеялись бы только на Него Самого. И мы видим, как могущественно апостолы, надеясь на Христа Спасителя и не имея, как говорил апостол Пётр при входе в храм Соломона хромому человеку от чрева матери, который находился там, что «Не имею у себя ни золота, ни серебра, но что имею, дам тебе», так и все апостолы, не имея у себя ни серебра, ни золота, силой Божией покорили весь мир и везде проповедовали своего Творца и Создателя.
Иудеи надеялись на золото. Сначала подкупили Иуду, чтобы с помощью этого богатства разрушить дело Христово. Затем ими же были подкуплены воины, пытались утолить и игемона, чтобы оболгать и само Воскресение Христово. Но несмотря на всё их огромное количество золота, которое они потратили, для того чтобы оболгать проповедь Христову, она действием Божиим распространилась по всему миру. Апостолы, надеясь на Божественную помощь, не боялись ни мук, ни трудностей, но обходили все существовавшие тогда страны, и перед царями, и игемонами-мучителями, и перед простыми людьми проповедовали Воскресшего Христа Спасителя.
Так и мы, братья и сестры, должны надеяться не на это тленное богатство, с помощью которого человек часто покупает вещи себе не только ненужные, но и крайне вредные. Иуда на это богатство приобрёл ту верёвку, на которой повесился. Гиезий приобрёл проказу, немилосердный богач евангельский приобрёл вечные муки вместо того, чтобы вместе с бедным и убогим Лазарем наслаждаться в Царстве Небесном.
Святые же угодники Божии, и апостол Иоанн Креститель, апостол Павел и другие ― все они находились в бедности, и ради бедности приобрели великое сокровище духовное. И если кто-то думает, что богатство дарует ему безопасность, то он должен понять, что находится в самообольщении, потому что богатый человек постоянно находится в тревоге и переживает. Он должен льстить и своим начальникам, потому что у любого богатого человека, даже если он будет или миллиардером, или олигархом, всё равно есть более богатые люди, перед которыми ему нужно льстить и выслуживаться. Должен он угождать и своим подчинённым, которые могут подстроить ему какой-нибудь хитрый план или замысел, должен смотреть и на своих ненасытных таких же корыстолюбцев-конкурентов, которые постоянно роют ему подкопы.
Таким образом, он постоянно в тревоге, в смятении, в боязни, постоянно смущаемый, и никогда не находит покоя. Бедный же человек пребывает, наоборот, в другом состоянии. Он всегда спокоен и всегда радостен, и всегда готов на всякое доброе дело. Кто-то скажет, что богатый часто обижает бедного, но в этом случае, если мы посмотрим по-евангельски, намного блаженнее быть обижаемым, чем тем человеком, который обижает. Если человек обижаемый терпит это с благодарением, то делает это как раз по той причине, что перед этим он отказался от своего богатства и начал раздавать его своим братьям, бедным и неимущим.
Если человек обижает, то делает это по той причине, что богатство наложило на него свои оковы и держит его в этих цепях, и заставляет совершать и много других неправедных поступков. По этой причине гораздо блаженнее быть обижаемым. И если же по причине нашей бедности приходится претерпевать или голод, или скитания, то и в этом случае такие люди становятся на ту ступеньку, на которой находился апостол Павел, который часто во время проповеди пребывал в наготе, голоде, жажде. Сын Человеческий Господь наш Иисус Христос во время Своей проповеди не имел, где главы подклонити, и босиком обошёл всю Иудейскую землю.
И таковой человек, находящийся в бедности, в милости Божией уподобляется и апостолам, и стремится к примеру, который показал нам Владыка наш Господь. Он родился в семье древоделателя, обрабатывающего древо, родился в простой пещере, и всю Свою жизнь проводил в нищете и бедности, чтобы показать, что богатство ― золото и серебро ― не являются добром, но являются очень часто погибелью для человека, уповающего на него и прилепившегося всем своим сердцем к этим веществам, которые являются обычным прахом и землёю. Если прах бросить в воду, то он становится грязью. Такой же грязью на самом деле является золото или серебро, но только в умах изнеженных людей оно представляется чем-то многоценным.
Поэтому, братья и сестры, в нашей временной жизни не будем уповать на богатство, как на него уповали иудеи, Иуда, Гиезий и все остальные, которые закончили свою жизнь адскими мучениями. Но будем стараться, чтобы Господь наш Иисус Христос стал для нас всем ― и здоровьем, и мудростью, и силой, и богатством, и всеми обстоятельствами нашей жизни, чтобы она прошла так же славно, в добродетелях, как прошла у святых апостолов, и чтобы нам вместе с ними наслаждаться и в этой временной жизни в вечной радости о Воскресшем Христе Спасителе и вместе пребывать в Царстве Небесном. Аминь.
#православие #духовныенаставления #пасха #ВоскресениеХристово
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1