Появившись на свет в Новом Орлеане конца 19-го века, джаз быстро начал свое шествие по миру, постепенно появляясь на книжных страницах. Уже в 1927 году у Германа Гессе в «Степном волке» можно было прочитать следующее: «Джаз был мне противен, но он был в десять раз милей мне, чем вся нынешняя академическая музыка, своей веселой, грубой дикостью он глубоко задевал и мои инстинкты, он дышал честной, наивной чувственностью…Это была музыка гибели…, подобная музыка существовала, наверно, в Риме времен последних императоров» (пер. С. Апта). Герой романа противопоставляет первобытную чувственность джаза священной природе музыки Баха и Моцарта.
Восприятие джаза как африканской, варварской, даже дьявольской музыки было характерно для 1920–1930-х гг. На память приходят дикий берлинский фокстрот Андрея Белого, запечатленный современниками как один из самых странных перформансов эпохи, и легендарный «Грибоедовский джаз» из булгаковского «Мастера и Маргариты» (1928–1940): «Грохот золотых тарелок в джазе иногда покрывал грохот посуды, которую судомойки по наклонной плоскости спускали в кухню. Словом, ад».
В 1940-е джаз превратился в любимую музыку хипстеров и битников – любовь к гениям бопа Чарли Паркеру и Майлзу Дэвису стала маяком, по которому «белые негры» (см. эссе «Белый негр: поверхностные размышления о хипстере» Нормана Мейлера, 1957) узнавали друг друга в толпе.
В манифесте поколения «В дороге» (1951) Джек Керуак писал о джазе: «Да, перед нами были сыны американской боп-ночи. Они были порождением странным и удивительным: чернокожий альт-саксофонист задумчиво и гордо созерцал что-то над головами публики, а молодой, высокий и стройный блондин с денверской Куртис-стрит, в джинсах с утыканным заклепками ремнем, посасывал мундштук в ожидании, когда закончат остальные; а когда они закончили, вступил он, и невозможно было не насторожиться и не начать разыскивать то место, откуда зазвучало это соло, потому что исходило оно из прижатых к мундштуку ангельски улыбающихся губ и было тихим, нежным, волшебным соло на альте. Одинокий, как сама Америка, раздирающий душу звук в ночи» (пер. В. Когана).
Эта удивительная книга пропитана джазом не только на уровне содержания (в ней упоминаются все действующие на тот момент звезды – от Армстронга до более молодых Гиллеспи и Монка), но и в своей структуре. Керуак писал книгу «спонтанной прозой», ориентируясь на импровизации любимых джазменов и стараясь не допускать приглаживания текста. Многие исследователи «В дороге» говорили о джазовой природе романа, называя музыку «бьющимся сердцем книги».
Парадоксально, но со временем на символическом уровне джаз трансформировался из обязательного атрибута контркультуры в нечто буржуазно-ностальгическое. После психоделической революции 1960-х место «пугала» заняла рок-музыка, а джаз приобрел ранее не свойственные ему шик и лоск.
Но никуда не делось социальное значение джаза и та роль, которую он сыграл в борьбе афроамериканцев за свои права. Достаточно прочитать захватывающую автобиографию Майлза Дэвиса (Miles: The Autobiography, 1989), русское издание которой уже стало библиографической редкостью, или биографию великого саксофониста Джона Колтрейна (Луис Портер «Джон Колтрейн: жизнь и музыка», «Арт-Волохонка», Москва, 2015), чтобы понять изнанку успеха в музыкальном бизнесе, где расовая дискриминация долгое время была нормой для афроамериканских музыкантов.
🎼 Среди книг, посвященных джазу, отдельное слово стоит сказать о «Джазовых портретах» (1997) Харуки Мураками. Прославленный японский писатель известен также как бывший владелец популярного токийского джаз-бара и обладатель коллекции из 40 000 джазовых пластинок. Мураками неоднократно заявлял о влиянии Паркера и Дэвиса на свой литературный стиль. В «Джазовых портретах» он решил воздать должное своим кумирам – книга представляет собой любовно написанные эссе о 55 исполнителях и их пластинках из коллекции Мураками. Как и большинство его работ, она пользовалась международным успехом и может быть рекомендована любому неофиту для введения в мир джаза.
📍Книгу «Джазовые портреты» (1997) Харуки Мураками можно взять на дом в абонементе. А послушать музыку с винила – в аудиозале сектора литературы по искусству.
💻 Роман Каримов, главный специалист отдела культурных программ #Молчановка
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев