Моссовета! Спасибо за такой глубокий, внимательный и вдумчивый отзыв! Сердце радуется, что люди именно так смотрят наши спектакли! Следующий спектакль " Жестокие игры" 21 декабря.
. .
#ОтзывЗрителя "Жестокие игры" или "Надежда на Любовь"?
* * *
Эпилог. "Я обращаюсь с требованьем веры.
И с просьбой о любви".
* * *
Как же здорово наблюдать, как за год вырос один из любимых спектаклей. Это как с человеком или с ребёнком: когда его постоянно видишь, не замечаешь, как он меняется, а потом вдруг - раз! и он уже какой-то не такой, как был. При чем, удивительно, что изменился и вырос он как надо, органично и пропорционально, а не только отдельные его части.
Конечно, есть фактор личного восприятия, потому что это ведь тоже переменная величина, поэтому все мои впечатления - это только мои впечатления.
Я пишу об этом спектакле уже не первый и, вероятно, не последний раз, и скорее всего, мой отзыв будет не очень интересен тем, кто не смотрел этот спектакль никогда. Поэтому надо бы что-то сказать для тех, кто его никогда не видел. Театр - это то искусство, которое больше всего похоже на жизнь. Это единственное искусство, которое творится здесь и сейчас, жизни внутри жизни. И как в любой жизни, в ней может быть что-то красивое и некрасивое, понятное и непонятное, привлекательное и отталкивающее, прекрасное и ужасное, простое и сложное. Тонкое, светлое, непостижимое, серьезное, ранящее, задевающее...какое угодно. "Жестокие игры" - это спектакль, который очень похож на жизнь. Жизнь, как она есть, не приукрашенная красивыми рюшами. Посмотреть на жизнь такую, как она есть - это почти что терапия. Посмотреть на это невозможно через отзывы, нужно просто посмотреть. Как говорит Кай, герой Мити Фёдорова, о самопознании - "это отойти в сторону от себя, уйти, а затем обернуться вдруг и увидеть...".
Ну, а если опустить все эти сложные размышления, то скажу, что во время очередного яркого перфоманса (их вас будет ждать несколько), какая-то юная зрительница позади меня воскликнула "Как это круто!". В общем, это не только терапия, это ещё и круто. 🙂 И в которой раз говорю: блистательный актёрский состав!!! За которым очень интересно наблюдать.
Ну а теперь очередная партия моих личных инсайтов 🙂
В первом акте у меня несколько раз сложилось абсолютное впечатление, что я смотрю кино примерно того года, когда была написана пьеса Алексея Николаевича Арбузова (1978 год). При том, что, как мы знаем, режиссёр Марчелли поставил спектакль "вне времени", и на первый взгляд, переместил нас в сегодняшний день, отдельные сцены первого акта выглядели так, будто ты включил телевизор, а там идёт какой-то фильм, может быть, начала 80-х, а может конца 80-х, но эффект "кинематографичности" производит очень интересное впечатление. А самое главное, что есть в этом какая-то "арбузовщина", есть в этом кусочек того времени. Сложно сказать, за счёт чего это происходит, это вопросы уже, наверное, к театральным критикам. Но эта перекличка времён для меня лично так отчётливо прочиталась впервые. Даже диалог молодежи об атомной бомбе теперь звучит как-то иначе, будто бы зацикливая ход истории в какой-то временной круг.
Также создалось впечатление, что молодёжь стала чувствовать себя как-то свободнее, раскованнее, тут уже скорее приблизившись к современной молодёжи нашего времени. Спектакль всё больше становится похож на жизнь, практически "реалити-шоу", за которым мы наблюдаем на сцене. Даже удивительно, как органично в такой формат вписался текст Арбузова. Несмотря на жёсткие, и даже жестокие персонажи молодёжи, видно, с какой добротой они сыграны.
О зрителях. Здорово, что так много молодёжи было в зале. Здорово, что так много появилось живых реакций.
Может быть, это моя фантазия, но мне показалось очередной метафорой, что после знаменитого хора в дождевиках (спойлер о перфомансах) на белом полотне мы видим зрительный зал, который проецируется через объектив фотоаппарата Кая. Будто бы нам говорят "Смотрите, вы такие же, как они" 🙂
Пожалуй, что мой ТОП среди зрителей - это пара средних лет: прямо на выходе из театра мужчина произнес в телефон "Сынок, нам очень понравился спектакль!". Это было будто продолжение этой истории, которую мы все видели на сцене. Если этот спектакль заставил хотя бы одного человека кому-то позвонить, написать, или искренне что-то сказать, то этот спектакль уже стоит очень дорогого. Это всё про любовь.
Возвращаясь к спектаклю.
Константинов (Александр Бобровский / Виталий Кищенко). А. Бобровский - прекрасен и любим многими зрителями театра Моссовета, но ведь так и хочется сказать про него "Хороший же парень!". А Кищенко-то, Кищенко! Это же какой-то концентрат Константинова. Прямо трактором проезжает он своим Константиновым, вызывая и жалость и ужас.
Олег Палыч (Александр Яцко / Дмитрий Щербина). Почти тот же эффект. "Хороший же парень!" - хочется сказать про Дмитрия Щербину. Как работает эта магия театра, что прямо сразу по нему видно, что он про Кая-Юлика всё понимает, сочувствие у него прослеживается какое-то, он даже будто бы расстроен слегка, что всё вот так вышло. А вот Яцко - это концентрат ОлегПалыча 🙂 Немного формальный и равнодушный.
Но, прекрасны все, и в том-то и прелесть, что в спектакле существуют такие разные воплощения одного и того же человека. И это даёт возможность, например, взглянуть в альтернативную реальность и посмотреть, а какой бы был Олег Палыч, который сопереживает Юлику.
Второй акт. До моего осознания впервые добралась фраза Мишки Земцова "Игры много", которую он бросает вслед уезжающей Маше. "Брось игры" - говорит в конце сама Маша, будто бы до неё тоже добралась эта фраза (хотя в моменте даже неясно, слышала ли она её). И тут уж хочется пофилософствовать на тему того, что истина нашла адресата, но только какой ценой. (я уже как-то сравнивала персонаж Мишки с аносовским Мышкиным. Вот и тут герой Аносова выступает практически проводником.)
Маша. Очень тонко сыгранный образ Маши Ириной Климовой. Тонко, потому что за минимализмом, аскетичностью образа можно прочитать ух скоооолько всегооо... "Беспокойное равнодушие", хочется назвать это так, передаёт зрителю Ирина Климова через свою героиню Машу Земцову. И снова магия театра: в начале второго акта мы видим простой семейный быт, почти что идиллию, но ведь с первых кадров сразу понимаем, что тут что-то не так. Миша, словно аффирмацию, напевает свою песню, как "Мишка и Машка жили на свете", а Маше скучно и беспокойно. В какой-то совершенно простой бытовой зарисовке, кажется, что в её голове проносятся вихри мыслей. "На душе пусто" - скажет её героиня, но уже потом, получив все инсайты. Да оно же так всегда и было, - хочется ответить ей. Но вообще удивительно созданный образ Ириной Климовой: мы видим целую историю трансформации персонажа, возможно, самую мощную и глубинную из всех героев, но при этом это всё происходит в каком-то невидимом поле, на уровне ощущений. При всей кажущейся статике, присущей многим сценам Маши Земцовой, героиня Ирины Климовой постоянно меняется. Невероятно проделанная работа.
Прекрасно создан эффект категорического не только непонимания, но и непринятия любви. Этот маленький и хрупкий боец за идеи даже в расчёт не берёт, что её искренне любят, и как страус прячет голову куда угодно, лишь бы только никогда случайно не увидеть, КАК её любят!
"Как невнимательно мы живём..."? Даже не желая пробовать по-другому.
Один из моих любимых моментов - это решение диалога Мишки и Нелли на фоне дождя. Одно из самых удачных режиссёрских решений, и как это всё играет взглядом Антон Аносов. Просто браво! И снова в невидимом поле видно сколько в этом взгляде переживаний, боли, грусти и тоски. Какое абсолютное незримое присутствие Маши в этом диалоге. "Железный молодец" - назовёт его Маша. И сколько внутри чувств в этом железном человеке, любящем всей душой. Единственно любящем. Сцена точно в копилку тех, что "проезжает трактором".
Думаю, что "Жестокие игры" сообщают нам одну важную вещь, о которой нам всем стоит подумать. Любовь - это всегда выбор, это согласие. Можно тщательно собирать в коробочку все свои боли, всех своих демонов, превратить себя в человека-функцию Никиту Лихачева, играющую Нелю, в Кая с холодным сердцем или снежную королеву нефтяных скважин.
А можно однажды дать своё согласие и выбрать любовь. Любовь глобальную, в самом широком смысле этого слова. И даже если не умеешь, то научиться. Бросить игры и научиться, вопреки всякому бэкграунду, вопреки всем сквозным ранам, болезненному опыту и неудачам. Такой шанс точно даётся каждому без исключения: в детях, в близких, в друзьях, в любимых. (Примеры: Терентий и его отец, Маша и её дочь, Неля и Никита). Это работа, которую не сделает ни один терапевт, но точно способен сделать каждый из нас. Та терапия, за который стоит идти на этот спектакль и читать эту пьесу. И вообще читать прекрасного тонкого Алексея Николаевича Арбузова.
Каждый раз мне интересно было бы размотать линию трансформации Маши и других героев дальше и посмотреть, куда она выведет. Даже иногда хочется отдельно поразмышлять на эту тему, но ужасно не хочется лишать себя надежды на лучшее 🙂 Открытый финал почти у всех героев даёт надежду и светлое ощущение после спектакля. Словно весь спектакль мы долго раскапывали ящик Пандоры, а на дне всё-таки оказалась надежда. Надежда на Любовь.
. .
💬 Отзыв Александра Коваленко @aakovale
📷 Фото Александр Иванишин
📢 Дата ближайшего показа спектакля «Жестокие игры» - 21 декабря, театр имени Моссовета.
. .
#иринаклимова #театрмоссовета #театр #алексейарбузов #AllINeedIsYourLoveTonight #любовьспасетмир #всечтонамнужноэтолюбовь #увидимсявтеатре #ОтзывыЗрителей
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев